Программа по внеурочной деятельности социальное направление «Все цвета, кроме черного»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31Советского района города Ростова-на-Дону





«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании на заседании

педагогического совета методического совета Директор МБОУ СОШ № 31

МБОУ СОШ №31 Председатель МС ____________ Н.Е. Агишева

____________ В.И. Манжола Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 561

от «30» августа 2013г. от «28» августа 2013г. от «02» сентября2013г









Программа

по внеурочной деятельности

социальное направление

«Все цвета, кроме черного»


учителя начальных классов


МУЖИКОВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ







Ростов-на-Дону

2013-2014


Программа курса «Все цвета, кроме черного»


Пояснительная записка


Цели задачи курса



Программа «Все цвета, кроме черного», подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».


В основе программы «Все цвета, кроме черного» лежит идея о том, что источником формирования у детей пагубных привычек является комплекс социальных факторов. Профилактика наркотизации в младшем школьном возрасте направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации и поэтому имеет специфические особенности. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости, позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Особое направление работы - преодоление у детей чувства беспомощности, неуверенности в себе, неверия в свои силы. Способности добиться своей цели. Важнейшая задача педагога при этом - укрепление у детей веры в свои силы, в свои возможности, в свою способность преодолеть возникающие трудности. У детей не только вырабатывается навык обсуждение и анализа проблемы и выбора линии поведения, но и появляется возможность проиграть предлагаемую ситуацию с партнѐрами, выбрать подходящие формы общения, закрепить их в новых ситуациях.


Цель Программы «Все цвета, кроме черного»


формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.


Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:


  • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;

  • формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;

  • формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;

  • развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);

  • формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;

  • пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении но и их знаний;

  • просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.


Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:

  • возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

  • научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

  • практической целесообразности — содержание коми и к та отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждением раннего приобщения к одурманивающим веществам;

  • динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из после дующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

  • необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем ин формации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т. е. имеет для них практическую значимость;

  • модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;

  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.


Форма проведения занятий: игра, игра-тренинг - потому что это интересно. Ролевые игры и упражнения-активаторы — для психологической разминки учеников.

Дети младшего детского возраста осваивают несколько видов игр. Сюжетно - ролевая игра: 3 класс «Испуганный ежик», «Просьба», «Отказ». 4 класс «Как понят! друг друга», «Как научиться разговаривать с людьми», «Для чего нужна улыбка».

Игра по правилам: 2 класс «Твоё настроение». 3 класс «Твоя работоспособность», «Сделаем вместе», «Поддержка». 4 класс «Цветовая карта; настроения класса», «Да» и «нет» - не говорите!».

Образно ролевая игра: 2 класс «Послушай меня», «Пушистый котенок». 4 класс «Воздушные шарики». В них ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно.



НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.12.

273-Ф

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России№03-296 от 12.05.2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 20.07.2012 №668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; раздел 2.9.; (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

По программе 34 часа, реализуется за 34 часов, в соответствии с годовым календарным графиком.

Соблюдается преемственность 2-4 классы.


Содержание программы


Возраст

Педагогическая

стратегия

Учебные задачи

Пути

Формы обучения

8-9 лет

Укреплять личностную мотивацию

к выбору здоро-

вого образа

жизни, обучать

поведенческим

схемам,

направленным

на сохранение

и укрепление

здоровья

Сформировать представление об опасности нарко-

содержащих веществ

для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации

Укрепление пози-

Тивной «Я-концепции»; обучение навыкам самоконтроля, умениям

прогнозировать

результаты своей

деятельности;

развитие умения

оценивать и описывать свое внутреннее состояние

Ролевые игры.

Контекстное обучение: включение

информации об

опасности нарко-

тизации в содер-

жание базовых

учебных курсов,

в различные

виды детского

творчества

9-10 лет

Формировать отношение к здоровью как важнейшей человеческой ценности

помогать овладевать навыками

здоровьесберега ющего поведения

на практике

Научить относиться к людям, употребляющим наркосодержащие вещества, как слабым, безвольным; попавшим в беду; обучить равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, практике защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье)


Развитие коммуникативной компетентности; развитие умений оценивать внешние факторы с точки зрения их влияния на здоровье, формирование устойчивости к негативным воздействиям

среды

Тренинги; специальное

обучение; контекстное обучение (в том числе при организации досуга); ролевые игры; разновозрастное обучение.







В рабочей тетради «Учусь понимать других» для 3 класса, по которой дети обучаются второй год, предлагаются задания, направленные на развитие у ребят интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и со взрослыми.

Работа в тетрадях стоится по принципу спирали (концентрическому принципу), т. е. Каждое занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые учащиеся получили на предыдущих этапах работы.

Время, отведенное на занятия предусматривает теорию и практику.


Важным аспектом работы в рамках каждого занятия являются:

1. Отсутствие чѐтко регламентированного времени на выполнение каждого задания, что позволяет детям погрузиться в ситуацию, осознать происходящее действие. Найти адекватные ответы и осознанно выбрать вариант поведения;

2.Многократное проигрывание ситуаций в игровой форме, позволяющее всесторонне проанализировать ситуацию, выработать навыки правильного поведения и преодолеть трудности в общении.

3.Совместное обсуждение и решение заданий, способствующее воспитанию у детей сплоченности, чувства ответственности перед товарищами, ощущения коллектива.

4. Индивидуальность - несмотря на то, что вся система занятий предусматривает коллективную работу. Детям дана возможность осознать свою индивидуальность. Понять особенность каждого человека в отдельности и выработать уважительное отношение к другому - «не такому, как я».

Материально - техническое обеспечение


  • Необходимые материалы:

  • Бумага формат А3, шариковые ручки, маркеры, цветные карандаши, газетная бумага, ватман, мячик, игрушки.

  • Технические средства:

  • компьютер, проектор.

  • Художественное или графическое оформление: рабочие тетради для обучающихся тетради для 2 , 3, 4 класса.

  • Музыкальное оформление:

  • музыкальный центр, записи с песнями, используемые на занятиях.

Перечень методов, названия педагогической технологии


В методической разработке использованы лекции, самостоятельные работы. Практические работы, тренинги, проектная деятельность, тестирование, коллективно - творческие дела (КТД), деловые игры, релаксация.


Содержание занятий


«Учусь понимать других» (3 класс)

В этой тетради предлагаются задания, направленные на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только по­зитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отно­шения со сверстниками и взрослыми.

Исследования психологов и социологов последних лет убе­дительно доказывают, что дети, приобщенные к наркотикам, испытывали трудности в межличностном общении, чувствова­ли себя неуверенно и одиноко.

Опираясь на знания и умения, полученные школьниками во 2 классе, в 3 классе необходимо развить у детей умение пози­тивно относиться не только к самим себе, но и к окружающим людям. Очень хорошо, что обучение коммуникативным навыкам проводится в школе, так как именно там создается объективная ситуация, в которой появляются новые знакомства, завязыва­ются дружеские отношения, формируется коллектив. По мне­нию немецкого психолога К. Фопеля, школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, она должна стать как для ребенка, так и для учителя явлением ценным и позитивным.

В ходе интерактивных игр дети получат совершенно новые впечатления, приобретут положительный социальный опыт, необходимый для эффективной социальной адаптации.

Тема 1. Что изменилось за год

Вводное занятие опирается на знания ребенка, полученные на занятиях во 2 классе. Предложенные задания позволя­ют детям увидеть изменения в своем физическом развитии и работоспособности. Анализ изменения работоспособности де­тей позволит учителю еще раз подчеркнуть важность соблюде­ния режима дня, чередования труда и отдыха (сна, прогулок, за­нятий и т. д.).

Если во 2 классе дети не читали «Сказку о потерянном вре­мени» Е.Л. Шварца, то это можно сделать в ходе первого заня­тия в 3 классе.

Тема2. Как научиться разговаривать с людьми

Поставленная цель достигается с помощью игр-тренингов, построенных на основе реальных жизненных ситуаций. Как показывает опыт, дети не знают самых простых формул обще­ния в привычных повседневных ситуациях. Без знания этих формул и отработки использования на практике научить ре­бенка эффективно общаться невозможно.

В задании 1 предложены различные фразы, употребляемые в наиболее типичных ситуациях общения, которые обыгрываются детьми на уроке. Игры-тренинги будут эффективными, если при их проведении создать спокойную и доброжелатель­ную обстановку, дать возможность детям самим выбирать партнеров для совместной работы. В заключение можно про­вести соревнование, кто придумает свои варианты привет­ствия, прощания, извинения и т. п. Это дает детям возмож­ность проявить фантазию.

Тема 3. Что такое интонация

Цель: дать представление о роли интонации в общении людей.

Это занятие является, по сути, продолжением и углубле­нием предыдущего. В нем рассматривается следующий аспект общения — интонация. Дети узнают, как интонационно можно изменить смысл произнесенной фразы. Мы предлагаем на этом занятии, используя речевые формулы предыдущего, пос­тавить инсценировки. Хорошая возможность для закрепления материала — инсценировка любой сказки, построенной на диа­логах разных героев. В качестве домашнего задания, выполня­емого вместе с родителями, можно попросить детей найти и выбрать из сказок фразы, которые произносятся с разной интонацией.

Обязательно в конце каждого занятия нужно подвести итог и обсудить вместе с детьми их впечатления. Это способствует закреплению полученных навыков и более осознанному их применению в жизни.

Тема 4. Как научиться преодолевать трудности

Цель: помочь ребенку понять, отчего возникают трудности при общении с людьми, и научиться преодолевать их.

Это занятие имеет ключевое значение. Трудности общения испытывают почти все дети младшего школьного возраста. В ходе выполнения заданий дети должны понять и признать свои ошибки в общении, что обычно вызывает смущение, по­этому учителю очень важно проявить тактичность. При анализе проблем и переживаний не следует настаивать, чтобы все дети обсуждали свои проблемы, — некоторые откажутся это делать.

Задания, включенные в занятие 3, помогут детям научиться поддерживать других, хвалить, разделять радость успеха и вместе решать сложные проблемы.

Дети впервые столкнутся с ситуациями, в которых нужно отказать, и, хотя игра касается отказа от вкусного мороженого, конфет, а не каких-либо вредных веществ, это первый опыт сопротивления давлению сверстников или взрослых. Обыгрывание подобных ситуаций — важный шаг ребенка к самосто­ятельному и осознанному принятию решений, к выработке своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения.

Задание можно расширить, обыграв ситуации, предлагаемые детьми. Предложите детям разыграть придуманные ситуации дома с родителями, старшими братьями и сестрами или напи­сать небольшой диалог-рассказ.

Учителю и родителям важно проанализировать, от чего от­казывались дети, не укажут ли дети в таких сочинениях психо­активные вещества. Это очень важная информация, которая подскажет необходимость обсудить эти ситуации дополнитель­но. При этом не следует предавать гласности единичные случаи знакомства ребенка с психоактивными веществами. С такими детьми возможна только индивидуальная работа. Если же в классе много детей, имевших опыт общения с подростками, употребляющими психоактивные вещества, обсуждение мож­но провести со всем классом.

Тема 5. Как понять друг друга без слов

Цель: сформировать представление о значении мимики и жестов в общении.

Это занятие также предполагает использование игр, инсце­нировок, обучающих детей общению с помощью жестов и мимики.

Важно, чтобы выполнение заданий проходило весело и непринужденно. При выполнении задания 6 дети должны вы­брать ведущего, который будет изображать действия человека определенной профессии. Все остальные ученики должны от­гадать, кого он показывает. Возможен и другой вариант: веду­щий называет профессию, а все ученики изображают человека данной профессии.

Интересным и полезным для ребят будет выполнение зада­ния 7, которое также можно провести, выбрав ведущего.

Для закрепления навыков можно предложить детям разыг­рать сценки из знакомых сказок.

Тема 6. Для чего нужна улыбка

Цель: укрепить представления детей о значении доброже­лательных отношений между людьми.

Если есть возможность, в самом начале занятия нужно по­казать детям мультипликационный фильм «Крошка Енот» и об­судить его.

Готовясь к этому занятию, нужно разучить с детьми песню «Улыбка» (текст песни есть в тетради), так как занятие завер­шается постановкой мини-спектакля.

Подготовку спектакля, как и само действие, дети восприни­мают как праздник. Очень важно поддержать эту атмосферу. В конце занятия необходимо поставить логическую точку — предложить детям нарисовать улыбку (заранее заготовленные круги из бумаги можно раздать в начале занятия или вырезать непосредственно на уроке) и подарить кому-нибудь из одно­классников. Если в классе окажутся дети, которые не захотят «дарить улыбку» никому из одноклассников, пусть они подарят ее друзьям во дворе или родителям.

Тема 7. Умеешь ли ты дружить

Цель: научить детей ценить дружбу.

Именно в младшем школьном возрасте и, как правило, в школе между детьми складываются дружеские отношения. Вот почему одной из важнейших воспитательных задач педа­гога является задача научить детей дорожить друзьями и дру­жескими отношениями со всеми одноклассниками.

Очень важно побеседовать о дружбе между одноклассника­ми, обсудить законы дружбы и их значение, потому что дети могут не очень отчетливо представлять, что значит доверять друг другу, защищать друзей.

Для того чтобы этот разговор дети запомнили, нужно про­иллюстрировать каждый закон дружбы. Можно привести при­меры из жизни класса или из литературных произведений, знакомых учащимся. Если дети чего-то не понимают, учитель должен объяснить на доступных примерах. Например, обсу­дить поведение героев тех литературных произведений, кото­рые были недавно прочитаны.

К этой теме следует возвращаться после знакомства с оче­редным литературным произведением, в котором затрагивают­ся вопросы дружбы, верности, преданности.

Информационная справка

Во многих семьях из-за нехватки времени для общения те­ряется связь между детьми и взрослыми, самих ситуаций обще­ния становится все меньше и меньше. Нередко в разговорах взрослых и детей нет полноценного диалога — только вопросы и короткие ответы или назидания со стороны взрослых.

Занятия в тетрадях для 3 и 4 классов помогут найти возмож­ность для общения, сблизить родителей с ребенком, снять на­пряженность в отношениях.



Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного»

направлены на достижение результатов


К концу третьего года обучения дети должны:

Относится к здоровью как важнейшей человеческой ценности; овладевать навыками здоровьесберегающего поведения на практике

Относиться к людям, употребляющим наркотические вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;

обучиться равноправному общению в среде сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и своѐ здоровье).



Планируемые результаты


В ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования универсальных учебных действий:

3-й год обучения

В сфере личностных учебных действий формируется умение делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей социальные правила как основы общечеловеческих базовых ценностей.


В сфере регулятивных универсальных учебных действий научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов, с окружающими; применять знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, отказываться от предложений которые считают опасными.


В сфере коммуникативных универсальных учебных овладевают навыками сотрудничества в группе по совместному решению учебной задачи; объективному оцениванию своего вклада в решение группы; учатся различному ролевому поведению.



Литература:

1.М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного»

Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

(пособие для педагогов).

2.М.М.Безруких - Учусь понимать себя; рабочая тетрадь.

3.М.М.Безруких - « Все цвета, кроме черного» - Книга для родителей.

4.М.М.Безруких - «Все цвета, кроме черного»- Учусь общаться - рабочая тетрадь.

5.Л.С.Выготский; Д.А.Фарбер «Возрастные особенности младших школьников».

6.Д.А.Глазунов - Приоритетные направления развития по возрастным категориям.

«Развивающие занятия». Методическое пособие с электронным приложением.

7.Особенности учебной деятельности младших школьников. В.В.Давыдов.

8. Права ребёнка. Ж. Справочник классного руководителя. №12 2007.

9. Конвенция о правах ребёнка.

10. Ваши права. Шабельник Е.С. Каширцева Е.Г. Книга для учащихся начальных классов. Москва, Вита-Пресс, 2002









































Календарно-тематическое планирование


п/п

Название темы

Содержание деятельности

всего

теория

практика

Дата

занятия

1

Что изменилось за год.

4






Наблюдение за изменениями, произошедшими

в своем организме.



1

4.09



Что я знаю о себе



1

11.09



Работоспособность



1

18.09



Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»



1

25.09

2

Как научиться разговаривать с людьми.

4






Знакомство с формулами общения.


1


2.10



Давайте познакомимся.



1

9.10



«Кого или чего я боюсь»



1

16.10



Игры-тренинги



1

23.10

3

Что такое интонация.

3






Роль интонации в общении людей.


1


30.10



Ролевые игры. Инсценировки



2

13.11

20.11

4

Как научиться преодолевать трудности.

6






Золотые ключики к сердцам людей


1


27.11



Трудности в общении людей.


1


4.12



Способы преодоления трудностей в общении



1

11.12



Как научиться преодолевать трудности вместе



1

18.12



Твёрдое слово «нет!»


1

1

25.12

15.01

5

Как понять друг друга без слов.

4






Как понять друг друга без слов.


1


22.01



Роль мимики и жестов в общении людей.


1


29.01



Мимика в рисунках.



2

5.02

12.02

6

Для чего нужна улыбка.

5






Значение доброжелательных отношений между людьми.


1


19.02



От улыбки станет день светлей



3

26.02

5.03

12.03




Как научиться жить дружно



1

2.04

7

Умеешь ли ты дружить.

6






Ценность дружбы


1


9.04



Законы дружбы



2

16.04

23.04



Я и другие



2

30.04

7.05



Прощай тетушка скука!



1

14.05

8

Обобщающие занятия

2






Игра «Разыщи радость».



1

21.05



Уроки здоровья



1

28.05

ВСЕГО

34

9

25
































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ