Открытое мероприятие «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Крылова Елена Александровна



«В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Учитель

Сегодня мы вас пригласили в гости на наше открытое мероприятие. Сейчас у нас массово развиваются шахматы, поэтому мы проводим наш открытый урок «В стране шахмат». У нас сегодня много гостей ….. представить……

Цель нашего занятия познакомится с шахматными фигурами. Тема так и называется «В стране шахмат».

Мы начнём с инсценировки сказки.


Выходят слон и конь.

Началась наша история с того, что дети пошли на экскурсию в зоопарк.

Девочка.

Слон- это самое крупное животное на земле. Обитают они в юго-восточной Азии и Африке. На слонов охотятся из-за их бивней, используемых в украшениях и поделках. Для предотвращения полного уничтожения слоны были занесены в Международную Красную книгу.


Мальчик.

Это конь - домашнее животное. Издревле помогал человеку трудиться в поле и охотиться.


Учитель

И вот подул ветер.


Ребята берут шарики, и под воображаемым ветром их уносит к замку. Пока дети летят на шариках, ребята меняют таблички животных на таблички белых пешек.

Пешки строевым шагом подходят к детям


Пешка белая

Стой! Кто идёт?


Пешка чёрная

Вы арестованы!


Девочка

Вы наверно шутите?


Пешка белая

Нет, вы арестованы!


Подводят за руки к королю, который уже сидит на троне.


Пешка чёрная

Мы поймали шпиона!


Король

Шпиона?


Девочка

Мы не шпионы!

Король

Я думаю, что я тут сам не справлюсь (хлопает в ладоши и появляется ферзь).


Ферзь

Что случилось, Ваше величество?


Король

У нас тут шпионы!


Мальчик

Мы не шпионы! Мы гуляли по зоопарку, и нас унёс ветер, к какой-то крепости. И какие-то белые человечки нас привели к вам.


Ферзь

Наверно вы в гости пришли? Присаживайтесь!


Король

Я король необычного королевства и войско у меня тоже обычное.


Девочка

Это интересно. Расскажите о своём королевстве.


Король

Раньше, давным–давно, жил старый король. Он был совсем обычный. И королевство тоже было обычное. И было у этого короля 2 сына: белый королевич и чёрный королевич. А звали их так, потому что один любил носить только белую одежду, а другой только чёрную. Старый король умер, а сыновья стали враждовать и воевать между собой. Как то пришёл к ним старец.


Старец

Здравствуйте! Я принёс вам очень яркую и красочную игру. Она называется шахматы. (протягивает доску с фигурами). Там 2 королевства.

Белый отряд, чёрный отряд-

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном

Точно такой же в отряде другом.

В каждом отряде - ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи

Рядом с ладьями кони видны

Рядом с конями встали слоны

Кто ж посредине? Ферзь с королём

Самые главные в войске своём.

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет-

Белый на белом квадрате стоит,

Чёрному чёрный удачу сулит

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзя с королями нельзя!

А перед всеми – ладьёй и конём-

Перед слоном, королём и ферзём-

Пешки малютки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.



Король

После того, как старец им предложил эту замечательную игру – братья больше не враждовали между собой. И любое свободное время они занимал игрой в шахматы.


Девочка

Ваше величество, а покажите нам, как ходят фигуры.


Король

Конечно, покажу.


К этому времени стоят дети с карточкой ладьи.


Король

Это ладьи. Они ходят только по прямым линиям: вертикалям и горизонталям.

Ладьи маршируют по прямым линиям. В это время готовятся белый и чёрный кони.


Король

Это мои кони. Они ходят буквой «Г». Прыг скок и в бок.


Кони маршируют как фигуры коней. В это время готовятся слоны.


Король

А это мои слоны. У них есть одна особенность. Белый слон ходит только по белым клеткам, а чёрный только по чёрным. Они ходят по диагонали Они никогда не встречаются.


Слоны маршируют как нужно. А в это время готовятся ферзи.


Король

А с этим персонажем вы знакомы. Он может ходить как любая фигура, но только не так как конь. Такой же советник есть и у моего брата.


Ферзь марширует по клеткам. А в это время готовятся пешки.


Король

А это - пешки. Они идут только вперёд и не поворачивают назад. А дойдя до последней клетки могут стать другой фигурой.


Пешки показывают, как они ходят.


Король

А я хожу всего лишь на одну клетку в любую сторону.


Мальчик

А почему вы так недалеко ходите? Ведь вы самая главная фигура.


Король

Потому что мои фигуры должны меня защищать. И я не могу от них далеко отходить.


Учитель

Спасибо большое. Теперь я попрошу своих помощников занять свои места. И проверю, как наши гости хорошо запомнили нашу сказку. Помните, что вы должны дождавшись окончания вопроса поднимать руку и не выкрикивать с места.

-Каких зверей дети встретили в зоопарке? (слона и коня)

-Что случилось с главными героями потом? (улетели на воздушных шарах в волшебную страну шахмат)

-Кого первым увидели дети? (пешек)

-Что с ними сделали пешки? (арестовали)

-Куда отвели детей пешки? (к королю)

-Кто пришёл на помощь королю? (ферзь)

-Как звали сыновей старого короля? (белый королевич и чёрный королевич)

-Что делали королевичи после смерти отца? (воевали)

-Кто прекратил эту вражду? (старец)

-Чему он их научил? (игре в шахматы)

-Покажите мне, как ходит Ладья? Слон белопольный? Слон чернопольный Пешка? Ферзь? Король?

Теперь я проверю, как же вы внимательно слушали старца и научились расставлять фигуры. Сейчас мы устроим эстафету. У нас есть 2 шахматные доски. И попробуем (кто, как запомнил) расставить фигуры. Мне нужны 2 команды по 4 человека. Условие: подходите к шахматной доске, выставляете фигуру, возвращаетесь передаёте эстафету своему товарищу по команде и встаёте назад.


Эстафета



Спасибо больше всем, я смотрю вы внимательно слушали старца и фигуры расставили правильно. А сейчас я буду загадывать загадки, а ваша задача определить о какой фигуре идёт речь.

1. Фигура эта так упряма,
Что из угла идёт лишь прямо.
Ходить умеет по вертикали
И ещё по горизонтали. (Ладья)

2. Хоть важная фигура - трусливая натура,
И ходит лишь на клеточку одну.
Других фигур работа - лишь на него охота.
Его поймаю и закончу я игру. (Король)

3. Этот воин очень смелый,
Чуть ладью вчера не съел он.
По диагонали строго ходит,
Порядок на доске наводит. (Слон)

4. В начале боя встали в ряд
Все восемь маленьких солдат.
Когда свой первый ход свершают,
То через клеточку шагают,
Потом по клеточке одной
Едят врагов лишь по косой.
Они назад не отступают,
И в бой их первыми бросают. (Пешки)

5. Его травой кормить не надо.
Он любит буквой "Г" ходить.
Пусть пешки встали плотным рядом,
Вперёд он сможет проскочить. (Конь)

6. Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.
Ну, а захочет, так и по горизонтали.
Её ходы не просто угадать -
И по диагонали может пошагать. (Ферзь)

Вы все поняли как ходят фигуры, но мы их ещё не совсем узнали. А теперь поиграем в другую игру. Она называется «Угадай фигуру» С завязанными глазами нужно на ощупь отгадать шахматную фигуру


Ирга «Угадай фигуру»


И напоследок я хотела бы вас поблагодарить за хороший урок и раздать небольшие призы, но вы должны угадать и верно назвать свои призы.

На каждой конфете скотчем приклеено изображение фигуры, кто угадал, тому и достаётся конфета.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ