Риторика 1 класс "Несловесные средства устного общения: мимика и жесты"
Риторика.
Тема: Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
(2 урока)
Цель:
– ознакомить учащихся с несловесными средствами общения;
– научить использовать средства неречевого общения;
– формируем умение уместно использовать изученные несловесные средства при решении риторических задач.
Оборудование: карточки со стихами (см. конспект), по одной на парту.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
1. – Чему мы учимся на уроках риторики?
– Что важного для себя вы уже узнали?
– О чём хотели бы узнать?
2. – Сегодня я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком.
Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов.
Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.
Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А кот был вот такой. Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во всё горло закричал:
– Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец?
Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал:
– Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!
Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.
В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:
– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!
А была лягушка вот такая.
Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его.
Вот так.
– Смогли вы представить себе цыплёнка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они? 2
– Почему?
– Как вы думаете, о какой особенности речи мы будем говорить сегодня?
Познавательные УУД:
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2) формируем умение осознавать недостаток информации;
3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;
2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙ. Открытие нового знания
1. – Как надо прочитать сказку, чтобы мы смогли хорошо представить себе её героев?
– Послушайте сказку ещё раз и внимательно смотрите на меня.
Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику.
2. – А теперь увидели вы героев сказки, поняли, какие они?
– Что же вам помогло их как бы увидеть? 3
– Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки.
– Кто знает, как называется движение рук, пальцев? (Движения рук, пальцев называют жестами.)
– А как называется выражение лица? (Выражение лица – доброе, удивлённое, злое – это мимика.)
– Для чего нам необходимы мимика и жесты? (Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова.
3. Работа в учебнике. 2 1
1) – Рассмотрим рисунок на с. 40.
– Придумайте и расскажите продолжение сказки «Цыплёнок».
2) Работа в парах. 3
– Посмотрите в учебник на с. 41 и договоритесь, как вы оформите страничку, затем выполняйте задание вместе.
Учебник, с. 41. Дети договариваются, как они будут изображать продолжение сказки.
ΙΙΙ. Применение нового знания
1. Распознавание учащимися назначения мимики и жестов учителя: 3 1 1
● улыбка как знак одобрения;
– Представьте ситуацию: вы отвечаете у доски. Учитель кивает вам и улыбается. Как вы думаете, что это означает?
● поднятые брови как знак удивления или недоумения;
– А теперь я поднимаю брови.
Учитель демонстрирует мимику.
● движение руки вниз – садитесь, вверх – встаньте и т.д.
– Какое действие вы совершите, если я подниму руку?
– …опущу руку?
– А есть мимика и жесты, мешающие пониманию речи? (Ненужная улыбка во время ответа у доски, лишние движения рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц и т.д.)
– Давайте подумаем: какие мимика и жесты сопровождают приветствие?
– А прощание?
– Благодарность? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику. 1 1
1) – Рассмотрите рисунки на с. 42 и скажите, что обозначает каждый рисунок-символ.
– Как художник передал радость, грусть, удивление, страх?
2) – К какому произведению нарисована иллюстрация на с. 42?
(– Помните историю о Чебурашке, которую нам рассказал Э. Успенский?)
– Рассмотрите рисунки, определите по мимике героев их настроение.
– Какой рисунок-символ соответствует каждой ситуации?
– Попробуйте сами около каждого рисунка нарисовать нужный символ.
3) – Рассмотрите рисунки на с. 43. Что обозначают мимика и жесты Вини-Пуха и его друзей?
– Как вы догадались?
3. Работа в парах. 3 2 2
– У вас на каждой парте лежит карточка со стихотворениями.
– Прочитайте стихотворения. Подумайте, какие надо использовать мимику и жесты, чтобы понять содержание произведения.
– Договоритесь, кто будет читать произведение, а кто – показывать мимику и жесты, соответствующие стихотворениям.
Вариант 1.
ЧЕРЕПАХА
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!
(К.Чуковский.)
Вариант 2.
КИСЛЫЕ СТИХИ
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло...
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение.
(Э. Мошковская.)
Вариант 3.
ВОРОБУШКИ
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы выжили!
– Мы выжили!
– Мы живы! Живы мы!
(В. Берестов.)
В ручеёчек смотрит лось.
Удивляется небось:
– Небосвод,
Месяц...
Лось...
И откуда всё взялось?
(Н. Кордо.)
Вариант 4 (проза).
НЕЛЕТАЮЩИЙ ЗОНТ
Гулял заяц по лесу и зонтик нашёл. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
– З-з-западня, – затрясся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенёк под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами
стучит от страха, но сам не шевелится.
Волк потихоньку сзади подходит...
И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.
Летит заяц над лесом, смеётся-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щёлкает, задыхается.
– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц. – Зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенёк и ждёт, когда же и он взлетит, как заяц.
Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!
– Ах, козёл! – рычит. – Нелетающий зонт продал!
И весь зонт зубами разорвал.
(Г. Юдин.)
Прочитанные вслух произведения можно проанализировать по таким примерно вопросам:
● Сумел ли чтец голосом (интонацией) передать настроение, которое испытывал поэт?
● Удачно ли определил чтец громкость, темп, окраску голоса?
● Мимика и жесты соответствовали тому, что произносил чтец?
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;
3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
ΙV. Итог урока
– Для чего нам необходимы мимика и жесты? 4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4
– Кто или что вам помогало справиться?
– Почему сегодня мы так много работали в парах? 3
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ