Парламентский час во 2 классе
МАОУ «Начальная школа – детский сад №15»
Парламентский час
во 2 классе
Аудитория - начальная школа
Автор: учитель начальных классов: Зырянова М.С.
г.Кунгур
2013
Пояснительная записка
Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане МАОУ «Начальная школа – детский сад №15» отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, социальная, оздоровительно – спортивная, творческая, трудовая.
ФГОС нового поколения предлагает нам 5 направлений внеурочной деятельности:
Духовно-нравственное;
Социальное;
Общеинтеллектуальное;
Общекультурное;
Спортивно-оздоровительное.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Все эти направления мы стараемся реализовывать через разные формы работы:
Диспуты
Часы общения
Соревнования
Турниры
Экскурсии
Конкурсы, олимпиады
Беседы о родном крае
Конференции
Исследовательская деятельность
Проектирование
Выставки
По традиции каждый год в нашей школе проходит парламентский урок, целью которого является изучение основ родного края, воспитание человека-гражданина, формирование активной жизненной позиции.
В этом учебном году наш класс принял активное участие в краевом конкурсе «Будущие законодатели Пермского края», где были представлены работы-рисунки детей (10 участников) и конспект парламентского урока. Работа Дерендяевой Карины «Стелла г.Кунгура» была отмечена дипломом 2 степени.
Конспект занятия сегодня я и предлагаю Вашему вниманию.
2.Разработка занятия
«Человек и закон»
Цель — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения, активной жизненной позиции
Задачи:
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
ознакомление с основным законом нашей страны – Конституцией.
Формы проведения:
создание проблемного вопроса «Какие вопросы возникают, читая тему занятия «Человек и закон», создание детьми новых вопросов для решения проблемы;
просмотр видео-ролика «Жизнь нашего класса»;
работа с использованием презентации «Человек и закон» ;
групповая работа «Составление предложений о Конституции РФ» - итог занятия;
работа в парах «Делаем Флаг РФ» из цв.бумаги;
исполнение детьми песни «Моя семья» А.Ермолаева
просмотр видео-ролика «Гимн РФ»
Особенностью оформления данного классного часа является наличие государственной символики: герба и флага Российской Федерации. Для сопровождения рассказа учителя использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы.
Оборудование:
мультимедийная презентация «Человек и закон»,
проектор, ноутбук, экран, колонки,
видеоролики «Жизнь класса», «Россия», «Герб России»,
карточки со словами (человек, закон, государство, природа, школа, класс, гражданин), карточки для групповой работы для составления предложений о Конституции РФ, карточки со словами (законы, Устав школы, правила поведения в школе, семейные ценности)
физическая карта России, цветная бумага, клей для групповой работы «Флаг РФ»
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о законах и о том, какие мы с вами законопослушные граждане.
Работа над соответствием слов. Коллективная работа.
- У меня на доске карточки со словами, прочитаем их:
Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс.
- Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова. Кто первый?
Дети отвечают:
- Человек и природа – Человек – часть природы.
- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.
- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.
- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.
- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.
- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.
Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы.
- А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни.
Просмотр видео-ролика «Жизнь класса».
Учитель: Читаем тему презентации «Человек и закон».(открываем слайд №1) Какие вопросы вам хочется задать, читая эту тему?
Ответы детей:
- Что такое закон?
- Связан ли закон с семьей?
- Как можно научиться выполнять законы в школе?
- Как называется главный закон общества?
Открываем слайд №2.
- А теперь прочитайте вопросы, они практически совпадают с тем, что сказали вы.
Дети читают вопросы
1. Что такое ЗАКОН?
2. Когда мы впервые сталкиваемся с ЗАКОНОМ?
3. Кто такой ГРАЖДАНИН?
4. Что такое ЗАКОНЫ семьи?
5. Что такое ЗАКОНЫ школы?
6. Как называется главный ЗАКОН общества?
7. Кто помогает издавать законы?
- Давайте начнем разбираться. Что такое закон?
- Как вы думаете, ваши версии?
Дети отвечают: Закон – это правила, которые должны выполнять все люди.
Открываем слайд №3.
- Учитель читает:
Законы - это
в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом,
все установленные государством общегосударственные правила.
- Когда человек впервые сталкивается с законами жизни?
Ответы детей:
- В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно.
Учитель:
- А какие правила могут быть в семье?
Ответы детей:
- Родители проверяют у нас уроки. Мама с папой заботятся о нас, чтобы у нас была одежда, все для школы, кормят нас. Гуляют с нами.
Открываем слайд №4 и читаем:
Примерные правила в семье:
1.Назначение обязанностей.
2. Контроль за тем, какие фильмы и передачи смотрят дети.
3. Осведомленность об успеваемости.
4. Семейный ужин 5-7 раз в неделю.
5. Установление времени возвращения домой с прогулок и после уроков.
Учитель:
Подведем итог. Значит для чего ребенку нужна семья?
Ответы детей:
- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.
Учитель: В семье закладываются семейные ценности.
Дети поют песню «Моя семья» Александра Ермолаева.
Открываем слайд №5.
- Кто такой гражданин? Прочитайте, пожалуйста.
1. Житель, горожанин.
2. Член общества, народа, состоящего под одним общим управлением, подчиненного общему для всех закону.
Учитель:
- Что такое законы семьи?
Дети: это правила, например, приходить домой после прогулки вовремя.
- Правильно. Родители вас поддерживают в вашей учебе, во всех делах. Вовы Галаева родители приняли активное участие в ярмарке, а также у Кати Араслановой, у Даши Горшковой – бабушка.
Открываем слайд №6 .
Традиции, правила, семейные ценности – это ваши родители пришли вместе с вами 1 сентября, как будто первый раз в первый класс. Словно школьники, родители волновались и собирали вас в школу. А семейные праздники вспомните, как это здорово, когда семья собирается всей семьей, приходят бабушки и дедушки.
Учитель:
- Что относится к законам школы? Вы только посмотрите, как стараются Вова с Катей и все остальные ребята, которых здесь не видно, чему они подчиняются?
Дети:
- Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе.
- Как радовались вы, когда осилила азбуку и получили новые учебники для дальнейшего обучения. Какие вы молодцы!
- И для взрослых, и детей в школе есть закон и называется он - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса.
- Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты.
Открываем слайд №7.
Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).
На этом слайде мы видим депутатов Пермского края.
Дмитрий Скриванов – депутат Законодательного собрания Пермского края, первый заместитель Законодательного собрания Пермского края.
Сергей Клепцин – председатель комитета Законодательного собрания Пермского края.
Открываем слайд №8.
Они помогают воплотить в жизнь – «Мамин выбор», региональный материнский капитал, а также принимают законопроекты, способные сделать регион привлекательным для жизни и самореализации, о создании и поддержании социальных лифтов.
Просмотр видео-ролика «Россия – мы дети твои»
Открываем слайд №9
Дети читают:
Конституция – основной закон нашего государства
Слайд №10
В Конституции прописаны государственные символы РФ.
"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
- Что мы знаем о создании гербов?
1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.
2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.
3 ученик: - Попробуем прочесть герб РФ.
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
4 ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Дата принятия: 20.12.2000 г.
Слайд №11.
Флаг РФ –
Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Работа в парах – делаем флаг России
Учитель:
- У вас на столах цветная бумага. Постарайтесь быстро и аккуратно сделать флаг РФ. На работу 5 минут.
- Молодцы. Фотографируемся на память о такой замечательной работе.
Гимн России
6 ученик: Музыкальная редакция Государственного гимна Российской Федерации сделана художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра Российской Федерации, народным артистом Российской Федерации, композитором Павлом Овсянниковым. Слова Сергея Михалкова
7 ученик: Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.
Слайд №12.
Учитель:
- Кто в нашей стране президент ?
Президент России – В.В. Путин.
При вступлении в должность Президент
Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.
- Делаем вывод.
Что такое конституция?
Слово «конституция» проиcходит от лат. constitutio – установление, постановление.
Конституция РФ – это основополагающий учредительный политико- правовой нормативный акт, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством.
Именно 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция новой страны. А с 19 сентября 1994г. этот праздник стал государственным и был объявлен выходным днем.
В любой стране провозглашение новой Конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.
С этой точки зрения российская Конституция – не исключение, и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. Заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации.
Слайд № 13.
- Кто является источником власти в государстве?
- Конституция РФ провозглашает
источником власти в государстве народ
Слайд № 14.
Конституция РФ состоит из девяти глав и 137 статей.
Вводная часть Конституции называется преамбулой (предисловием).
Глава1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
- Попробуем объяснить значения этих слов, которые у меня на доске. Читаем первое…
- Подведем итог вышесказанному:
Дети говорят:
Парламент - высший законодательный и представительный орган в демократических государствах.
Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, обладает всей совокупностью прав, свобод и обязанностей, установленных в государстве.
Федеральное собрание - парламент РФ, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).
Свободы человека - отсутствие ограничений в поведении, что не запрещает закон.
Учитель:
- Подведем итоги. Что такое конституция?
Конституция - это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.
Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой.
Слайд №15.
Конституция позволяет защищать права и законные интересы человека и гражданина российской Федерации.
Несомненно, настоящий гражданин прекрасно осознает и свои права, и свободы, и обязанности.
Учитель:
- Узнаем, что вы поняли. Сейчас я вам раздам карточки со словами, из которых необходимо составить предложение на сегодняшнюю тему «Человек и закон».
Работа в группах по 4-5 человек.
- Проверяем составленные предложения. Каждая группа читает свое предложение хором.
1. Источником власти является народ.
2. Главная песня страны – Гимн России.
3. Депутаты принимают законы.
4. Конституция – основной закон Российской Федерации.
Учитель:
- Для чего человеку нужны законы?
- Кто их издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ)
Итог занятия
- Какие законы необходимо выполнять вам, ученикам, чтобы называть себя достойными гражданами России? (Конституцию РФ, Устав школы, Правила поведения для учащихся в школе).
- Кто вносит поправки в законы для нашего же блага? (депутаты)
Итог урока
- И в заключение нашего занятия
смотрим ролик «Гимн России». Слушаем ролик стоя.
(После прослушивания гимна и просмотра видеоролика дети аплодируют.)
Учитель:
- Я вижу по вашему настроению, что наш урок вам понравился.
- Спасибо всем за работу. Молодцы.
3.Методические рекомендации
Данное мероприятие лучше всего проводить в несколько этапов:
1.Знакомство детей с Конституцией России
2. Знакомство детей с нормативными документами школы: Уставом школы и Правилами поведения учащихся
3. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
4. Час творчества - конкурс рисунков «Мой родной край»
5. Изучение песен о родине, семье
До проведения часа необходимо провести знакомство детей с Конституцией России, Уставом школы и Правилами поведения в школе, Конвенцией о правах ребенка.
Парламентский час будет итоговым мероприятиям, подведением итогов всей ранее проведенной работы.
4. Список использованной литературы:
Конституция РФ Смоленский М.Б. Издательство «Литература» 2012
Конвенция о правах ребенка Издательство «Кнорус» 2012
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ