Риторика 1 класс "Слово веселит, огорчает, утешает"
Риторика
Тема: Слово веселит, огорчает, утешает…
Цель:
- познакомить учащихся с тем, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей;
- формировать умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях.
Оборудование: перчаточная кукла Петрушка, на доске — пословицы: 1
«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»
«От худого слова — да навек ссора»
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация опыта
У учителя в руках перчаточная кукла Петрушка или картинка с изображением Петрушки. 1
- Ребята, вы узнали, кто пришёл к нам сегодня в гости? (Это Петрушка.) - Где вы с ним встречались? - В старину на Руси на ярмарках устраивали представления, главным героем которых был весёлый Петрушка. Он рассказывал вот такие истории:
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез на ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Познавательные УУД
Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
Формируем умение осознавать недостаток информации;
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
- Как вы думаете, зачем рассказал Петрушка эту нелепицу, где всё перевёрнуто шиворот-навыворот? (Предположение детей) 2
- А так в жизни бывает?
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний
1.- Откройте свои учебники на с. 18. Кого мы видим на картинке? 1
- Что делает Петрушка? (Пляшет, поет)
- Что он поёт? Прочитайте.
- Какое у вас было настроение, когда вы читали перевёртыш?
- Почему это стихотворение называется перевёртыш?
- Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Петрушка» и расскажите, какого Петрушку вы представили.
Эй, Петрушка,
Наш Петрушка,
Развесёлая игрушка —
Тонкий голос, Рыжий волос,
Озорные глазки — Расскажи сказки!
Расскажи, Насмеши, Покажи, пляски!
Где Петрушка — Там и смех.
Ты, Петрушка, Лучше всех!
Ты плясун Ты певун,
Ты весёлый Говорун.
Всем хорош! Всем хорош!
Ты тряпичный? Ну и что ж.
Если весело с тобой — Значит
ты
Живой!
- Каким вы представили Петрушку? - Раскрасьте Петрушку у себя в учебнике. 1 1
2. Посмотрите на следующую страницу. Прочитайте стихотворение «Путаница».
- О какой смешной путанице рассказывается в стихотворении?- Что решили котята, свинки, уточки, курочки?- Может ли такое случиться на самом деле?
- А откуда вы узнали, что котята мяукают, а свинки хрюкают?- Давайте прочитаем это стихотворение так, чтобы слушатели развеселились.- Вам было смешно? Почему? (Хорошо бы, чтобы среди различных версий детей была бы и версия о «смешных» словах.)
3. - Что же может делать слово? (Веселить.) 1 1
- А всегда ли слово веселит? - Иногда, не подумав, можно обидеть небрежным словом, грубостью. Помните, как провёл первый день своей жизни деревянный мальчишка Буратино.
4. - Откройте свои учебники на с. 20 и посмотрите на иллюстрацию. 1
… Прибежав в каморку под лестницей, Буратино шлепнулся на пол
около ножки стула. — Чего бы еще такое придумать?
Не нужно забывать, что Буратино шел всего первый день от
рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие,
коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые.
В это время послышалось:
— Крри-кри, крри-кри, крри-кри...
Буратино завертел головой, оглядывая каморку.
— Эй, кто здесь?
— Здесь я, — крри-кри...
Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с
головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо
потрескивало, — крри-кри, — глядело выпуклыми, как из стекла,
радужными глазами, шевелило усиками.
— Эй, ты кто такой?
— Я — Говорящий Сверчок, — ответило существо, — живу в
этой комнате больше ста лет.
— Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
— Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я
прожил сто лет, — ответил Говорящий Сверчок, — но, прежде чем
я уйду, выслушай полезный совет.
— Оччччень мне нужны советы старого сверчка...
— Ах, Буратино, Буратино, — проговорил сверчок, — брось
баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра
начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные
опасности и страшные приключения.
- Давайте поразмышляем, почему же сверчок не ответил грубостью на грубость?
- Отчего у него возникло желание дать Буратино полезный совет? 1
- Буратино был лишь деревянной куклой, не знающей жизни, не думающей о последствиях своей грубости. Помните, «мысли у него были маленькие-маленькие». Именно поэтому мудрый сверчок и решил ему помочь, предупредить о грозящей опасности, заставить задуматься.
- А вы всегда думаете, прежде, чем сказать что-либо обидное, грубое другу, бабушке, однокласснику и т.д.?
- Какие мысли при этом у вас возникают?- Почему всегда нужно следить за своими словами?- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке сегодня?- Чему мы будем учиться?
Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД
Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему
Регулятивные УУД
1. Формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей
ΙV. Применение знаний
1. - Когда человек огорчён, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, но почти всегда на помощь придёт мама, друг или кто-то другой, кто утешит и словом и делом.
Вам знакомы стихи А.Барто? Напоминаю начало одного из них:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик. - Вспомнили? Закончите его.
Тише, Танечка, не плач, Не утонет в речке мяч.
- Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему?
2. - Посмотрите в учебник на с. 21. К какой сказке нарисована иллюстрация?
- Давайте вспомним эту сказку.- А как бы вы утешили деда и бабу?
3. - Посмотрите на доску.
На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»
«От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит»
Дети объясняют каждую пословицу.
4 На доске — пословицы: 1«Худое слово и сладким мёдом не запьёшь»
«От худого слова — да навек ссора»«Доброе слово лечит, а худое калечит»
- А теперь посмотрите на с. 22-23. Где находятся дети?
Составьте рассказ о своём посещении зоопарка. 2
V. Итог
- Что нового вы узнали о речи?
- Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?
- Что узнали нового? 4
- Что у вас получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Как бы оценили своё настроение после урока?
- Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока в дневнике. 4 2
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ