Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс
Краснодарский край МО Туапсинский район г. Туапсе
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц. Л. Куникова
Утверждено
Решением педсовета
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Председатель педсовета
__________ И.С. Мазепина
подпись директора ОУ ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По КУБАНОВЕДЕНИЮ
Ступень обучения (класс) 1-4 класс
Количество часов 135 часов
Учитель Бабаева Алла Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение» для 1-4 классов ОУ Краснодарского края, допущено Департаментом образования и науки Краснодарского края.
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013г.
Авторы Е.Н.Еременко, М.В.Мирук и др.
Пояснительная записка.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена рабочей тетрадью, авторы Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г. В. Шевченко.
Рабочая программа по учебному курсу «Кубановедение» для 1-4 классов разработана в соответствии с:
примерной программы окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
авторской программы «Кубановедение» для 1 - 4 классов ОУ Краснодарского края, допущено Департаментом образования и науки Краснодарского края. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013 г.
Авторы Е.Н.Еременко, М.В.Мирук и др.
планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова;
программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова.
Цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;
развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
формирование эмоционально – волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Введение. Мой родной край.
4
1
1
1
1
2
Я и моя семья
8
8
3
Я и моя школа
7
7
4
Я и мои родные места
9
9
5
Я и природа вокруг меня
8
8
6
Природа моей местности
13
13
7
Населённые пункты
7
7
8
Труд и быт моих земляков
13
13
9
Нет в мире краше Родины нашей
11
11
10
Без прошлого нет настоящего
10
10
11
Казачьему роду нет переводу
12
12
12
Береги землю родимую, как мать любимую
11
11
13
Земля отцов – моя земля
13
13
14
Жизнь дана на добрые дела
9
9
Итого
135
33
34
34
34
II. Общая характеристика учебного предмета.
Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность дает ребенку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.
Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образовании; проблематикой раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В программе указано распределение часов по темам, разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
В учебном плане МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова курс кубановедения представлен в предметной области в части формируемой участниками образовательного процесса, изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. При этом курс кубановедения в 1 классе рассчитан на 33 часа (33 учебные недели по 1 часу), 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю). Общий объем учебного времени на изучение курса русского языка составляет 135 часов.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.
Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечивать достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослым - учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;
- на втором уровне воспитания осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
На третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается насколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения предмета «Кубановедение» является:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового древа, герба семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье. Истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
К концу 1 класса
Планируемые предметные результаты
учащиеся должны знать
Свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес
Адрес школы, основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
Традиции своей школы
Улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно
Основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
Основные достопримечательности родного города (станицы, села)
Профессии жителей своего города (села, станицы и др.)
Основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
На практическом уровне уметь
Выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
Составлять рассказ – описание по картине, по увиденному
Находить географические объекты на карте-схеме
Реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
К концу 2 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
Особенности времен года своей местности
Характерные особенности рельефа своей местности
Название водоемов, крупных населенных пунктов своей местности и Краснодарского края
Название и отличительные признаки некоторых растений и животных, обитающих на территории своей местности, правила защитников природы
Значение Красной книги Краснодарского края
Особенности труда и быта земляков
Родственные связи в семье, уклад семьи
Герб, флаг, гимн Краснодарского края
Кубанские песни, пословицы и поговорки
Основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе
Имена выдающихся людей своего района
уметь
Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населенный пункт
Рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
Различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения)
Бережно относиться к растительному и животному миру Кубани
Выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоемов, в лесу, в горах
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
Соблюдения правил поведения у водоемов, в лесу, в горах
Поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремеслах, распространенных на Кубани, планирования и реализации индивидуального проекта.
К концу 3 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
Связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
Природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
Формы земной поверхности Краснодарского края
Разновидности водоёмов Краснодарского края
Особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
Названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
Основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической)
Герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
Фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
учащиеся должны уметь
Определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека
Различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
Ориентироваться по физической карте Краснодарского края
Объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
Выполнения правил поведения во время стихийных бедствий
Соблюдения правил сбора грибов в своей местности
Правильного поведения у водоёма в разное время года
Бережного отношения к растениям и животным
К концу 4 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
Природные зоны Краснодарского края
Различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности
Природные богатства родного края и их использования человеком
Символику Краснодарского края
Органы местного самоуправления
Даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора, аула и т.д.
Особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
Достопримечательности родного края, своего района
Наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края
Особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
Важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
Заповедник и заказники, находящийся на территории Краснодарского края
Фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
Уметь
Определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения
Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных).
Правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
Исполнять гимн Краснодарского края
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Правильного поведения во время исполнения гимна России и гимна Краснодарского края
Соблюдения изученных правил бережного и безопасного поведения
Исполнения знакомых народных песен
Выполнения исследовательских и творческих проектов
VI. Содержание учебного предмета.
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по кубановедению в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
I класс (33 часа)
Введение. Мой родной край. (1 час).
Раздел 1. «Я и моя семья» (8 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в нашей семье. Увлечения членов семьи. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2: «Я и моя школа» (7 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. «Я и мои родные места» (9 часов).
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» (8 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края.
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
II класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу. (1 час).
Раздел 1. «Природа моей местности» (13 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» (7 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Населенные пункты моего района История образования города (района). Глава города (района). Улица моего населенного пункта. Происхождение их названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе).
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (13 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Земляки – жители моего района (города, станицы, села, хутора, аула). Труженики родной земли. Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе. Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции моих земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
III класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край. (1 час).
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления Краснодарского края (дождь, снег, ветер, туман, гололед). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, водохранилища, плавни, лиманы). Соленые и пресные водоемы Краснодарского края. Черноземы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края. Хвойные лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная, Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и народа. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные , исторические, спортивные традиции нашего края.
IV класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России. (1 час).
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (11 часов).
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Школьные лесничества. Естественные и искусственные водоемы. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Древние жилища. Современный облик края: здания, сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в литературных, научных, источниках. Современные письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов – моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся.
1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
1
Введение. Мой родной край.
1
1
1
1
Называть своё полное имя, имена родных, домашний адрес, основные достопримечательности родной страницы, профессии жителей своей станицы.
Исследовать основных представителей растительного и животного мира своей местности.
Участвовать в основных традиционных мероприятиях своей школы.
Соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни.
Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.
2
Я и моя семья
8
3
Я и моя школа
7
4
Я и мои родные места
9
5
Я и природа вокруг меня
8
6
Природа моей местности
13
Называть:
- особенности времён года своей местности;
-характерные особенности рельефа своей местности;
- названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;
- названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4-5 животных, обитающих на территории своей местности;
Понимать:
- значение Красной книги Краснодарского края;
- особенности труда и быта земляков;
Участвовать в совместной творческой деятельности, при исполнении кубанских песен.
Анализировать особенности кубанского фольклор ( пословицы, поговорки);
Соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
Рассказывать о достопримечательностях родного города и станицы;
Различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);
Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Анализировать и обрабатыватьдополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т.д.
Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
Рассказывать о достопримечательностях родного города и станицы;
Использовать приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
7
Населённые пункты
7
8
Труд и быт моих земляков
13
9
Нет в мире краше Родины нашей
11
Наблюдать формы земной поверхности Краснодарского края.
Искать, отбирать и использоватьдополнительную информацию по курсу «Кубановедение».
Анализировать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани.
Различать виды карт Краснодарского края.
Узнавать в природе ядовитые грибы, растения и животных, опасных для человека.
Различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края.
Ориентироваться по карте Краснодарского края.
Выполнять правила сбора грибов в своей местности.
Анализировать особенности труда и быта своей местности.
10
Без прошлого нет настоящего
10
11
Казачьему роду нет переводу
12
12
Береги землю родимую, как мать любимую
11
Называть:
- природные зоны Краснодарского края;
- даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.;
- достопримечательности родного края, своего района;
- фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани.
Исследовать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
Понимать:
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
- важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
Определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России;
Узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных. спортивных);
Правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края;
Исполнять гимн Краснодарского края.
Организовывать свою деятельность при выполнении исследовательских проектов.
13
Земля отцов – моя земля
13
14
Жизнь дана на добрые дела
9
Итого
33
34
34
34
VIII. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение» учебник для 3 – 4 классов, ОИПЦ «Перспективы образования», 2013
2. Т. А Науменко, Ю. А. Матвеева рабочая тетрадь по кубановедению 3 класс.
3. Кубановедение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко Е.Н., Зыгина Н.М. и др. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013г.
4. Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. Автор – составитель Ерёменко Е.Н. Краснодар: Вика – принт.
5.Компьютер.
6.Интерактивная доска.
-
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 6 им Ц.Л.Куникова
от «__» августа 2014 года № 1
________ /____________ /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ /О.В. Лукьянова/
«___» августа 2014год
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ