ПЛАН-КОНСПЕКТ "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния" 4 Класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе

по модулю «Основы мировых религиозных культур»



Учитель начальных классов

МБОУ «ИСОШ № 1 им. Н.П.Наумова»

Пономарева И.Л.



Тема. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Цель урока. Знакомство учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло», представление понятий греха, раскаяния и воздаяния в религиозных культурах мира.

Задачи урока.

  1. Выявить черты сходства и различия понятий «грех», «раскаяние» и «воздаяние» в разных религиозных традициях.

Развитие универсальных учебных действий:

личностные:

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развивать этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения и чувства прекрасного на основе знакомства с репродукциями мировой и отечественной культуры;

регулятивные:

- обучать учащихся умению принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

познавательные:

- развивать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии;

коммуникативные:

- развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Используя технологию продуктивного чтения, учащиеся учатся ориентироваться в соответствующих словарях, использовать такие виды чтения, как изучающее и поисковое, обобщать и преобразовывать полученную информацию из сплошного текста в таблицу.




ЭТАПЫ УРОКА


ХОД УРОКА

Формирование УУД

I.Организационный момент.










II.Актуализация знаний, формулирование темы и целей.





















II.Первичное восприятие и усвоение нового материала.























































III.Преобразование теоретических знаний в таблицу.



















































































IV.Применение теоретических знаний в новых условиях.
























V.Подведение итога совместной и индивидуальной деятельности.



VI.Домашнее задание.



VII.Рефлексия.

СЛАЙД 1.

На фоне песенки кота Леопольда 1 куплета.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас несколько необычный урок, потому что на нем присутствуют гости. Когда в дом приходят гости, их всегда хочется чем-то порадовать. Ведь так? Надеюсь, что наших гостей вы порадуете отличными знаниями и прекрасной работой на уроке.

-Сегодня мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, как в светском, так и в религиозном аспекте, узнаем новое, познакомимся с творениями художников. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.

СЛАЙД 2.

На фоне песенки кота Леопольда появляются картинки.

- О чем мы будем с вами говорить?

(о добре и зле)

- Попробуйте подобрать к слову зло синоним, но в религиозном аспекте.

(сотворить зло, совершить грех)

- Какое чувство испытывает человек, совершивший недобрый поступок и ему от этого очень неприятно?

(чувство стыда, вины, его гложет совесть, он раскаивается)

- Я добавлю еще одно слово. Мы о нем поговорим немного позже, а вы попробуйте собрать все слова в тему урока.

СЛАЙД 3.

«ДОБРО И ЗЛО. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗДАЯНИЯ»

-Какие вопросы можно поставить к этой теме?

(Что такое добро? Зло? Грех? Раскаяние? Воздаяние? Как появилось добро? Зло? Грех? Как об этом говорится в других религиях?)

(после высказываний учащихся по щелчку появляется вопрос урока)

??? урока. Как и одинаково ли об этом говорится в религиях мира?

- Где найдем ответы?

(в словарях, в учебнике, Интернете)

- Всю полученную информацию вы должны будете преобразовать в таблицу. Работать будете в парах, не забывайте о правилах сотрудничества. Подпишите столбики. В каких четырех религиях мы будем рассматривать эти понятия?

( христианство, иудаизм, ислам, буддизм)

- Так что такое добро и зло? Как вы считаете?

(высказывания детей)

- А что говорит словарь? Найдите информацию.

(добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними;

Зло – противоположность добра)

СЛАЙД 4.

- Где граница между добром и злом? Как они появились в мире и как в связи с этим должен вести себя человек?

- Вопросы добра и зла издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему.

СЛАЙД 5.

- Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы, и появились они одновременно с сотворением мира.

СЛАЙД 6.

- Древние греки считали, что все беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир из-за женщины. Они вырвались из ящика, который из любопытства открыла Пандора.

СЛАЙД 7.

- Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится Библии.

Перед вами репродукция картины итальянского художника Венчеслао Петера. Бог поселил первых людей, Адама и Еву, в прекрасном совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех них человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать плоды этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека.

СЛАЙД 8.

- Посмотрите на гравюру известного немецкого графика Юлиуса Шнорра. Предположите, кто перед нами и что произошло?

(вероятно, Адам и Ева нарушили эту заповедь, им стыдно, они отвернули лица)

- А какие еще чувство испытывают Адам и Ева?

(раскаяние и сожаление)

-В позе Адама и горечь содеянного греха, и страх смерти,ощущение беспредельного человеческого отчаяния. В позе Евы и стыд, и унижение, и раскаяние видны в том, как она сложила руки, как она опустила голову, ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие.

- Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть, чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Но вместо этого, Адам стал обвинять свою жену, которую создал Бог, Ева – змея, которого создал Бог, а змей – дерево, которое посадил Бог в райском саду. И тогда,Бог принял тяжелое, но правильное решение. Отныне, змеи будут ползать на брюхе, женщина будет покорятся мужу и в муках рожать детей. Мужчина же в поте лица будет добывать хлеб. Кроме этого Адам и Ева больше не могут оставаться в райском саду Эдеме и жить вечно.

Так были изгнаны из райского жилища, первые люди, непослушавшиеся Бога. Они узнали зло и потеряли полное блаженство, которым наслаждались, пока были невинны.

- Как о том, что произошло, говорится в учебнике?

(стр. 25)

- Преобразуйте полученные знания в таблицу. Какую часть заполняете?

- Так, что же надо было сделать Адаму и Еве, чтобы остаться в раю?

( им надо было покаяться)

СЛАЙД 9.

- Т.е. восстановить свою связь с Богом и получить прощение. Но они этого не сделали.

- Что же сейчас является истинным спасением для христиан? Прочитайте второй абзац на стр. 26 и дополните таблицу.

СЛАЙД 10.

- Проверьте заполнение таблицы по эталону.

(по щелчку)

СЛАЙД 11.

- Согласно христианскому учению, именно Иисус Христос, родившись на земле, восстановит связь между Богом и людьми. И он это сделал, пожертвовав собой ради всех людей.

(щелчок)

Теперь, после Иисуса, этот путь открыт и всем верующим в него.

- Мы так много говорим о христианстве, но ведь у нас модуль «Мировые религии». В связи с этим у вас не возникает никакого вопроса?

( А как в других религиях говорится обо всем этом?)

- История грехопадения есть не только в Библии, священной книге христиан. Почти так же она рассказывается и в Торе, священной книге иудаизма. Упоминается она и в Коране. А это что за книга?

СЛАЙД 12.

В представление иудаизма, борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача всех иудеев - бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (а это удаётся лишь праведникам), то можно, хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки - величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир. При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить и как?

- Прочитайте 3 абзац на стр.26 и заполните таблицу.

СЛАЙД 13.

- Проверьте заполнение таблицы.

СЛАЙД 14.

Мусульмане считают, что Аллах ясно указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Добро – то, что приносит пользу окружающим. Добро всегда возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, которому вы помогли.

Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

- Прочитайте, как об этом говорят авторы учебника, стр.26, 4 абзац, и преобразуйте информацию в таблицу.

СЛАЙД 15.

- Сверьте правильность заполнения таблицы.

СЛАЙД 16.

Как же буддисты понимают добро и зло?

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро - действия, которые уменьшают страдания.

Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. А чтобы избежать этого нужно идти путем добра. Путь добра – это забота о других, доброта, сострадание, щедрость, воздержание ото лжи, сквернословия, грубых выражений...

(щелчок)

Одно из самых плохих деяний в буддизме - это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба.

(щелчок) (подойти к слайду)

Послушайте наставление из священной книги: «К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».

Можно ли избавиться от зла? Прочитайте об этом на стр.27, 2 абзац.

Запишите то, что узнали в таблицу.

СЛАЙД 17.

- Сверьтесь с доской.

СЛАЙД 18.

- Вспомните основной вопрос урока. Смогли мы получить ответ на него? А вот как у вас это получилось, сейчас проверим. Каждая группа получит вопрос и в течение одной минуты подготовит на него ответ. Можете пользоваться таблицей, которую вы составили.

СЛАЙД 19.

1 группа. Во всех ли мировых религиях есть понятие греха и в чем оно заключается?

(Во всех религиях есть понятие греха. Практически везде оно одинаково: это нарушение заповедей Бога и связи с ним, которое приводит к страданию)

2 группа. Что значит раскаяться в мировых религиях?

(Раскаяться – это значит уничтожить в себе жажду желаний, исправить свои грехи путем совершения добрых дел, восстановив, таким образом, связь с Богом)

3 группа. Что значит воздаяние или спасение в религиях мира?

(Истинная вера в Единого Бога, очищение от грехов, исполнение его заповедей, состояние покоя и удовлетворения принесет людям спасение)

4 группа. Как вы думаете просить прощения и каяться – это одно и то же?

(Это очень близкие понятия. Признают свою вину и просят прощения светские люди, а каются религиозные люди. Они необходимы для того, чтобы можно было жить по христианским правилам. Покаяние – это возвращение к Богу, исправление своих грехов. Покаяние приводит к прощению. Если мы действительно каемся, мы должны включить в это покаяние и просьбу о прощении за свои грехи у Бога)

5 группа. Представьте себе, что религии вдруг исчезли. Как выдумаете, количество зла на земле увеличится или уменьшится?

(не все люди религиозны, но все должны знать о том, что такое хорошо, а, что такое плохо)

- А сейчас, ваша любимая игра «Живая таблица». Но, учтите, что в ней будет присутствовать изученный сегодня материал.





СЛАЙД 20.

- Прочитать притчу «О блудном сыне» или «О добром самарянине». Ответить на вопрос: Как в этих притчах отражаются понятия, изученные на уроке?

СЛАЙД 21.

- Продолжите предложения:

  • Сегодня я познакомился (узнал) ……….

  • Самым интересным для меня было ………….

  • Мне непонятно …………

  • Я еще хотел бы узнать……..

















Личностные результаты

1. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;






Познавательные УУД

1.Извлекать информацию из материала, воспринятого на слух.

2.Строить речевые высказывания в устной форме.

3.Объяснять понятия с точки зрения своего опыта.






Регулятивные УУД

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2.Осуществлять пошаговый контроль по результату.


Коммуникативные УУД

1.Слушать и понимать других.

2.Соблюдать правила сотрудничества при работе в парах.

3.Формулировать свое мнение, свою позицию.























Личностные результаты

1.Формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.




Познавательные УУД

1.Устанавливать причинно-следственные связи.























Познавательные УУД

1.Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

2. Выполнение действий по алгоритму.

3. Подведение под понятия.

Технология продуктивного чтения

1. Учатся ориентироваться в соответствующих текстах, использовать такие виды чтения, как изучающее и поисковое, обобщать и преобразовывать полученную информацию из сплошного текста в таблицу.






















Регулятивные УУД

1.Контроль в форме сличения результата с эталоном и его коррекция.










































Познавательные УУД

1.Построение логической цепи рассуждений.

2. Преобразование модели полученных знаний.

3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные результаты

1. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.

Коммуникативные УУД

1.Инициативное сотрудничество в построении устного высказывания.












Регулятивные УУД

1.Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ