Риторика 1 класс "Громко – тихо. Быстро – медленно"
Риторика
Тема: Громко – тихо. Быстро – медленно.
Цель: – познакомить детей с тем, как изменяется громкость речи в зависимости от ситуации или от содержания высказывания;– дать детям представление о темпе речи;– формируем умение говорить не только правильно, но и свободно, с учётом ситуации общения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– Ребята, сегодня мама (фамилия, имя ученика класса) написала мне записку. Какой формой речи она воспользовалась? Почему? 1– А если бы мы встретились с ней на улице, какой формой речи она бы воспользовалась? Почему?
– Как вы думаете, как нужно говорить, громко или тихо? (Разные предположения детей.)
– От чего это зависит?– Какой будет тема урока? 2 3
– На какие вопросы хотели бы получить ответ? (Фиксируем, возможно какими-либо знаками, поставленные вопросы, т.е. создаем план работы.)
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;2) формируем умение осознавать недостаток информации;3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику (с. 30 и 31). Анализ речевых ситуаций
– Откройте свои учебники на с. 30. 1 3 1 2
– Представьте ситуацию: девочка заблудилась в лесу. Как она должна звать на помощь? Громко или тихо? В такой ситуации нужно даже кричать, чтобы тебя услышали?
– А теперь спортивные соревнования. Как болельщики подбадривают любимого спортсмена?
– Если вы – азартные болельщики, ваша поддержка поможет победить спортсмену.– Посмотрите на с. 31. Что нарисовано на картинке? Где происходит действие?– Как говорит актёр, чтобы его услышали в последнем ряду? – Какие ситуации мы сейчас рассмотрели?– Как должен говорить человек в этих ситуациях? 4
2. – А если зрителю хочется взглянуть в программку, как он попросит её у соседа?
– Актёр должен говорить громко, а зритель – тихо, шёпотом.– Посмотрите на картинку внизу. Что делает мама? (Мама укладывает ребёнка спать.) – Как она ему поёт песенку? Каким голосом она поёт – громким или тихим?– Конечно, колыбельные песни поются тихо, нежно, располагая ко сну.– Какие ситуации рассмотрели сейчас?– Как нужно говорить в этих ситуациях?– От чего же зависит громкость голоса во время общения? (Зависит от ситуации общения, именно она определяет силу голоса, с которой мы говорим в данный момент.)– О какой особенности речи сейчас говорили? 4
3. Анализ художественных произведений с точки зрения громкости чтения.
Звучат три стихотворения с различной степенью громкости: громко, нормально, тихо. Учитель может записать стихотворения на магнитофон или заранее подготовить для чтения трёх учеников.
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям,
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
(А. Яхнин.)
ОСЕННИЕ СТИХИ
В лесу такая тишина,
Как будто лес пустой.
Чтоб тишина была слышна,
Тихонечко постой.
(А. Кондратьев.)
СЛОНИХА
Стало тихо, тихо, тихо.
Спит в углу моя слониха.
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.
(А. Барто.)
– В этих стихотворениях говорится о тишине. Как надо было прочитать их? Почему вы так считаете? Объясните.
– Чтобы передать ощущение тишины, чтобы услышать тишину, следует читать стихотворения тихим, спокойным голосом. Иначе может произойти вот что:
ЧАСТУШКИ
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели,
Мы сказали: «Тишина».
В школе треснула стена.
– Очень важно уметь правильно определять силу голоса в различных жизненных ситуациях. Что бы вы посоветовали героям стихотворения Г. Сапгира «Оруны»?
Мы играли в игру.
Вовка крикнул: «Не ори!»
Мне обидно: «Я ору?
Сам потише говори!»
Мы забросили игру.
Он орёт,
И я ору.
Он вопит,
А я – сильней:
«Иго-го! Иа! Эгей!»
Всполошили мы весь двор:
– Это что за страшный ор?
– Цирк приехал?
– Где пожар?
– Безобразие!
– Кошмар!
Вовка смолк – ни гугу,
Я ответить им хочу,
Но сдержаться не могу —
На всю улицу кричу!
Привели меня домой.
Мама шепчет: «Что с тобой?
Бедный мальчик, ты в жару!»
«Я не болен!» – я ору.
Папа рявкнул: «Не орать!»
Я свалился на кровать,
Я заткнул подушкой рот.
Но во мне
Всё орёт!..
Изо рта – не крик,
А хрип.
Наконец-то я охрип...
Хорошо, что я охрип
И от крика не погиб.
– Какой вывод можете сделать о силе голоса при чтении литературных произведений? (Наша речь может звучать тише или громче в зависимости от ситуации общения или от содержания читаемого произведения, высказывания).
4. – Какая речь воспринимается лучше: быстрая или медленная?
– Что такое нормальная речь?– Когда мы говорим быстро?– Когда медленно?
– Когда в нормальном темпе? (Речь можно по скорости её произнесения сравнить с медленно ползущей черепахой, с идущим человеком, с быстро движущимся автомобилем.)– С какой скоростью или темпом должен говорить человек?– О какой особенности речи сейчас говорили? 4
5. Анализ звучащих текстов. 2
Учитель записывает на магнитофон или заранее готовит с тремя детьми следующие тексты.
ЛИСА И ЗАЯЦ
Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу – и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст, и лисица за куст. Куда заяц, туда и лисица. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец, заяц!
ОГУРЕЦ И КАПУСТА (шутка)
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.
СТРАШНЫЙ СОН
Кошка спит и видит сон. Большая-большая мышь нападает на неё. Испугалась кошка и спряталась. Но вдруг вспомнила, что мыши боятся кошек, и бросилась на мышь. Мышка сразу стала маленькой. И кошка проснулась.
Учитель может предложить послушать учащимся текст «Страшный сон», произнесённый в разном темпе (быстро, нормально, медленно), затем текст «Лиса и заяц» – быстро, «Огурец и капуста» – медленно, «Страшный сон» – нормально. Темпы речи: быстрый – 180 и более слов в минуту, медленный – 46 и менее слов в минуту, нормальный (чуть замедленный) – 80–120 слов в минуту.
– Определите, в каком темпе звучал текст? Не мешал ли заданный темп воспринимать содержание рассказа?– Мы познакомились ещё с одной особенностью устной речи – темпом.
– Объясните, почему текст о лисе и зайце лучше рассказывать в быстром темпе? – Быстрый темп мы используем для того, чтобы показать голосом, как быстро убегал заяц от лисы.
– Рассказывая шутку о капусте и огурце, необходимо было замедлить темп, подчёркивая этим медлительность кочана капусты, то, как бесконечно долго тянулось для огурца время ожидания товарища.– Можно изменять темп речи в зависимости от содержания рассказа (высказывания).
6. Анализ речевых ситуаций. Работа в учебнике. 3 2 1
– Откройте свои книги на с. 32.– Прочитайте, как девочка учила котёнка разговаривать.– Почему она произносила слова медленно? – Когда человек объясняет что-то, он всегда замедляет темп, чтобы его лучше поняли, медленнее произносит слова, на которые следует обратить внимание.– В каких ещё случаях следует говорить медленнее обычного? – Учитель медленно диктует диктант. Загадывая загадку, мы также замедляем темп речи, чтобы все её поняли. Разговаривая с маленьким ребёнком, мы тоже не торопимся и т.д.
– А вот другая ситуация. Случилась беда – загорелся кошкин дом.– В каком темпе вы будете рассказывать, как друзья помогали тушить пожар? – В данном случае нужно говорить быстрее обычного, чтобы быстрым темпом передать, как все торопились, бежали, поэтому и удалось погасить огонь.
Учитель читает отрывок из сказки «Кошкин дом».
– Назовите ситуации, в которых мы вынуждены использовать быстрый темп речи. (Когда очень спешишь; когда говоришь скороговорку и т.д.)
– От чего зависит темп речи? 4 (Темп – ещё одна особенность устной речи. Темп речи зависит от ситуации общения или от содержания рассказа, высказывания).
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙΙΙ. Применение нового знания
– Как вы понимаете эти выражения?
«Говорит, что горох о стену лепит».
«Говорит, словно жвачку жуёт».
Работа в парах. 3
– А теперь такое задание.
1) – Подготовить устное объявление (об экскурсии в зоопарк, о родительском собрании и т.д.) и произнести его перед классом, подумав, как громко и как быстро нужно говорить.
Проверка.
Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты выполнил правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с помощью товарища?– С какой громкостью и в каком темпе ты говорил? Почему?– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре.– Молодец!
2) – Обратиться с какой-либо просьбой к соседу по парте так, чтобы учитель не услышал.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание?– Ты выполнил правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с помощью товарища?– С какой громкостью и в каком темпе ты говорил? Почему?– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре.
ТООУ
ТООУ
ΙV. Итог урока
– Что нового сегодня узнали? – Какой же вывод можно сделать о темпе речи? 4– Когда нужно говорить громко, а когда тихо?
– Для чего нам нужны открытые сегодня на уроке знания?
– Что у вас получилось лучше всего?– В чём испытали затруднения?– Как бы оценили своё настроение после урока?– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ