Начальная школа. Формирование эколого-педагогической компетентности родителей
Формирование эколого-педагогической компетентности родителей .
Одной из фундаментальных проблем современной педагогики является формирование экологической компетентности людей, которая рассматривается как интегративная характеристика личности, определяющая способность и готовность вести экологически обоснованную деятельность. Это связано с пониманием того, что основным фактором предотвращения дальнейшего нарушения экологического равновесия в биосфере является качественное изменение экологической культуры всего населения планеты. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологической компетентности позволяют говорить о необходимости её формирования.
Огромное влияние на становление основ экологического мировоззрения растущей личности, характера отношения к природе оказывает семья. В настоящее время наблюдается противоречие между целью экологического образования, его содержанием, методикой и уровнем эколого-педагогической компетентности родителей детей . Для решения указанной проблемы были разработаны блок программы для поставщиков услуг родителям детей , предполагающий уточнение представлений взрослых о многообразии ценностей природы, закономерностях процесса становления экологической культуры, знакомство со спецификой формирования экологической воспитанности как качества личности.
Выдвигая цель содействия формированию компетентности родителей в вопросах экологического воспитания, обучения и развития детей ,были обозначены следующие задачи:
Способствовать формированию экологической компетентности, предполагающей овладение основами экологии и развитие способности к разрешению экологических проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности;
Содействовать становлению психолого-педагогической компетентности в области экологического образования, предполагающей освоение содержания и методики экологического воспитания детей ;
Содействовать становлению мотивационной компетентности, предполагающей развитие потребности формировать у детей начала экологической культуры, интереса к природному миру и социально-значимых мотивов его защиты.
Содержание курса представлено пятью тематическими блоками.
Тема 1.
«Нам этот мир завещано беречь».
Экологические проблемы глобального, регионального и локального характера. Актуальность формирования на современном этапе развития цивилизации экологического сознания . Природа как универсальная ценность для человека. Необходимость формирования у всего населения планеты разумных потребностей.
Зависимость состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды. Требования к экологии жилища. Выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, занятий спортом. Правила поведения во время отдыха на природе, в экстремальных ситуациях.
Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы: познавательная, эстетическая, коммуникативная, психофизиологическая и др. функции.
Тема 2.
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Видовое разнообразие комнатных растений, их происхождение, биологические особенности; зависимость ухода за растениями от дифференцированных потребностей в различных факторах внешней среды. Аквариум как искусственная мини-экосистема; требования к оформлению аквариума, уходу за его обитателями. Биологическая характеристика класса птиц, особенности их содержания в домашних условиях. Подбор и содержание земноводных и пресмыкающихся; устройство террариума. Основные экологические группы млекопитающих; варианты оборудования клетки для грызунов (морские свинки, хомячки и пр.); условия содержания кошек и собак. Критерии выбора домашних питомцев (неприхотливость, безопасность для здоровья детей, типичность строения, представляют интерес для наблюдения).
Влияние привлечения детей к уходу за домашними питомцами на формирование знаний о потребностях живых организмов и способах их удовлетворения, трудовых умений, заботливого и ответственного отношения. Последовательность осуществления совместной трудовой деятельности: выявление состояния комнатных растений и самочувствия животных, определение недостающих компонентов жизненно важных условий (вода, корм, чистая подстилка и пр.); трудовые операции по улучшению условий жизни домашних питомцев; кратковременное наблюдение за животными, любование растениями.
Тема 3.
«Во саду ли, в огороде…».
Условия выращивания экологически безопасного урожая. Характеристика основных видов культурных растений.
Организация совместной с детьми трудовой деятельности по выращиванию растений в цветнике, садовом или приусадебном участке. Значение, содержание и особенности организации наблюдений за ростом и развитием живых объектов.
Тема 4.
«Из чего же, из чего же, из чего же сделаны…».
Понятие детской поисковой деятельности, ее роль в освоении знаний о природе, формировании познавательного интереса к ней. Условия организации и алгоритм проведения ЭПД: постановка задачи, анализ условий, выдвижение предположений, обсуждение их, определение способов проверки (наблюдение, опыт, моделирование, эвристическая беседа), формулирование детьми выводов.
Влияние организации целенаправленного, планомерного, активного восприятия объектов и явлений природы на развитие ребенка. Последовательность рассматривания природного объекта: кратковременное целостное восприятие; выделение основных структурных частей объекта; выделение мелких, малозаметных частей объекта, их связи с основными частями; повторное целостное восприятие.
Значение несложных опытов в выявлении скрытых особенностей объектов, в установлении детьми причинно-следственных связей и зависимостей в природе, в формировании познавательной активности, развитии любознательности. Содержание опытов с объектами неживой природы и растениями. Требования к организации и проведению опытов. Своеобразие методики руководства опытнической деятельностью (подготовка к опыту; этапность проведения опыта, фиксация изменений объекта, анализ результата). Воспитание бережного отношения к природе в процессе проведения опытов. Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей.
Использование энциклопедической, художественной и периодической литературы, настольно-печатных, словесных и компьютерных игр, телевизионных передач природоведческого содержания, посещение зоопарка и музейных экспозиций в целях обогащения и обобщения знаний детей, формирования познавательных умений, интереса и эмпатии к миру природы.
Тема 5.
«У природы нет плохой погоды».
Значение ежедневных прогулок для экологического воспитания детей.
Особенности организации наблюдений за явлениями природы, ее сезонными изменениями. Способы определения погоды: состояния неба, характера осадков, наличия ветра, степени тепла и холода. Зависимость состояния живых организмов и их видового состава от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Фиксация результатов наблюдений в виде графической модели.
Освоение данного содержания предполагается в рамках посещения родителями лекционных, практических и тренинговых занятий, а также выполнения заданий для самостоятельной работы.
Примерные задания для организации детско-родительского взаимодействия:
Спросите ребенка, знает ли он, для чего заяц меняет окраску шерсти? Как другие животные спасаются от врагов? Прочитайте ребенку сказку В. Бианки «Первая охота». Обсудите ее содержание: почему щенок не поймал выпь? На что стал похож удод, чтобы спастись от нападения? Почему жук-бомбардир не прятался от щенка, а смело шел ему навстречу? Сделайте вместе с ребенком вывод о том, что щенок никого не поймал потому, что каждое животное имеет свой способ защиты от врагов, и в этом проявляется его приспособление к среде обитания.
Познакомьте ребенка с народным названием дождевого червя – «выползок». Обсудите возможные причины появления червей на поверхности земли. Расскажите ребенку о роли дождевых червей в природе. Понаблюдайте, изменилось ли отношение ребенка к «противным червякам».
После рассматривания сосулек предложите детям ответить на вопросы: почему сосульки бывают только в начале весны? Почему сосульки отрываются и падают? Почему сосульки так называются, значит ли это, что их можно сосать?
Используя светильник и глобус, объясните ребенку последовательность и причину смены частей суток, времен года.
При активном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса педагогов- учащихся- родителей становится реальной цель нашей школы: выпустить в жизнь молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, компетентными, самостоятельными, способными совершенствовать себя и окружающий мир.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ