Внеклассное мероприятие в начальной школе "Особенности развития приволжской железной дороги в Российском Государстве"




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Седлистинская средняя общеобразовательная школа














Особенности развития приволжской железной дороги в Российском Государстве








Выполнили:

Сумбаева Катя, 5 класс

Учитель:

Ткаченко Зоя Александровна














2014 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Императорские железные дороги

    1. История возникновения железных дорог в Российской Империи………..…..6

    2. Железные дороги в формировании экономически развитого общества….......9

Выводы первой главы……………………………………………………………….....15

ГЛАВА 2. Концептуальные аспекты формирования железных дорог в настоящее время в России

2.1 Основные характеристики современных железных дорог Российской федерации ……………………………………..………...…………………………......16

2.2. Приволжская железная дорога…………………………………………………...17

Выводы второй главы………………………………………………………………....19

Заключение…………………………………………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………………..20
































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена необходимостью помнить об истории России, об одном из главных мест в которой занимает развитие железных дорог в начале прошлого века. Этот период отмечен изменением в мировоззрении, экономических преобразованиях, что привело к развитию машиностроения и развитию железнодорожного транспорта.

Российские железные дороги (ОАО «РЖД») – оператор российской сети железных дорог. Общество, созданное 1 октября 2003 г., предоставляет услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. Компания полностью принадлежит государству. Единственным акционерным РЖД является Российская федерация. Главная задача деятельности Общества - обеспечение потребностей в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортам.

Проблема исследования: каковы основные причины возникновения приволжской железной дороги в Российском государстве?

Таким образом, есть все основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт изучения данной проблемы и развитие мировой научной мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке данного вопроса, касающегося развития Российских железных дорог, которым в этом году исполнилось 175 лет.

С учетом этого и была избрана тема иссле­дования: Особенности развития приволжской железной дороги в контексте политических преобразований Российского Государства.

Объект исследования – приволжская железная дорога.

Предмет исследования – основные аспекты возникновения приволжской железной дороги в Российском государстве.

Цель исследования – выявить основные особенности развития приволжской железной дороги в контексте политических и экономических преобразований в России.

Гипотеза исследования заключается в том, что основные характеристики возникновения железных дорог в Российской Империи, обладает необходимой исторической содержательной полнотой, объединяя в себе материальные, утилитарные аспекты формирования единых путей сообщения.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

1. Выявить основные характеристики возникновения железных дорог в Российском государстве.

2. Обосновать влияние экономических преобразований в России на формирование сети железных дорог в России.

3. Охарактеризовать особенности развития приволжской железной дороги.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ краеведческой, искусствоведческой, исторической литературы;

- сопоставительный метод;

- метод анализа и синтеза.

Методологическую основу исследования составили исследования следующих философов, историков, архитекторов, искусствоведов: М.С. Волков, Н.О. Крафт, К.А. Тон, П.П. Мельников.

Базу исследования составила исследовательская работа, проводимая в лицее № 8, музее «Железнодорожников» г. Волгограда, на заседаниях научного общества учащихся.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

  • теоретические: анализ философской, филологической, исторической, педагогической литературы по теме исследования, моделирование общей и частных гипотез исследования;

  • статистические: количественный и качественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования, описание и фиксация результатов исследования.

  • Исследование проводилось в 2012 г. и включало в себя три этапа:

На первом этапе (2012 г. сентябрь) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам исследования (история возникновения железных дорог России, приволжской железной дороги), выявлялись основные концептуальные положения исследования. На этом этапе был разработан замысел исследования, определена его эмпирическая база.

Второй этап (2012 г. октябрь) — на основе изученной литературы по проблеме исследования и экспериментальной проверки отдельных положений гипотезы обосновывались предпосылки возникновения приволжской железной дороги.

Третий этап (2012 г. ноябрь) был посвящен оформлению и апробации результатов исследования. Результаты и выводы исследования апробировались на конференциях.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем представлен авторский взгляд на этапы формирование приволжской железной дороги; логика исследования обусловлена непротиворечивостью используемых методов исследования. Разработано представление об основных характеристиках развития приволжской железной дороги.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется вкладом в изучение особенности возникновения приволжской железной дороги и её основных характеристиках.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты можно использовать на предметах исторического, краеведческого цикла.

Достоверность полученных результатов обусловлены методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения краеведческой, исторической литературы; практическим подтверждением основных положений исследования; использованием современных достижений педагогической науки, истории, краеведения.

Апробация материалов исследования осуществлялись через участие в педагогических конференциях, публикацию материалов использование разработанных в исследовании теоретических положений в выполненных и защищенных под руководст­вом диссертанта.

Внедрение результатов исследования в практику непрерывного образования педагогов осуществлялось при проектировании и реализации программы: история, краеведение.

Структура работы: данная работа состоит изведения, двух глав, заключения и библиографии. В рамках исследования рассматриваются такие понятия как: железные дороги России, деятельность ОАО «РЖД», приволжская железная дорога.




































ГЛАВА 1. Императорские железные дороги

    1. История возникновения первых железных дорог в Российской Империи


Великая Российская империя богата не только своей историей, но и необъемлемыми просторами. Для того чтобы попасть на другой конец России, нужен был не один месяц. Поэтому, уже начиная с 18 века, цари, государи, императоры стали задумываться: что может быть создано для более быстрого передвижения?

При Петре 1 Российское государство (1721-1917) простиралась от Тихого океана до Балтийского моря и с севера на юг – от Ледовитого океана до Черного моря. Империя делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Таким образом, необходимость в новых средствах передвижения была необходима.

Обратимся к историческим лицам, которые непосредственно принимали участие в развитии железнодорожного транспорта в России.

Николай I – царь - основатель железных дорог в России. В период правления Николая были построены Царско-сельская, Варшаво-Венская и Петербурго-Московская железные дороги общей протяженностью 1000 км. Строительство дорог положило начало техническому переустройству России.

Франц фон Герстлер – инженер, профессор политехнического института, строитель первой железной дороги в России. Составил план сооружения целой сети железных дорог в России. Составил план сооружения целой сети железных дорог в Российской империи и представил Николаю 1 докладную записку по этому предмету.

Александр II в 1857 г. подписал Указ о создании первой сети железных дорог, проходящих через 26 губерний и три столицы (Санкт-Петербург, Москву, Варшаву). По велению императора было создано МПС. В начале 1870-х в стране начался настоящий железнодорожный бум. За годы правления Александра II построено более 8 тыс. км железных дорог [3; 59].

Мельников П.П. – профессор, инженер-генерал, один из авторов и строителей проекта магистрали Петербург-Москва, основоположник отечественной железнодорожной науки, автор первой русской книги о железных дорогах. Заложил основы образования всей сети русских железных дорог. Благодаря Мельникову сформировалась русская школа строительства железных дорог и мостов.

Бобринский В.А. - содействовал интенсивному железнодорожному строительству. По личному поручению Александра 2 проводил ревизию железных дорог. Руководил строительством части Петербурго-Варшавской железной дороги от Вильно до Варшавы. При нем был создан Первый съезд представителей железнодорожных предприятий.

Чевкин К.В. – генерал-адъютант, горный инженер, член комитета по сооружению железной дороги Петербург-Москва. Назначен Александром 2 на пост главноуправляющего путями сообщения. Руководил строительством дорог Петербург-Варшава и Москва-Нижний Новгород. Проводил политику активного привлечения иностранного капитала к железнодорожному строительству в России.

Посьет К.Н. - генерал-адъютант, адмирал, выдающийся мореплаватель, ученый, организатор проектирования и строительства Транссиба. На посту министра добился возобновления строительства железных дорог за счет казны. При нем было построено треть всех железных дорог того времени, утвержден общий устав железных дорог, положено начало урегулирования тарифов.

Витте С.Ю. – крупнейший реформатор российских железных дорог, прошедший путь от рядового железнодорожника до министра путей сообщения. Содействовал строительству Великого сибирского пути и КВЖД. Одним из первых внес в концепцию транспорта идею государственности и создал тарифную систему. Благодаря С.Ю. Витте увеличились темпы строительства железных дорог.

Хилков М.И. – специалист в области строительства железных дорог. Участвовал в разработке проектов и организации работ по сооружению железных дорог на Крайнем Севере, КВЖД и Транссибской магистрали. При нем протяженность дорог и их грузооборот практически удвоились. В 1896 г. был инициатором учреждения профессионального праздника железнодорожников.

Ковалев И.В. - генерал-лейтенант технических войск, автор научных трудов по работе транспорта в период военных действий. Занимался развитием Ленинградского железнодорожного узла. Сопровождал И.В. Сталина на Потсдамской конференции в качестве эксперта по транспортным вопросам. Внес большой вклад в решение задач, стоявших перед транспортом в годы войны.

Бещев Б.П. - министр путей сообщения, возглавлял МПС на протяжении почти 30 лет. Решал вопросы технического перевооружения железнодорожного транспорта: электрификации железных дорог, модернизации подвижного состава, перехода на тепловозную тягу. Реконструкции пути.

Конарев Н.С. - академик и вице-президент Академии транспорта РФ, один из самых знаменитых министров путей сообщения. В период его деятельности отрасль достигла наивысших показателей в мировой практике. Занимался вопросами внедрения средств автоматизации и телемеханики.

ОАО «РЖД» - российская государственная компания, одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфракструктуры, значительной части подвижного состава и важнейшей оператор российской сети железных дорог.

Деятельность - основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки, представление услуг инфракструктуры и локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Инфракструктура – общая эксплуатация длина составила 85,3 тыс. км, в том числе по ширине колеи 1520 мм – 84, 4 тыс. км, протяженность бесстыкового пути 74,4 тыс. км, на сети железных дорог эксплуатация 166 975 стрелок. 138 тоннелей и 30 727 мостов.

Протяженность линий, оборудованных автоблокировкой и диспетчерской централизацией, составляет 62.0 тыс. км, или 72,9%. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и один технический центр автоматики и телемеханики.

Министерство путей сообщения (МПС) Российской империи учреждено на основании Указа императора Александра 2 15 июня 1865 г. Министерство стало преемником Главного управления путей сообщения, основанного еще Павлом 1 как Департамент водяных коммуникаций (1798). МПС обеспечивало проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта. В структуре МПС были образованы два Управления – строительства и казенных железных дорог, Департамент железных дорог, Техническо-инспекторский комитет и Инспекция железных дорог. В таком виде МПС просуществовало до 1918 г. общая протяженность железнодорожной сети России к 1917 г. составила более 70 тыс. км 70% железных дорог являлось собственностью государства.

Министерство путей сообщения СССР (МПС) образовано в 1946 из одноименного наркомата – Народного комиссариата путей сообщения, который с 1918 г. управлял железными дорогами и занимался организацией железнодорожных перевозок. После Октябрьской революции казенные железные дороги перешли в ведение нового государства. В 1918 были национализированы и частные дороги. МПС СССР осуществляло руководство всеми железными дорогами страны. В послевоенные годы 1950-е МПС выступило и инициативой перспективного развития и модернизации железнодорожного транспорта. За период 1917-1991 гг. в Союзе ССР общая протяженность железнодорожной сети практически удвоилдась и достигла 148,2 тыс. км МПС СССР ликвидировано 26 декабря 1991г. в связи с прекращением существования СССР.

Российские железные дороги (ОАО «РЖД») – оператор российской сети железных дорог. Общество, созданное 1 октября 2003 г., предоставляет услуги в области грузовых и пассажирских перевозок. Компания полностью принадлежит государству. Единственным акционерным РЖД является Российская федерация. Главная задача деятельности Общества - обеспечение потребностей в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортам. ОАО «РЖД» владеет 99 % железнодорожных путей страны, станциями и вокзалами, диспетчерскими системами и депо. Компании принадлежит более 20 тысяч локомотивов и 600 тыс. Грузовых и пассажирских вагонов. РЖД выполняет 50 % объема мировых грузоперевозок по железной дороге. В настоящее время 16 железных дорог-филиалов – подразделений ОАО «РЖД» - расположены во всех федеральных округах Российской федерации.









1.2 Железные дороги в формировании экономически развитого общества


В данной главе представлена история императорских железных дорог и её развитие в советском государстве.

Приволжская железная дорога (4276,1 км). Крупные станции: Саратов, Волгоград, Астрахань. Фирменные пассажирские поезда: «Волгоград» (М-Волгоград), «лотос» (Астрахань-Москва), «Саратов» (Саратов-Москва).

История Приволжской (Рязано-Уральской) дороги началась в 1871 г., когда было завершено строительство участва от Аткарска до Саратова. К началу XX в. Магистраль связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. В 1941-1943 гг. были построены несколько стратегически важных линий, которые получили название Сталинградской железной дороги. В 1953 г. Рязан-Уральская и Сталинградская железные дороги были объединены в одну – Приволжскую.

Красноярская железная дорога (3157,9 км). Крупные станции: Красноярск, Ачинск, Абакан, Канск, Лесосибирск. Фирменные поезда: «Енисей» (Красноярск-Москва), «Красный Яр» и «Николай Никольский»(Красноярск-Новосибирск).

Дорога сооружалась как составная часть Траннсиба. Линия Обь-Красноярск была введена в строй ы 1897 г., а Красноярск-Иркутстк – в 1899 г. «Царский мост», возведенный через Енисей (1899), получил Гран-при и золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. В 1920-1970-е гг. были сданы в экспуатацию линии: Ачинск-Абакан, Абакан-Тайшет, Ачинск-Лесосибирск, Енисей-Дивногорск и другие. В результате многочисленных реорганизаций в 1979 г. была образована красноярская железная дорога.

Северо-кавказская железная дорога (6304 км). Крупные станции: Ростов, Батайск, Армавир, Минеральные Воды, Гудермес, Краснодар. Фирменные поезда: «Атаман Платов» (Ростов-адлер), «кавказ» (Кисловодск-Москва), «Сочи» (Адлер-Москва), «тихий Дон» (Ростов-Москва).

Строительство железных дорог на северном кавказе началось в 1861 ггоду с прокладки Грушевско-Донской железной дороги. Затем были проложены линии Ростов-Владикавказ, Екатеринодар (Краснодар) – Новороссиск, ветки до Петровска и Минеральных Вод. В XX в. Активное строительство продолжались. Северо-Кавказская железная дорога - преемница Владикавказской железной дороги, связывает регион с Центром Росии, Уралом, Сибирью, Дальним Востоком, СНГ и государствами Балтии.

Юго-Восточная железная дорога (4189 км).Крупные станции: Воронеж, Тамбов, Липецк, Белгород. Фирменные поезда: «Воронеж», «Липецк, «Белогорье», «Тамбов» - соединяющие областные города со столицей.

В состав Юго-Восточной жнлезной дороги входят линии, построенные в основном во второй половине XIX вю: Елец-Грязи ()1868, Козлов-Воронеж-Ростов (1871), Борисоглебск-Царицын (1871). Дороги отгрыли путь в «житницы» России и предоставили возможность вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу. В 1893 г. произошло слияние линий в единую Юго-Восточную дорогу. В XX в. Протяженность дороги существенно увеличилась. Магистраль связывает южные районы России с Центром, Поволжьем и Уралом.

Московская железная дорога (8800 км). Крупные станции: Москва, Смоленск, Брянск, Тула, Орел, Курск, Рязань. Фирменные пассажирские поезда: «Смоленск»(Москва-Смоленск), «соловей» (Москва-Курск), «Тургенев» (Москва-Орел), «Московия» (Москва-Адлер), «Полярная стрела» (Москва-Лабытнанги).

К началу 1870-х гг. были построены основные линии, вошедшие впоследствии в Московскую железную дорогу (МЖД): Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Московско-Брестская и Московская Окружная железная дорога (1908). В существующих границах МЖД была организована в 1959 г. в результате полного и частичного объединения шести дорог. В Москве сходятся 11 радиальных направлений, которые связаны между собой Малым кольцом и Большим окружным кольцом.

Горьковская железная дорога (5296,4 км). Крупные станции: Нижний Новгород. Казань. Чебоксары. Фирменные поезда: «Вятка» (Киров-Москва), «Чувашия» (Чебоксары-Москва), «Буревестник» и «Нижегородец» (Н. Новгород - Москва). «Волга» (Н. Новгород – С. Петербург).

Движение поездов от Москвы до нижнего Новгорода было открыто в 1862 г., а два года спустя – от Коломны до Рязани. В 1880-е г. строится Егорьевская, Зарайская и Муромская линии, открыто движение до Казани. Выход на Урал и далее в районы Сибири дал участок дороги Казань – Свердловск (1924), а путь из Москвы в столицы Марий Эл и Чувашии - вести до Йошкар-Олы и Чебоксар. В 1961 г. в результате реорганизации была образована Горьковская железная дорога.

Западно-сибирская железная дорога (5557,9 км. Крупные станции: Новосибирск, Омск, Томск, Новокузнецк, Бийск. Фирменные поезда: «Иртыш» (Новосибирск-Омск), «Томич» (Томск-Москва), «Сибиряк» (Новосибирск-Москва)

Дорога строилась за счет средств казны как один из участков Великого сибирского пути в период 1982-1896 гг. основные линии: Челябинск-Курган (1893), Курган-Омск (1894), Омск-река Обь (1895). В 1899 г. были объединены Средне-Сибирская и Западно-Сибирская дороги в единую Сибирскую железную дорогу. В XX были введены в эксплуатацию новые линии и закончено строительство основного звена магистрали: Барнаул-Каракус-Омск. В 1961 г. в результате реорганизации образована Западно-Сибирская железная дорога.

Куйбышевская железная дорога (4751, 98 км). Крупные станции: Самара, Пенза, Уфа, Ульяновск. Фирменные поезда: «Самара» (Самара-С. Петербург), «Башкартостан» (Уфа-Москва), «Жигули» (Самара-Москва), «Мордовия» (Саранск-Москва), «Ульяновск» (Ульянлвск-Москва), «Сура» (Пенза-Москва).

Куйбышевская магистраль - одна из первых, появившихся в России. Её история началась в 1874 г. с открытия регулярного движения поездов на участке Моршанск-Сызрань протяженностью 485 верст. К концу XIX в. Построенные участки пути до Уфы. Златоуста и Челябинска были соединены и составили Самаро-Златоустскую железную дорогу, переименованную в 1936 г. в Дорогу имени В.В. Куйбышева, а в 1953 г. – в Куйбышевскую железную дорогу. Позже в нее вошли Уфимская и Оренбургская дороги.

Дальневосточная железная дорога (6795 км). Крупные станции: Хабаровск, Биробиджан, Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Уссурийск, Тында, Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск.

Фирменные поезда: «Океан» (Владивлсток-Хабаровск), «Россия» (Москва-Владивосток), «Юность» (Хабаровск-Комсамольск-на-Амуре).

Укладка первого рельса Уссурийского участка Транссиба состоялась в 1891 г. во Владивостоке. Постоянное движение поездов от Владивостока до Хабаровска открылось в 1897 г. С середине XX века сооружались новые ветки: Комсамольск-на-Амуре - Советская Гавань и Тайшет – Лена (Усть-Кут), положившие начало строительству БАМа. В Состав дороги с 2010 года входит единственный в России островной участок железной дороги – на остров Сахалин. Сообщение с дорогой осуществляется через паромную переправу Ванино-Холмск.

Восточно-сибирская дорога (3876,7 км).Крупные станции: Иркутск, Ангарск, Улан-Удэ, Братск, Тайшет, Северобайкальск, Слюдянка, Усть-Илимск. Фирменные поезда: «Байкал» (Иркутск-Санкт-Петербург), «Баргузин» (Иркутск-Забайкалье).

Магистраль строилась с 1891 по 1905 г. как один из участков Великого сибирскогог пути. В 1934 дорога стала самостоятельной административно-хозяйственной единицей со своими границами (ст. Мариинск-ст. Мысовая). Через два года из ее состава была выделена красноярская железная дорога. В 1995 г. введена в эксплуатацию линия Абакан – Тайшет. С 1974-1988 продолжалось строительство Байкало-Амурской магистрали, Северобайкальское отделение которой вошло в состав дороги.

Октябрьская железная дорога (10 372, 7 км)

Крупные станции: Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Петрозаводск, Мурманск.Фирменные поезда: «Красная стрела», «Афанасий Никитин», «Две столицы», «Невский экспресс», «Северная Пальмира».

Октябрьская железная дорога – старейшая магистраль России. Ее история началась в 1842 г., когда император Николай I подписал указ о сооружении первой русской железной дороги Санкт-Петербург т- Москва. В 1851 г. состоялась ее официальное открытие. В1855 магистраль получила название «Николаевская железная дорога», а с 1923г.- «Октябрьская». С октября 1941 по апрель 1943 действовала легендарная «Дорога жизни» с её железнодорожным участком Финляндский вокзал – Ладожское озеро.

Свердловская железная дорога (7165 км).Крупные станции: Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь, Тюмень. Фирменные поезда: «Демидовский экспресс» (Екатеринбург-Санкт-Петерббург), «Кама» (Пермь-Москва), «Малахит» (Н. Тагил-Москва), «Тюмень» (Нижневартовс-Москва), «Ямал» (Новый Уренгой-Москва).

Движение по Уральской горнозаводной дороге было открыто в 1878 г. через десять лет её объединили с веткой Екатеринбург –Тюмень (1885), и дорога стала называться Уральской железной дорогой. В 1896 г. закончено строительство ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую дорогу с Транссибом. В1943 г. дорога переименована в Свердловскую железную дорогу, после присоединения к ней Пермской дороги (1953) она стала одной из крупнейших в стране. Магистраль в северном направлении пересекает Полярный круг.

Забайкальская железная дорога (3336,1 км).Крупные станции: Чита, Сретенск, Благовещенск. Фирменные поезда: «Даурия» (Чита-Забайкальск), «Гюлий» (Тында-Благовещенск).

Забайкальский участок Транссиба строился с 1895 г. первая железнодорожная линия в Забайкалье была сдана в эксплуатацию в 1900 г. практически сразу после Русско-японской войны началось строительство Амурской железной дороги от ст. Куэнга до ст. Хабаровск. После окончания строительства этой линии в 1915 г. была создана прямая железнодорожная связь с Дальним Востоком. В 1959 г. Амурская и Забайкальская линии были объединены в Забайкальскую железную дорогу [5; 82].

Южно-уральская железная дорога (4806,6 км).Крупные станции: Челябинск, Оренбург, Курган, Магнитогорск, Златоуст, Орск. Фирменные поезда: «Южный Урал» (Челябинск-Москва), «Ожерелье» (Оренбург-Москва).

Южно-уральская железная дорога строилась как составная часть Транссиба. В ее состав входят старейшие железнодорожные линии, построенные ив 1860-1880 г. прокладка пути на линии Челябинск-Екатеринбург была завершена к 1895 г., и далее трасса пошла в Западную Сибирь. В настоящих границах дорога образована в 1934 г. при разделении Пермской железной дороги и ее слиянии с рядом линий, проходящих по районам Южного Урала. В 1981 г. со сдачей в эксплуатацию новых линий было закончено её формирование.

Северная железная дорога (5958 км). Крупные станции: Ярославль, Кострома, Иваново, Вологда, Архангельск, Сыктывкар, Воркута. Фирменные поезда: «Белые ночи» (Вологда-Санкт-Петербург), «Вологодские Зори» (Вологда-Москва), «Поморье» (Архангельск-Москва), «Сыктывкар» (Сыктывкар-Москва), «Шексна» (Череповец-Москва).

История Северной железной дороги началась в 1868 г. с момента открытия движения на Шуйско-Ивановской линии. Участок Александров – Ярославль – Вологда был введен в эксплуатацию в 1872 г. строительство новых линий продолжалочсь до начала XX в. В результате реорганизаций в 1953 г. образована Северная железная дорога , в которую вошли Северная и Ярославская, позже – Печерская железные дороги. В XX в. Протяженность дороги значительно увеличилась за счет новых участков: от Коноши до Кожвы и оот Кожвы до Воркуты [1; 28].

Калининградская железная дорога (963 км). Крупные станции: Калининград и Черняховск. Фирменные поезда: «Янтарь» (Калининград-Москва).

Дорога образована в 1992 г. в границах бывшего Калиниградского отделения Прибалтийской железной дороги. В силу своего анклавного положения дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами и в системе перевозок связана с железными дорогами России и СНГ через железные дороги Литвы и Белоруссии. В составе дороги - участки европейской колеи 1435 мм; без смены колеи действует маршрут Калининград – Гдыня- Берлин [9; 103].

Таки образом, такое разнообразие путей сообщения позволяет говорить о целесообразности и необходимости развития железных дорог в российском государстве. Следует отметить, что уде в конце восемнадцатого века её целесообразность как в политическом, так и экономическом назначение видели как представители власти, так и представители экономических структур. Соответственно, именно Российская империя способствовала такому развитию железных дорог в России. Советское правительство получило в наследство уже готовое транспортное богатство.

Остановимся на основных датах в истории российских железных дорог:

1837 – открыта для движения первая железная дорога общего пользования между Петербургом и Царским Селом.

1845 – Александровский завод а Санкт-Петербурге выпустил первый товарный

Паровоз Сирии Д.

1851 - введена в эксплуатацию самая длинная двухпутная дорога в мире - магистраль Петербург - Москва (650 км).

1852 - построен первый каменный вокзал в Петербурге (Витебский вокзал, архитектор К.А. Тон).

1862 - завершено строительство магистрали в Европу - первая международная линия Петербург-Варшава.

1865 - император Александром II утвержден план развития сети железных дорог в России. Образовано Министерство пулей сообщения.

1875 - на Коломенском заводе спроектирован типовой товарный паровоз.

1880 - завершено строительство крупнейшего в Европе Александровского моста у Сызрани.

1885 - на всех железных дорогах введен Общий устав железных дорог.

1890 - создана комиссия «По вопросу о железной дороге через всю Сибирь».

1891 - прошла церемония торжественной закладки Транссибской магистрали во Владивостоке.

1896 - России предоставлено право на постройку железной дороги через Маньчжурию (КВЖД). Основано Московское инженерное училище, преобразованное позже в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Учрежден профессиональный праздник - День железнодорожника.

1900 - на Всемирной выставке в Париже Комитет Сибирской железной дороги и Управление по ее сооружению получили высшую награду - Гран-при. Открыта паромно-ледокольная переправа через озеро Байкал.

1910 - выпущен первый опытный отечественный электропоезд (Брянский завод).

1913 - сеть железных дорог России превысила 70 сыс. Км.

1916 - завершено строительство Транссиба и открыто движение от Петербурга до Владивостока по северному участку.

1917 - образован Народный комиссариат путей сообщения и издан Декрет о национализации предприятий жележнодорожного транспорта.

1926 - началась электрификация железных дорог в СССР.

1931 - введен в обращение скорый поезд «Красная стрела» между столицами.

1932 - выпущен первый отечественный электровоз Сс (Сурамский советский).

1934 - на всей сети железных дорог введена диспетчерская централизация.

1956 - принят генеральный план развития электрификации железных дорог СССР. Прекратился выпуск паровозов.

1960 - из вагонного парка в основном исключены двухосные вагоны.

1974 - принято постановление о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

1984 - на октябрьской железной дороге началось движение скоростного электропоезда ЭР 200 со скоросью 200 км/час.

2001 - учреждена юбилейная медаль «100 лет Транссибской магистрали».

2002 – завершена полная электрификация Транссибской магистрали.

2003 - учреждено ОАО «Российские железные дороги».

2004 - открыта первая скоростная пригородная линия Москва-Мытищи.

2007 – разработана «Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года».

2009 – состоится первый регулярный рейс поезда «Сапсан» на линии Санкт-петербург - Москва.

2012 - празднование 175-летия со дня образования Российских железных дорог.

Открытое акционерное общество «Российские железные догори».

ОАО «РЖД» - российская государственная компания, одна из крупнейших в мире транспортных компаний, владелец инфракструктуры, значительной части подвижного состава и важнейшей оператор российской сети железных дорог.

Деятельность - основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки, представление услуг инфракструктуры и локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Инфракструктура – общая эксплуатация длина составила 85,3 тыс. км, в том числе по ширине колеи 1520 мм – 84, 4 тыс. км, протяженность бесстыкового пути 74,4 тыс. км, на сети железных дорог эксплуатация 166 975 стрелок. 138 тоннелей и 30 727 мостов.

Протяженность линий, оборудованных автоблокировкой и диспетчерской централизацией, составляет 62.0 тыс. км, или 72,9%. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживают 203 дистанции сигнализации, централизации и блокировки и один технический центр автоматики и телемеханики.

Проекты РЖД.

Проект «Высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург» (ВСМ-1) – создание выделенной железнодорожной линии между двумя столицами. Линия пойдет отдельно от существующей Октябрьской железной дороги. Новая магистраль позволит поездам развивать скорость до 400 км/час и сократит время пути от Москвы до Санкт-Петербурга до 2,5 часов.

Шесть олимпийских проектов для подготовки инфраструктуры Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

Проект «Единое агентство транспортной безопасности» - создание единого ведомства, которое будет заниматься вопросами безопасности на транспорте.

Проект реконструкции, электрификации и организации пассажирского движения по Малому кольцу в Москве.

Проект модернизации существующий железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. организация сообщений по следующим направлениям:

- высокоскоростного движения на участках Москва – Санкт-Перербург. Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань с дальнейшим продолжением до Екатеринбурга;

- скоростного движения по маршрутам Москва- Харьков – Ростов –на-Дону – Краснодар – Адлер и Москва-Ярославль;

- ускоренного движения пассажирских поездов между городами в Приволжском регионе;

- скоростного и ускоренного международных сообщений в целях доставки иностранных туристов к местам проведения турнира по направлениям Москва-Минск-Варшава-Берлин, Москва-Киев, Москва-Рига и Санкт-Петербург-Таллин;

- интермодальных пассажирских перевозок в связях «аэропотр-город» в целях доставки пассажиров из аэропортов в центры городов проведения матчей (существующие – Москва, Екатеринбург, Самара; перспективные - Казань, Сочи, Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Краснодар и Ярославль).

Таким образом, в настоящее время российская железная дорога представляет собой огромное предприятие с филиалами во всей России. Безусловно, это оказывает огромное влияние на развитие экономики.


Выводы первой главы

Подводя итог первой главы, следует отметить, что история императорских железных дорог не исчезла в небытие, а стала большим национализированным проектом в послереволюционный период – достояние Российского государства. Русский человек всегда понимал – что наша Родина обширна и богата полезными ресурсами, но для развития дальних областей Сибири, железные дороги необходимы. Сейчас это - огромное предприятие.







ГЛАВА 2. Концептуальные аспекты формирования железных дорог в настоящее время в России

2.1 Основные характеристики современных железных дорог Российской федерации


Министерство путей сообщения (МПС) Российской империи учреждено на основании Указа императора Александра 2 15 июня 1865 г. Министерство стало преемником Главного управления путей сообщения, основанного еще Павлом 1 как Департамент водяных коммуникаций (1798). МПС обеспечивало проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта. В структуре МПС были образованы два Управления – строительства и казенных железных дорог, Департамент железных дорог, Техническо-инспекторский комитет и Инспекция железных дорог. В таком виде МПС просуществовало до 1918 г. общая протяженность железнодорожной сети России к 1917 г. составила более 70 тыс. км 70% железных дорог являлось собственностью государства.

Министерство путей сообщения СССР (МПС) образовано в 1946 из одноименного наркомата – Народного комиссариата путей сообщения, который с 1918 г. управлял железными дорогами и занимался организацией железнодорожных перевозок. После Октябрьской революции казенные железные дороги перешли в ведение нового государства. В 1918 были национализированы и частные дороги. МПС СССР осуществляло руководство всеми железными дорогами страны. В послевоенные годы 1950-е МПС выступило и инициативой перспективного развития и модернизации железнодорожного транспорта. За период 1917-1991 гг. в Союзе ССР общая протяженность железнодорожной сети практически удвоилдась и достигла 148,2 тыс. км МПС СССР ликвидировано 26 декабря 1991г. в связи с прекращением существования СССР.

Министерство путей сообщения российской федерации (МПС РОССИИ) образовано Указом Президента Российской Федерации 20 января 1992 г. на базе МПС СССР. В 2001 году Правительство России приняло постановление «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», в результате которого произошло отделение функций государственного регулирования от функций хозяйственного управления при сохранении единства железнодорожной сети. В 2004 г. Министерство путей сообщения было упразднено, его функции были переданы Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Управление железными дорогами осуществляет ОАО «Российские железные дороги». В настоящее время общая протяженность Российских железных дорог составляет 86,1 тыс.км [8; 32].

Рассмотрим основные проекты РЖД. Проект «Высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург» (ВСМ-1) – создание выделенной железнодорожной линии между двумя столицами. Линия пойдет отдельно от существующей Октябрьской железной дороги. Новая магистраль позволит поездам развивать скорость до 400 км/час и сократит время пути от Москвы до Санкт-Петербурга до 2,5 часов.

Шесть олимпийских проектов для подготовки инфраструктуры Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

Проект «Единое агентство транспортной безопасности» - создание единого ведомства, которое будет заниматься вопросами безопасности на транспорте.

Проект реконструкции, электрификации и организации пассажирского движения по Малому кольцу в Москве.

Проект модернизации существующий железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. организация сообщений по следующим направлениям:

- высокоскоростного движения на участках Москва – Санкт-Перербург. Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань с дальнейшим продолжением до Екатеринбурга;

- скоростного движения по маршрутам Москва- Харьков – Ростов –на-Дону – Краснодар – Адлер и Москва-Ярославль;

- ускоренного движения пассажирских поездов между городами в Приволжском регионе;

- скоростного и ускоренного международных сообщений в целях доставки иностранных туристов к местам проведения турнира по направлениям Москва-Минск-Варшава-Берлин, Москва-Киев, Москва-Рига и Санкт-Петербург-Таллин;

- интермодальных псссажирских перевозок в связях «аэропотр-город» в целях доставки пассажиров из аэропортов в центры городов проведения матчей (существующие – Москва, Екатеринбург, Самара; перспективные - Казань, Сочи, Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Краснодар и Ярославль).

Подводя итог вышеизложенного, следует отметить, что в настоящее время развитость железных дорог говорит об уровне экономического развития государства. Правительство в любые эпохи понимает значение ценность данного вида транспорта. Естественно современное состояние железных РЖД отвечает высоким требованиям времени, насчитывается шестнадцать линий РЖД и это огромный вклад поколений людей строивших её.


2.2 Приволжская железная дорога


История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с июля 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова.

В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Дореволюционная Рязано-Уральская ж.д. связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. Общая длина ее путей составляла 4377 верст.

В 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паровая паромная железнодорожная переправа через Волгу. Позже, в 1935 году, здесь был возведен железнодорожный мост – крупнейший мост первой пятилетки.

Годы революции и Гражданской войны нанесли Рязано-Уральской железной дороге громадный ущерб, но к 1925 году ее паровозный парк был полностью восстановлен.

В 30-е годы дорога технически развивалась и вооружалась. К 1941 году выполняемые дорогой перевозки в четыре раза превзошли уровень 1913 года.

Строительство Волжской рокады во время Великой Отечественной войны позволило обеспечить стратегически важные перевозки к Сталинграду и на Кавказ. Железнодорожники с честью выдержали тяжелейшие испытания военных лет, восстановили разрушенное хозяйство, дали импульс техническому развитию магистрали.

В 1953 году Рязано-Уральская и Сталин­градская железные дороги были объ­единены в одну – Приволжскую.

В своих современных границах магистраль охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. Приволжская ЖД включает в себя три отделения: Саратовское, Волгоградское и Астраханское.

Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Ура­лом, Средней Азией и Сибирью.

Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север – Юг", который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

Со станций Приволжской магистрали отправляются важные для экономики страны грузы: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения…

Ежегодно в регионах обслуживания дороги услугами железнодорожного транспорта пользуются миллионы пассажиров. На ПривЖД формируются международные поезда Саратов – Берлин и Саратов – Варна, фирменные поезда "Саратов" и "Лотос". На пригородных направлениях курсируют современные электропоезда и рельсовые автобусы.

В октябре 2003 года было создано ОАО "Российские железные доро­ги", в состав которого Приволжская магистраль вошла в качестве филиала. 1 октября 2003 года произошло событие, знаковое для дороги и Компании в целом – заложено первое, "серебряное" звено рельсошпальной решетки от станции Яндыки к порту Оля на Северном Каспии. С окончанием в июле 2004 года строительства этого пути завершилось формирование железнодорожной части МТК "Север – Юг" на российской территории.

Таким образом, развитие приволжской железной дороги имело огромное значение для региона. Ее значение понимали как 18 веке, так и в настоящее время. В настоящее время приволжская железная дорога включает три огромных региона: Саратовский, Волгоградский и Астраханский.


Вывод второй главы


Подводя итог вышеизложенного, следует отметить что история возникновения и развития железных дорог в России сложна. Ее значение понимал Николай I, с его легкой руки были построены первые линии железных дорог. Впоследствии в России появились новые линии железных дорог.

Несомненно, о её значение для развития экономики государства было ясно для всех политических партий в России, особенно в период образования СССР. В настоящее время Российские РЖД – ведущая компания в России.


Заключение

Подводя нашего исследования, мы пришли к выводам о том, что:

- развитие железных дорог в России было продиктовано экономической необходимостью в начале прошлого века (Россия находилась в тяжелом экономическом положении);

- на фоне развитости других стран (как экономически, так и политически) в российском государстве нужны были стремительные технические перемены. Что способствовало признания Российского государства другими державами мира;

- появление железных дорог облегчило переезд граждан по необъятной территории российского государства;

- в советский период продолжалось совершенствование путей сообщения, постройкой огромных магистралей;

- в настоящее время ОАО «Российские железные дороги» одно из лучших в мире по качеству, цене и комфортности.






















Литература


  1. Герстнер Ф.А.,  Третий отчет об успехах железной дороги от Петербурга до Царского Села и Павловска. – СПб,1837 с. 13-14

  2. Костицкий С.Н., Частный железнодорожный транспорт и иностранный капитал во второй половине XIX-начале XX вв. М.:МИИТ 2007 с.17

  3. Витте С.Ю., Воспоминания. Т. 1. М., 1960. С. 12

  4. История железнодорожного транспорта России, т.1 СПб, 1994 стр.

  5. Залужная Д.Б., Транссибирская магистраль. –М. Мысль, 2000.

  6. Богданович Е.В., Проект Сибирско-Уральской железной дороги, СПб 1868.

  7. Сибирская железная дорога: Сообщение полковника Генерального штаба Н.А. Волошинова в Императорском географическом обществе 5 декабря 1980г. СПб 1890.

  8. Петров Н.П., Протяжение новых железных дорог в различных областях европейской России – СПб, 1912. 

  9. Хануков Е.Д., Большая Советская Энциклопедия,  статья «Железнодорожный транспорт».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ