Парламентский час во 2 классе

МАОУ «Начальная школа – детский сад №15»

















Парламентский час

во 2 классе

Аудитория - начальная школа









Автор: учитель начальных классов: Зырянова М.С.







г.Кунгур

2013


  1. Пояснительная записка

Согласно ФГОС НОО в Базисном учебном плане МАОУ «Начальная школа – детский сад №15» отводится 10 часов на организацию занятий по направлениям внеучебной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, социальная, оздоровительно – спортивная, творческая, трудовая.

ФГОС нового поколения предлагает нам 5 направлений внеурочной деятельности:

  1. Духовно-нравственное;

  2. Социальное;

  3. Общеинтеллектуальное;

  4. Общекультурное;

  5. Спортивно-оздоровительное.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Все эти направления мы стараемся реализовывать через разные формы работы:

  1. Диспуты

  2. Часы общения

  3. Соревнования

  4. Турниры

  5. Экскурсии

  6. Конкурсы, олимпиады

  7. Беседы о родном крае

  8. Конференции

  9. Исследовательская деятельность

  10. Проектирование

  11. Выставки

По традиции каждый год в нашей школе проходит парламентский урок, целью которого является изучение основ родного края, воспитание человека-гражданина, формирование активной жизненной позиции.

В этом учебном году наш класс принял активное участие в краевом конкурсе «Будущие законодатели Пермского края», где были представлены работы-рисунки детей (10 участников) и конспект парламентского урока. Работа Дерендяевой Карины «Стелла г.Кунгура» была отмечена дипломом 2 степени.

Конспект занятия сегодня я и предлагаю Вашему вниманию.




2.Разработка занятия

«Человек и закон» 

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения, активной жизненной позиции

Задачи:

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • ознакомление с основным законом нашей страны – Конституцией.

Формы проведения:

  • создание проблемного вопроса «Какие вопросы возникают, читая тему занятия «Человек и закон», создание детьми новых вопросов для решения проблемы;

  • просмотр видео-ролика «Жизнь нашего класса»;

  • работа с использованием презентации «Человек и закон» ;

  • групповая работа «Составление предложений о Конституции РФ» - итог занятия;

  • работа в парах «Делаем Флаг РФ» из цв.бумаги;

  • исполнение детьми песни «Моя семья» А.Ермолаева

  • просмотр видео-ролика «Гимн РФ»

  • Особенностью оформления данного классного часа является наличие государственной символики: герба и флага Российской Федерации. Для сопровождения рассказа учителя использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. 

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Человек и закон»,

  • проектор, ноутбук, экран, колонки,

  • видеоролики «Жизнь класса», «Россия», «Герб России»,

  • карточки со словами (человек, закон, государство, природа, школа, класс, гражданин), карточки для групповой работы для составления предложений о Конституции РФ, карточки со словами (законы, Устав школы, правила поведения в школе, семейные ценности)

  • физическая карта России, цветная бумага, клей для групповой работы «Флаг РФ»

    Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о законах и о том, какие мы с вами законопослушные граждане.

  • Работа над соответствием слов. Коллективная работа.

- У меня на доске карточки со словами, прочитаем их:

Государство, человек, закон, семья, гражданин, общество, школа, класс.

- Давайте попробуем найти взаимосвязь между этими словами. Берем по два слова. Кто первый?

Дети отвечают:

- Человек и природа – Человек – часть природы.

- Человек и общество – Человек живет среди людей, в обществе.

- Природа и закон – В природе есть закон, если мы его нарушаем, происходят катастрофы.

- Школа и закон – В школе существуют свои законы – это правила.

- Класс и школа – В школе много классов, которые живут своей интересной жизнью и общими интересами.

- Государство и закон – Жители любой страны, живя в обществе, должны соблюдать законы.

Учитель: Спасибо за ваши интересные и правильные ответы.

- А сейчас давайте вспомним некоторые моменты из вашей школьной жизни.

  • Просмотр видео-ролика «Жизнь класса».

Учитель: Читаем тему презентации «Человек и закон».(открываем слайд №1) Какие вопросы вам хочется задать, читая эту тему?

Ответы детей:

- Что такое закон?

- Связан ли закон с семьей?

- Как можно научиться выполнять законы в школе?

- Как называется главный закон общества?

Открываем слайд №2.

- А теперь прочитайте вопросы, они практически совпадают с тем, что сказали вы.

Дети читают вопросы

  • 1. Что такое ЗАКОН?

  • 2. Когда мы впервые сталкиваемся с ЗАКОНОМ?

  • 3. Кто такой ГРАЖДАНИН?

  • 4. Что такое ЗАКОНЫ семьи?

  • 5. Что такое ЗАКОНЫ школы?

  • 6. Как называется главный ЗАКОН общества?

  • 7. Кто помогает издавать законы?

- Давайте начнем разбираться. Что такое закон?

- Как вы думаете, ваши версии?

Дети отвечают: Закон – это правила, которые должны выполнять все люди.

Открываем слайд №3.

- Учитель читает:

Законы - это

в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом,

все установленные государством общегосударственные правила.

- Когда человек впервые сталкивается с законами жизни?

Ответы детей:

- В своей семье. Когда он рождается, его учат мама и папа жить и вести себя правильно.

Учитель:

- А какие правила могут быть в семье?

Ответы детей:

- Родители проверяют у нас уроки. Мама с папой заботятся о нас, чтобы у нас была одежда, все для школы, кормят нас. Гуляют с нами.

Открываем слайд №4 и читаем:

Примерные правила в семье:

  • 1.Назначение обязанностей.

  • 2. Контроль за тем, какие фильмы и передачи смотрят дети.

  • 3. Осведомленность об успеваемости.

  • 4. Семейный ужин 5-7 раз в неделю.

  • 5. Установление времени возвращения домой с прогулок и после уроков.

Учитель:

Подведем итог. Значит для чего ребенку нужна семья?

Ответы детей:

- В семье нас учат говорить, ходить, играть, рассказывают нам, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель: В семье закладываются семейные ценности.

  • Дети поют песню «Моя семья» Александра Ермолаева.


Открываем слайд №5.

- Кто такой гражданин? Прочитайте, пожалуйста.

  • 1. Житель, горожанин.

  • 2.  Член общества, народа, состоящего под одним общим управлением, подчиненного общему для всех закону.

Учитель:

- Что такое законы семьи?

Дети: это правила, например, приходить домой после прогулки вовремя.

- Правильно. Родители вас поддерживают в вашей учебе, во всех делах. Вовы Галаева родители приняли активное участие в ярмарке, а также у Кати Араслановой, у Даши Горшковой – бабушка.

Открываем слайд №6 .

Традиции, правила, семейные ценности – это ваши родители пришли вместе с вами 1 сентября, как будто первый раз в первый класс. Словно школьники, родители волновались и собирали вас в школу. А семейные праздники вспомните, как это здорово, когда семья собирается всей семьей, приходят бабушки и дедушки.

Учитель:

- Что относится к законам школы? Вы только посмотрите, как стараются Вова с Катей и все остальные ребята, которых здесь не видно, чему они подчиняются?

Дети:

- Правилам поведения на уроках, на переменах, в школе.

- Как радовались вы, когда осилила азбуку и получили новые учебники для дальнейшего обучения. Какие вы молодцы!

- И для взрослых, и детей в школе есть закон и называется он - Устав школы – это правовой акт в системе нормативного регулирования отношений участников образовательного процесса.

- Общество – это мы с вами, это народ, который живет, придерживаясь Конституции – основного закона РФ и других законов, которые для нашего блага издают депутаты.

Открываем слайд №7.

Депутат - лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).

На этом слайде мы видим депутатов Пермского края.

Дмитрий Скриванов – депутат Законодательного собрания Пермского края, первый заместитель Законодательного собрания Пермского края.

Сергей Клепцин – председатель комитета Законодательного собрания Пермского края.

Открываем слайд №8.

Они помогают воплотить в жизнь – «Мамин выбор», региональный материнский капитал, а также принимают законопроекты, способные сделать регион привлекательным для жизни и самореализации, о создании и поддержании социальных лифтов.

  • Просмотр видео-ролика «Россия – мы дети твои»

Открываем слайд №9

Дети читают:

Конституция – основной закон нашего государства

Слайд №10

В Конституции прописаны государственные символы РФ.

"Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, существует до тех пор, пока существует данный тип государства. Как правило, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства. Так современный герб РФ не похож ни на герб Российской империи, ни на гербы СССР или РСФСР, но частично несет в себе их образы, цвета и символы.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

3 ученик:  - Попробуем прочесть герб РФ.

 На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

4 ученик: Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

5 ученик: На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Дата принятия: 20.12.2000 г.

Слайд №11.

Флаг РФ –

Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, что обозначают три цвета на флаге.

Снежинки так прекрасны и легки, 

Как совершенны у ромашки лепестки, 

Как на доске строка написанная мелом, 

Мы говорим сейчас о цвете … (белом) 

Спокойны и чисты рек русских воды 

Прозрачны и светлы как вечер зимний 

И благородны и просторны неба своды 

Художник их раскрасил в … (синий) 

Россия много войн пережила 

И наши деды умирали не напрасно 

И верность Родине их к славе привела 

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

  • Работа в парах – делаем флаг России
    Учитель:

- У вас на столах цветная бумага. Постарайтесь быстро и аккуратно сделать флаг РФ. На работу 5 минут.

- Молодцы. Фотографируемся на память о такой замечательной работе.

Гимн России

6 ученик: Музыкальная редакция Государственного гимна Российской Федерации сделана художественным руководителем и главным дирижером Президентского оркестра Российской Федерации, народным артистом Российской Федерации, композитором Павлом Овсянниковым. Слова Сергея Михалкова

7 ученик: Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.



Слайд №12.

Учитель:

- Кто в нашей стране президент ?

Президент России – В.В. Путин.

При вступлении в должность Президент

Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать КонституциюРФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

- Делаем вывод.

Что такое конституция?

  • Слово «конституция» проиcходит от лат. constitutio – установление, постановление.

  • Конституция РФ – это основополагающий учредительный политико- правовой нормативный акт, основной закон государства, закрепляющий устройство государства и обладающий высшей юридической силой.

  • Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г., провозгласившая Россию правовым государством.

  • Именно 12 декабря 1993г. всенародным голосованием была принята новая Конституция новой страны. А с 19 сентября 1994г. этот праздник стал государственным и был объявлен выходным днем.

  • В любой стране провозглашение новой Конституции знаменует очень важную поворотную веху в истории этой страны. Новая Конституция – зеркало глубоких изменений в самих основах жизни государства.

  • С этой точки зрения российская Конституция – не исключение, и принята она была для того, чтобы юридически закрепить уже произошедшие перемены. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. Заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации.

Слайд № 13.

- Кто является источником власти в государстве?

- Конституция РФ провозглашает
источником власти в государстве народ

Слайд № 14.

Конституция РФ состоит из девяти глав и 137 статей.
Вводная часть Конституции называется преамбулой (предисловием).

  • Глава1. Основы конституционного строя.

  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

  • Глава 3. Федеративное устройство.

  • Глава 4. Президент Российской Федерации.

  • Глава 5. Федеральное Собрание.

  • Глава 6. Правительство Российской Федерации.

  • Глава 7. Судебная власть

  • Глава 8. Местное самоуправление.

  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

- Попробуем объяснить значения этих слов, которые у меня на доске. Читаем первое…

- Подведем итог вышесказанному:

Дети говорят:

  • Парламент - высший законодательный и представительный орган в демократических государствах.

  • Гражданин - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству, обладает всей совокупностью прав, свобод и обязанностей, установленных в государстве.

  • Федеральное собрание - парламент РФ, состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

  • Депутат -  лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть).

  • Свободы человека - отсутствие ограничений в поведении, что не запрещает закон.

Учитель:

- Подведем итоги. Что такое конституция?

  • Конституция - это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, фиксирует права и обязанности граждан.

  • Велика роль конституции как юридического документа. Она основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой.


Слайд №15.

  • Конституция позволяет защищать права и законные интересы человека и гражданина российской Федерации.

  • Несомненно, настоящий гражданин прекрасно осознает и свои права, и свободы, и обязанности.

Учитель:

  • - Узнаем, что вы поняли. Сейчас я вам раздам карточки со словами, из которых необходимо составить предложение на сегодняшнюю тему «Человек и закон».

  • Работа в группах по 4-5 человек.

- Проверяем составленные предложения. Каждая группа читает свое предложение хором.

1. Источником власти является народ.

2. Главная песня страны – Гимн России.

3. Депутаты принимают законы.

4. Конституция – основной закон Российской Федерации.

Учитель:

- Для чего человеку нужны законы?

- Кто их издает? (Государственная Дума – депутаты, а утверждает Президент РФ)

  • Итог занятия

- Какие законы необходимо выполнять вам, ученикам, чтобы называть себя достойными гражданами России? (Конституцию РФ, Устав школы, Правила поведения для учащихся в школе).

- Кто вносит поправки в законы для нашего же блага? (депутаты)

  • Итог урока

- И в заключение нашего занятия

  • смотрим ролик «Гимн России». Слушаем ролик стоя.

(После прослушивания гимна и просмотра видеоролика дети аплодируют.)

Учитель:

- Я вижу по вашему настроению, что наш урок вам понравился.

- Спасибо всем за работу. Молодцы.

3.Методические рекомендации


Предложенный материал можно использовать учителям начальных классов не только как парламентский час, но и как час общения на занятиях группы продленного дня или на занятиях кружковой деятельности «Гражданин России».

Данное мероприятие лучше всего проводить в несколько этапов:

1.Знакомство детей с Конституцией России

2. Знакомство детей с нормативными документами школы: Уставом школы и Правилами поведения учащихся

3. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка

4. Час творчества - конкурс рисунков «Мой родной край»

5. Изучение песен о родине, семье

До проведения часа необходимо провести знакомство детей с Конституцией России, Уставом школы и Правилами поведения в школе, Конвенцией о правах ребенка.

Парламентский час будет итоговым мероприятиям, подведением итогов всей ранее проведенной работы.













4. Список использованной литературы:

  1. Конституция РФ Смоленский М.Б. Издательство «Литература» 2012

  2. Конвенция о правах ребенка Издательство «Кнорус» 2012




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ