Риторика 1 класс "Вывески"
Риторика
Тема: Вывески
Цель:- познакомить учащихся с типами вывесок и их назначением;- формируем умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях.
Оборудование: у детей конверты с карточками.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация опыта
- Любите ли вы путешествовать? - Конечно, интересно побывать в разных местах нашей планеты, узнать много нового ранее неизвестного. Давайте отправимся в путешествие. А путешествовать можно не только в настоящем, но и в прошлом. Представьте, что мы попали в средневековый (сказочный) город. Нам встретились жители этого города. Как можно их поприветствовать? 1 1
Дети предлагают различные формы приветствия: к взрослым, к детям и т.д.
- А теперь посмотрите на на с. 14 учебника. - Что особенного вы увидели в этом городе? (На домах висят сапог, таз, чайник, ножницы и др.)
Познавательные УУД
1.Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;
2.Формируем умение осознавать недостаток информации;
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
- Как вы думаете, для чего жители города повесили эти предметы над своими дверями? (Предположение детей) 2 - О чём пойдет сегодня речь на уроке риторики? 3
ΙΙΙ. Совместное открытие знаний
1. - Давайте погуляем по улицам этого прекрасного города. Какой предмет вывешен около первого здания? - Почему? Раскрасьте здание и вывеску. 1 2
Учитель вместе с детьми рассматривают каждую вывеску и обсуждают, что она могла означать. Затем раскрашивают картинку.
2. – А вы видели где-нибудь такие предметы на домах? - А в нашем городе встречаются такие предметы на домах? - Что помогает современным жителям ориентироваться в городе? (Названия заведений написаны словами.) - Как называются эти предметы? (Это вывески. В то далёкое время не все умели читать и писать. И чтобы люди в городе свободно ориентировались, придумали вывески-предметы.) - Какие же вывески бывают в современных городах? Давайте послушаем стихотворение Г. Горбовского «Городские вывески»
Ты идешь по тротуару,
Ты глядишь по сторонам,
Ты читаешь «Хозтовары» -
(Как вы думаете, что может находиться в этом здании?)
Утюги и мыло там.
Ярко буквами белея,
Чуть левее – «Бакалея»,
( А если увидим здание с таким названием мы туда пойдём? С какой целью?)
Кукуруза там, рожки
И мука на пирожки.
Ты идешь по тротуару,
И читаешь, как стихи:
«Канцелярские товары»,
«Ноты», «Галстуки», «Духи».
Названия «Ноты», «Галстуки», «Духи» понятны, а что такое «Канцелярские товары»
Для тебя прогулка эта
Интересна, как газета.
Стали улицы – кварталы
Для тебя читальным залом.
- Посмотрите на с. 15 учебника. Какие ещё мы видим вывески. Что такое гастроном?
- Что находится в здании под названием «Аптека»?
- Что нового мы сейчас узнали?
Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД
Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;
Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему
Регулятивные УУД
1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4. Формирование умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей
ΙV. Применение знаний
1. - Давайте представим, что же произойдёт в городе, если вывески не будут соответствовать товарам, которые продают в магазине. 1
- Достаньте из конвертов карточки.
Карточки:
Советник юстиции
Дамские моды
СУП ИЗ ХРЕНА И ФАРШИРОВАННАЯ КАПУСТА
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
- Я вам прочитаю текст сказки Г.Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески», а вы соединить вывески в соответствии с описанием в тексте.
В городе разыгралась страшная буря, до того страшная, что такой ни в газетах никогда не описывали, ни старожилы не помнили. Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы… А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши.
Вывеску цирюльника - большой медный таз - ветер забросил на подоконник дома советника юстиции…
А вывеска с нарисованной на ней вяленой треской перелетела на дверь редактора одной газеты…
Бочка бондаря очутилась под вывеской "Дамские моды". Меню, висевшее у входа в кухмистерскую, ветер перенес к подъезду театра, в который редко кто захаживал. Ничего себе, забавная получилась афиша: "Суп из хрена и фаршированная капуста". Публика валом повалила в театр.
Лисья шкурка с вывески скорняка повисла на шнурке колокольчика у дверей одного молодого человека…
Доска с надписью: "Высшее учебное заведение" оказалась на бильярдном клубе, а на питейном заведении появилась вывеска детского врача: "Здесь дети приучаются к бутылочке". И вовсе это было не остроумно, а просто невежливо!
- Эта история произошла ночью. Как вы думаете, какого же было жителям этого города, а особенно приезжим, когда утром они вышли на улицы. - Города бывают разные, например такие:
За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город…
Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.
Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Hаук. Зовут ее - фея Здрасте.
Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Веселый Почтальон.
В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча… Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло... И, если нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.
Есть в городе и Продавщица летающих зонтов.
Есть тут Сапожник, который шьет семимильные башмаки.
Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот.
И прочие-остальные жители Сказочного Города - каждый из которых хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок...
- Откройте учебник на с.16-17 и поможем жителям этого сказочного города, придумать вывески для их домов.
Дети выполняют работу на с.16-17 учебника.
- Для чего же нужны вывески? 3
2. - Поиграем в игру. Я вам буду показывать предметы, изображения которых встречаются на улицах нашего города, а вы определите, что они обозначают.
V. Итог
- Для чего придуманы вывески?
- Какие бывают вывески?
- Какими вывесками удобнее пользоваться в чужой стране?
- Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?
- Что узнали нового? 4
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому ПОКА было трудновато?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
- Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока риторики.
- Как вы оценили своё настроение? Почему?
ТООУ
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ