Риторика 1 класс "Прощаемся в разных ситуациях общения"

Риторика.

Тема: Прощаемся в разных ситуациях общения.

Цель:

учим детей уместно употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата;

закрепляем употребление слов прощания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Ребята, какие слова прощания вы знаете?

Работа в учебнике. 3 1

Откройте учебники на с. 44, прочитайте слова прощания.

Разыгрывание ситуаций.

Помните, как Риторик попал в Знайкину школу? Откройте учебники на с. 12–13. Вспомните эти сюжеты. Теперь представьте, как наш герой уходит из Знайкиной школы и прощается со всеми.

Работа в парах. 3 3 1 2

Обсудите и ответьте, что он скажет каждому работнику

в Знайкиной школе.

После обсуждения дети высказывают своё предположение

и доказывают его.

Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учительницей?

А с ребятами? (До свидания, Марья Павловна! Пока, ребята.)

Как вы прощаетесь с родителями вечером, когда ложитесь спать?

(Спокойной ночи, мамочка!)

Вы, конечно, помните сказку К. Чуковского «Айболит»?

Кто изображён на рисунках на с. 45–46? Их вылечил доктор Айболит. И вот теперь Айболит прощается с ними, а они – с Айболитом.

Рассмотрим рисунок на с. 45. С кем прощается Айболит и как?

Что они говорят, как смотрят друг на друга?

«До свидания, Барбос. Я думаю, что тебе надо держаться подальше от курицы с цыплятами». – «Всего доброго, Айболит. Спасибо тебе».

«Всего хорошего, Мотылёк. Веселись, только свечки берегись». – «Спасибо тебе, Айболит. До встречи!»

Напишите на линиях-стрелках подходящие слова прощания (с. 46).

Какие-то из ситуаций дети разыгрывают. Учитель обращает внимание на то, что при прощании люди обычно смотрят друг на друга, пользуются определёнными жестами: пожимают руки, кивают головой, машут рукой.

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.










Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙ. Открытие нового знания

Введение новой формы прощания «Счастливого пути!»

Чтение «Голландской песенки» (в переводе И. Токмаковой)

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Усталый человек идёт,

Рукой стирает пот, –

Счастливого пути!

Карета кое-как ползёт,

Усталый конь её везёт, –

Счастливого пути!

А в океанах корабли,

От родины своей вдали, –

Счастливого пути!

Пускай кто едет, кто идёт,

Всегда свой путь домой найдёт, –

Счастливого пути!

Когда мы при прощании говорим «Счастливого пути!»?

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа по учебнику. 3 1 2 2

Давайте посмотрим, что изображено на с. 47.

Айболит вылечил в Африке зверей и теперь уезжает домой. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Кто пришёл прощаться с Айболитом?

Что каждый из них говорит Айболиту?

Что Айболит им отвечает?

Представьте себе, что Айболит на корабле. Что провожающие кричат ему вдогонку?

Раскрасьте рисунок.

Послушайте отрывки из сказки Э. Мошковской «Вежливое слово».


Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово!

...А Олень:

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот моё

ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит Дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРО’ВО

Вежливое слово.

... Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого...

Касса, выдай мне билет!

Ваше вежливое слово?

У меня такого нет.

Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

Мне – билет!

Нет и нет.

Мне – билет!

Нет и нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал.

Косолапый зарыдал,

И ушёл он со слезами

И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка

Косолапого сынка

И достала из комода

Очень вежливое что-то...

...Раз-два!

Все слова хорошенько вымыла,

Медвежонку выдала:

ДО СВИДАНИЯ,

ДО СКАКАНЬЯ,

И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,

УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС...

И десяток про запас.

...Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе...

ДО СВИДАНИЯ! ЗДРАСЬТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир даёт билеты

Не один, а целых три!

Теперь я прочитаю эту сказку ещё раз.

Сколько билетов получили звери в кассе за вежливые слова?

За какие именно слова? Какие из этих слов вам показались необычными?

Может быть, вы знаете или придумаете такие же необычные слова приветствия и прощания, которые вы бы сказали, например, утке, лягушке, тигру, обезьянке, жуку, собаке и т.д. (До кряканья, доброй охоты, ласкового солнышка и т.д.)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.



ΙV. Итог урока

Кому вы скажете при прощании «Пока!»? «Всего!»? «Чао!»?

«До свидания», «до встречи» – очень интересные слова. Вдумаемся в их значение: «до свидания», «до встречи» – мы надеемся увидеть вас ещё раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова. 4

Для чего же люди прощаются?

Какую работу мы сейчас выполняли?


Чему научились?

Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4

Кто или что вам помогало справиться?

Почему сегодня мы так много работали в парах? 3

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.












ТООУ



Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ