Риторика 1 класс "Прощаемся в разных ситуациях общения"
Риторика.
Тема: Прощаемся в разных ситуациях общения.
Цель:
– учим детей уместно употреблять различные формы прощания в зависимости от адресата;
– закрепляем употребление слов прощания.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– Ребята, какие слова прощания вы знаете?
Работа в учебнике. 3 1
– Откройте учебники на с. 44, прочитайте слова прощания.
Разыгрывание ситуаций.
– Помните, как Риторик попал в Знайкину школу? Откройте учебники на с. 12–13. Вспомните эти сюжеты. Теперь представьте, как наш герой уходит из Знайкиной школы и прощается со всеми.
Работа в парах. 3 3 1 2
– Обсудите и ответьте, что он скажет каждому работнику
в Знайкиной школе.
После обсуждения дети высказывают своё предположение
и доказывают его.
– Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учительницей?
А с ребятами? (До свидания, Марья Павловна! Пока, ребята.)
– Как вы прощаетесь с родителями вечером, когда ложитесь спать?
(Спокойной ночи, мамочка!)
– Вы, конечно, помните сказку К. Чуковского «Айболит»?
– Кто изображён на рисунках на с. 45–46? Их вылечил доктор Айболит. И вот теперь Айболит прощается с ними, а они – с Айболитом.
– Рассмотрим рисунок на с. 45. С кем прощается Айболит и как?
– Что они говорят, как смотрят друг на друга?
– «До свидания, Барбос. Я думаю, что тебе надо держаться подальше от курицы с цыплятами». – «Всего доброго, Айболит. Спасибо тебе».
– «Всего хорошего, Мотылёк. Веселись, только свечки берегись». – «Спасибо тебе, Айболит. До встречи!»
– Напишите на линиях-стрелках подходящие слова прощания (с. 46).
Какие-то из ситуаций дети разыгрывают. Учитель обращает внимание на то, что при прощании люди обычно смотрят друг на друга, пользуются определёнными жестами: пожимают руки, кивают головой, машут рукой.
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙ. Открытие нового знания
Введение новой формы прощания «Счастливого пути!»
Чтение «Голландской песенки» (в переводе И. Токмаковой)
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
Усталый человек идёт,
Рукой стирает пот, –
Счастливого пути!
Карета кое-как ползёт,
Усталый конь её везёт, –
Счастливого пути!
А в океанах корабли,
От родины своей вдали, –
Счастливого пути!
Пускай кто едет, кто идёт,
Всегда свой путь домой найдёт, –
Счастливого пути!
– Когда мы при прощании говорим «Счастливого пути!»?
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа по учебнику. 3 1 2 2
– Давайте посмотрим, что изображено на с. 47.
– Айболит вылечил в Африке зверей и теперь уезжает домой. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено? Кто пришёл прощаться с Айболитом?
– Что каждый из них говорит Айболиту?
– Что Айболит им отвечает?
– Представьте себе, что Айболит на корабле. Что провожающие кричат ему вдогонку?
– Раскрасьте рисунок.
– Послушайте отрывки из сказки Э. Мошковской «Вежливое слово».
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
...А Олень:
– ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА!
Говорит Дворовый Пёс:
– Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРО’ВО –
Вежливое слово.
... Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
– Мне – билет!
– Нет и нет.
– Мне – билет!
– Нет и нет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то...
...Раз-два!
Все слова хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНИЯ,
ДО СКАКАНЬЯ,
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС...
И десяток про запас.
...Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе...
– ДО СВИДАНИЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир даёт билеты –
Не один, а целых три!
– Теперь я прочитаю эту сказку ещё раз.
– Сколько билетов получили звери в кассе за вежливые слова?
– За какие именно слова? Какие из этих слов вам показались необычными?
– Может быть, вы знаете или придумаете такие же необычные слова приветствия и прощания, которые вы бы сказали, например, утке, лягушке, тигру, обезьянке, жуку, собаке и т.д. (До кряканья, доброй охоты, ласкового солнышка и т.д.)
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙV. Итог урока
– Кому вы скажете при прощании «Пока!»? «Всего!»? «Чао!»?
– «До свидания», «до встречи» – очень интересные слова. Вдумаемся в их значение: «до свидания», «до встречи» – мы надеемся увидеть вас ещё раз. Поэтому людям приятно слышать эти слова. 4
– Для чего же люди прощаются?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4
– Кто или что вам помогало справиться?
– Почему сегодня мы так много работали в парах? 3
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ