Риторика 1 класс "Разговор по телефону"
Риторика.
Тема: Разговор по телефону.
Цель:
– ознакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора;
– научить моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения;
– формируем умение использовать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.
Оборудование: стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» (см. в конспекте), игрушечные телефоны.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
– Какой вывод мы с вами сделали на прошлом уроке? (Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что и позволяет нам отличить её от речи других людей.) 1
– Легко ли узнать человека по голосу? (Не всегда.)
– А в каких случаях нам приходится общаться с человеком, не видя его, а только слушая?
– Звоните ли вы по телефону?
– В каких случаях?
– С каких слов вы начинаете разговор?
– Всегда ли у вас получается вежливый разговор, делают ли вам замечания? Какие? 2
– Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться разговаривать по телефону.) 3
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
ΙΙ. Открытие нового знания
1. Работа по учебнику. 3 1
– Давайте посмотрим, как Риторик разговаривает по телефону.
– Прочитаем разговор Риторика с сослуживцем мамы и с мамой по ролям. Постарайтесь говорить приветливо.
– Какие слова выделены и почему?
– Это слова вежливости, этикетные слова.
2. Работа в парах. 3 3 1 2
Разыгрывание речевых ситуаций с использованием двух игрушечных телефонов.
– Обсудите в парах диалог.
● Ситуация первая.
Маша звонит Ане. Она хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше его закончить, какие вежливые слова должны прозвучать в этом разговоре?
Затем учитель вызывает к доске одну пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.
● Ситуация вторая.
Аня звонит Алёше, чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа Алёши. Как в таком случае нужно начать разговор? Примерный вариант:
– Здравствуйте, Иван Андреевич! Это Аня.
– Здравствуй, Аня.
– Иван Андреевич, позовите, пожалуйста, Алёшу к телефону, мне нужно узнать, что нам задали на дом по математике.
Затем учитель вызывает к доске другую пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.
● Ситуация третья.
Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит мама друга.
Какой разговор состоится, чем он закончится?
Учитель вызывает к доске третью пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙΙ. Применение нового знания
Работа в парах. 3
Работа по учебнику. 3 3 1 2 2
– Откройте свои учебники на с. 39.
– Кто разговаривает по телефону?
– С кем Риторик разговаривает по телефону?
– Составьте диалог: Риторик звонит бабушке и хочет пригласить её и деда на день рождения в субботу.
Возможные варианты диалогов:
● – Здравствуй, бабуля!
– Добрый день, Риторик!
– Как ты себя чувствуешь?
– Я – ничего, а дед приболел немножко.
– Может быть, зайти? Вам нужна помощь: сходить в аптеку, в магазин?
– Нет, спасибо. У нас всё есть.
– А к субботе дед выздоровеет? Я хотел пригласить тебя и деда на день рождения в субботу.
– Хорошо. Постараемся выздороветь.
– До свидания, бабуля. Завтра забегу к вам, ждите. Передай деду
огромный привет.
– До свидания, Риторик. До встречи.
Учитель вызывает несколько пар, т.к. могут быть разыграны различные варианты диалога. Диалог каждой пары анализируется.
– Второй диалог: Риторик звонит своему однокласснику и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом.
● – Здорово, Толик!
– Привет, Риторик!
– Уроки сделал?
– Конечно. А ты?
– И я тоже. Ты пойдёшь в театр с классом?
– Пойду. Спектакль, говорят, интересный.
– И я пойду. Заходи за мной через полчаса.
– Ладно. Чао, Риторик!
Вызывается несколько пар. Диалоги анализируются. Учитель обращает внимание на стиль общения при разговоре с разными людьми по телефону.
– Третий диалог: Риторик звонит подружке Юле и спрашивает задание по математике.
● – Юля, добрый вечер! Это Риторик.
– Здравствуй, Риторик!
– Извини, что оторвал от мультфильма, но мне очень нужна твоя помощь. У тебя записано домашнее задание по математике?
– Да, конечно. Сейчас я скажу его тебе.
– Спасибо.
– Записывай. Примеры под номером 61, 62, 64 на странице 45.
– Ещё раз спасибо. Всего хорошего.
– До свидания, Риторик. Звони, если что.
Чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского.
Учитель заранее готовит с некоторыми детьми из класса чтение стихотворения.
ТЕЛЕФОН
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада.
– Для кого?
– Для сына моего.
– А много ли прислать?
– Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
– Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
– Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь!
– Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему –
Не пойму!
– Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
– Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
– Не это ли квартира
Мойдодыра?
Я рассердился, да как заору:
– Нет! Это чужая квартира!!!
– А где Мойдодыр?
– Не могу вам сказать...
Позвоните по номеру
Сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лёг –
Звонок!
– Кто говорит?
– Носорог.
– Что такое?
– Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
– В чем дело?
– Спасите!
– Кого?
– Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
– Провалился в болото?
– Да!
И ни туда ни сюда!
О, если вы не придёте –
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!!!
– Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ох, нелёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота!
(К.И.Чуковский.)
– О чём просят звери? 3
– Возможно ли выполнить эти просьбы?
– Кто из зверей вежливее других?
– Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону?
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙV. Итог урока
– Какой вывод можно сделать о правилах вежливого разговора по телефону? 4
– Надо говорить вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4
– Кто или что вам помогало справиться?
– Почему сегодня мы так много работали в парах? 3
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ