ПЛАН-КОНСПЕКТ "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" 4 Класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Учитель начальных классов
МБОУ «ИСОШ № 1 им. Н.П.Наумова»
Пономарева И.Л.
Тема. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Цель урока. Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло», представление понятий греха, раскаяния и воздаяния в религиозных культурах мира.
Задачи урока.
Выявить черты сходства и различия понятий «грех», «раскаяние» и «воздаяние» в разных религиозных традициях.
Развитие универсальных учебных действий:
личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развивать этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения и чувства прекрасного на основе знакомства с репродукциями мировой и отечественной культуры;
регулятивные:
- обучать учащихся умению принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
познавательные:
- развивать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии;
коммуникативные:
- развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Используя технологию продуктивного чтения, учащиеся учатся ориентироваться в соответствующих словарях, использовать такие виды чтения, как изучающее и поисковое, обобщать и преобразовывать полученную информацию из сплошного текста в таблицу.
ЭТАПЫ УРОКА
ХОД УРОКА
Формирование УУД
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний, формулирование темы и целей.
II.Первичное восприятие и усвоение нового материала.
III.Преобразование теоретических знаний в таблицу.
IV.Применение теоретических знаний в новых условиях.
V.Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности.
VI.Домашнее задание.
VII.Рефлексия.
СЛАЙД 1.
На фоне песенки кота Леопольда 1 куплета.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас несколько необычный урок, потому что на нем присутствуют гости. Когда в дом приходят гости, их всегда хочется чем-то порадовать. Ведь так? Надеюсь, что наших гостей вы порадуете отличными знаниями и прекрасной работой на уроке.
-Сегодня мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, как в светском, так и в религиозном аспекте, узнаем новое, познакомимся с творениями художников. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.
СЛАЙД 2.
На фоне песенки кота Леопольда появляются картинки.
- О чем мы будем с вами говорить?
(о добре и зле)
- Попробуйте подобрать к слову зло синоним, но в религиозном аспекте.
(сотворить зло, совершить грех)
- Какое чувство испытывает человек, совершивший недобрый поступок и ему от этого очень неприятно?
(чувство стыда, вины, его гложет совесть, он раскаивается)
- Я добавлю еще одно слово. Мы о нем поговорим немного позже, а вы попробуйте собрать все слова в тему урока.
СЛАЙД 3.
«ДОБРО И ЗЛО. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗДАЯНИЯ»
-Какие вопросы можно поставить к этой теме?
(Что такое добро? Зло? Грех? Раскаяние? Воздаяние? Как появилось добро? Зло? Грех? Как об этом говорится в других религиях?)
(после высказываний учащихся по щелчку появляется вопрос урока)
??? урока. Как и одинаково ли об этом говорится в религиях мира?
- Где найдем ответы?
(в словарях, в учебнике, Интернете)
- Всю полученную информацию вы должны будете преобразовать в таблицу. Работать будете в парах, не забывайте о правилах сотрудничества. Подпишите столбики. В каких четырех религиях мы будем рассматривать эти понятия?
( христианство, иудаизм, ислам, буддизм)
- Так что такое добро и зло? Как вы считаете?
(высказывания детей)
- А что говорит словарь? Найдите информацию.
(добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними;
Зло – противоположность добра)
СЛАЙД 4.
- Где граница между добром и злом? Как они появились в мире и как в связи с этим должен вести себя человек?
- Вопросы добра и зла издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему.
СЛАЙД 5.
- Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы, и появились они одновременно с сотворением мира.
СЛАЙД 6.
- Древние греки считали, что все беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир из-за женщины. Они вырвались из ящика, который из любопытства открыла Пандора.
СЛАЙД 7.
- Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится Библии.
Перед вами репродукция картины итальянского художника Венчеслао Петера. Бог поселил первых людей, Адама и Еву, в прекрасном совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех них человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать плоды этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека.
СЛАЙД 8.
- Посмотрите на гравюру известного немецкого графика Юлиуса Шнорра. Предположите, кто перед нами и что произошло?
(вероятно, Адам и Ева нарушили эту заповедь, им стыдно, они отвернули лица)
- А какие еще чувство испытывают Адам и Ева?
(раскаяние и сожаление)
-В позе Адама и горечь содеянного греха, и страх смерти,ощущение беспредельного человеческого отчаяния. В позе Евы и стыд, и унижение, и раскаяние видны в том, как она сложила руки, как она опустила голову, ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие.
- Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть, чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Но вместо этого, Адам стал обвинять свою жену, которую создал Бог, Ева – змея, которого создал Бог, а змей – дерево, которое посадил Бог в райском саду. И тогда,Бог принял тяжелое, но правильное решение. Отныне, змеи будут ползать на брюхе, женщина будет покорятся мужу и в муках рожать детей. Мужчина же в поте лица будет добывать хлеб. Кроме этого Адам и Ева больше не могут оставаться в райском саду Эдеме и жить вечно.
Так были изгнаны из райского жилища, первые люди, непослушавшиеся Бога. Они узнали зло и потеряли полное блаженство, которым наслаждались, пока были невинны.
- Как о том, что произошло, говорится в учебнике?
(стр. 25)
- Преобразуйте полученные знания в таблицу. Какую часть заполняете?
- Так, что же надо было сделать Адаму и Еве, чтобы остаться в раю?
( им надо было покаяться)
СЛАЙД 9.
- Т.е. восстановить свою связь с Богом и получить прощение. Но они этого не сделали.
- Что же сейчас является истинным спасением для христиан? Прочитайте второй абзац на стр. 26 и дополните таблицу.
СЛАЙД 10.
- Проверьте заполнение таблицы по эталону.
(по щелчку)
СЛАЙД 11.
- Согласно христианскому учению, именно Иисус Христос, родившись на земле, восстановит связь между Богом и людьми. И он это сделал, пожертвовав собой ради всех людей.
(щелчок)
Теперь, после Иисуса, этот путь открыт и всем верующим в него.
- Мы так много говорим о христианстве, но ведь у нас модуль «Мировые религии». В связи с этим у вас не возникает никакого вопроса?
( А как в других религиях говорится обо всем этом?)
- История грехопадения есть не только в Библии, священной книге христиан. Почти так же она рассказывается и в Торе, священной книге иудаизма. Упоминается она и в Коране. А это что за книга?
СЛАЙД 12.
В представление иудаизма, борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача всех иудеев - бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (а это удаётся лишь праведникам), то можно, хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки - величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.
Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир. При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить и как?
- Прочитайте 3 абзац на стр.26 и заполните таблицу.
СЛАЙД 13.
- Проверьте заполнение таблицы.
СЛАЙД 14.
Мусульмане считают, что Аллах ясно указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Добро – то, что приносит пользу окружающим. Добро всегда возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.
Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.
- Прочитайте, как об этом говорят авторы учебника, стр.26, 4 абзац, и преобразуйте информацию в таблицу.
СЛАЙД 15.
- Сверьте правильность заполнения таблицы.
СЛАЙД 16.
Как же буддисты понимают добро и зло?
Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро - действия, которые уменьшают страдания.
Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. А чтобы избежать этого нужно идти путем добра. Путь добра – это забота о других, доброта, сострадание, щедрость, воздержание ото лжи, сквернословия, грубых выражений...
(щелчок)
Одно из самых плохих деяний в буддизме - это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба.
(щелчок) (подойти к слайду)
Послушайте наставление из священной книги: «К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».
Можно ли избавиться от зла? Прочитайте об этом на стр.27, 2 абзац.
Запишите то, что узнали в таблицу.
СЛАЙД 17.
- Сверьтесь с доской.
СЛАЙД 18.
- Вспомните основной вопрос урока. Смогли мы получить ответ на него? А вот как у вас это получилось, сейчас проверим. Каждая группа получит вопрос и в течение одной минуты подготовит на него ответ. Можете пользоваться таблицей, которую вы составили.
СЛАЙД 19.
1 группа. Во всех ли мировых религиях есть понятие греха и в чем оно заключается?
(Во всех религиях есть понятие греха. Практически везде оно одинаково: это нарушение заповедей Бога и связи с ним, которое приводит к страданию)
2 группа. Что значит раскаяться в мировых религиях?
(Раскаяться – это значит уничтожить в себе жажду желаний, исправить свои грехи путем совершения добрых дел, восстановив, таким образом, связь с Богом)
3 группа. Что значит воздаяние или спасение в религиях мира?
(Истинная вера в Единого Бога, очищение от грехов, исполнение его заповедей, состояние покоя и удовлетворения принесет людям спасение)
4 группа. Как вы думаете просить прощения и каяться – это одно и то же?
(Это очень близкие понятия. Признают свою вину и просят прощения светские люди, а каются религиозные люди. Они необходимы для того, чтобы можно было жить по христианским правилам. Покаяние – это возвращение к Богу, исправление своих грехов. Покаяние приводит к прощению. Если мы действительно каемся, мы должны включить в это покаяние и просьбу о прощении за свои грехи у Бога)
5 группа. Представьте себе, что религии вдруг исчезли. Как выдумаете, количество зла на земле увеличится или уменьшится?
(не все люди религиозны, но все должны знать о том, что такое хорошо, а, что такое плохо)
- А сейчас, ваша любимая игра «Живая таблица». Но, учтите, что в ней будет присутствовать изученный сегодня материал.
СЛАЙД 20.
- Прочитать притчу «О блудном сыне» или «О добром самарянине». Ответить на вопрос: Как в этих притчах отражаются понятия, изученные на уроке?
СЛАЙД 21.
- Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился (узнал) ……….
Самым интересным для меня было ………….
Мне непонятно …………
Я еще хотел бы узнать……..
Личностные результаты
1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
Познавательные УУД
1.Извлекать информацию из материала, воспринятого на слух.
2.Строить речевые высказывания в устной форме.
3.Объяснять понятия с точки зрения своего опыта.
Регулятивные УУД
1.Принимать и сохранять учебную задачу.
2.Осуществлять пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные УУД
1.Слушать и понимать других.
2.Соблюдать правила сотрудничества при работе в парах.
3.Формулировать свое мнение, свою позицию.
Личностные результаты
1.Формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
Познавательные УУД
1.Устанавливать причинно-следственные связи.
Познавательные УУД
1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.
2. Выполнение действий по алгоритму.
3. Подведение под понятия.
Технология продуктивного чтения
1. Учатся ориентироваться в соответствующих текстах, использовать такие виды чтения, как изучающее и поисковое, обобщать и преобразовывать полученную информацию из сплошного текста в таблицу.
Регулятивные УУД
1.Контроль в форме сличения результата с эталоном и его коррекция.
Познавательные УУД
1.Построение логической цепи рассуждений.
2. Преобразование модели полученных знаний.
3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Личностные результаты
1. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
Коммуникативные УУД
1.Инициативное сотрудничество в построении устного высказывания.
Регулятивные УУД
1.Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ