Риторика 1 класс "Какой текст легче прочитать?"

Тема: Какой текст легче прочитать? (2 урока.)

Цель:– показываем, как оформляется текст на письме;– знакомим с текстом-стихотворением и с рифмой.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний

Я прочту текст. Вы послушайте его внимательно и подумайте, о чём он. 1 3

Учитель читает текст на с. 36; у детей учебники закрыты.

О чём текст?– Какая его тема?– Назовите главную мысль текста.

При необходимости текст читают вторично.

Теперь посмотрим, как текст записан в учебнике (с. 36).

Работа по учебнику. 1 3 2

Сколько записей на странице?– Просмотрите их внимательно и скажите, в какой записи текст прочитать легче? – Почему вы так считаете? (Во второй, потому что все предложения отделены одно от другого, текст записан со всеми знаками препинания, помогающими правильно прочитать и понять его, напечатан удобным для чтения современным шрифтом.)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


ΙΙ. Открытие нового знания

1. – Всегда ли люди именно так записывали текст?

Не всегда. Когда-то, давным-давно, записывали тексты, не отделяя предложения друг от друга.– Легко ли было читать такие записи? – Почему? (Такие записи читать было нелегко. Правда, начало текста выделялось особо, с отступом от начала строки, а первая буква первого слова разрисовывалась и была очень яркой и красивой.)

Как вы думаете, какое выражение связано с такой яркой буквой? (С тех пор первая строка называется красной, т. е. красивой.)

Дети записывают первое предложение текста в тетрадь с красной строки.

Для этого нужно отступить от начала строки на 3 буквы. Предварительно обсуждают и записывают название текста.

2. Разные варианты записи текста.

В книге Э. Успенского есть одна удивительная фраза. Написал еёодин из героев книги, мальчик по фамилии Тараканов. Эту фразу, которую можно назвать маленьким текстом-объявлением, вы прочитаете на с. 37.– Легко вам было прочитать её?– Почему трудно?– Поняли ли вы, что хотели сообщить? – Фразу можно понять двояко: «Оставаться в школе; никому не разрешаю покинуть помещение» или «Оставаться в школе никому не разрешаю; покинуть помещение».Дети записывают оба варианта.– Видите, как важно правильно записать даже совсем небольшой текст.


ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа по учебнику. 2 1 2 2

Наблюдения над записью текста стихотворения.

1) – Вы все не раз читали стихи, и многие, наверное, обратили внимание на то, что их записывают особым образом. – Как вы думаете, почему?– Посмотрите на стихотворение на с. 38 и попробуйте определить, в чём особенность этой записи.– Оно написано «в столбик», и каждое предложение на новой строке обычно начинается с большой буквы. Эти стихи «Рифма» написал английский поэт. – А что такое рифма? Внизу на странице, где летают бабочки, стоит гномик. Он поможет нам разобраться в рифме.– Что написано на шарике? Посмотрите внимательно на бабочек: укаждой из них есть своё слово. Найдите ту бабочку, у которой слово произносится складно со словом «шарик».

Шарик – комарик, фонарик. Вот и получилась рифма – созвучные, похожие слова в конце строчек. Стихотворение записывают так, что слова-рифмы стоят в конце строки. Найдите рифму к слову бочка (точка, почка и т.д.). Какое слово-бабочку надо поймать гномику?

2) – Прочитаем стихотворение о рифме. Слушайте внимательно и обязательно скажите, какие слова в нём вам непонятны.

Обращаем внимание на значение слов «корпели», «извели», «Азия». Дети находят слова-рифмы, отвечают на вопрос: «Так нашли мудрецы рифму к слову «Азия» или нет?»

3) В конце урока делают задания по выбору на с. 39, 40, 41 (игра с рифмами). Выполним задание на с. 40.

Я прочитаю отрывок из стихотворения Д. Чиарди

«Об удивительных птицах». Этих птиц нёс в ящике прохожий.

Две птицы Удивительные Есть в ящике моём. И если хочешь, То с тобой Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы Могли начать, Запомнить должен ты, Что у похожих Этих птиц Похожие хвосты.

Поймать

Таких смешных пичуг –

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

...И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,


Другая сразу –

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ.

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Другая –

ЗВОН и ТЕЛЕФОН.

Теперь, –

Сказал мне человек, –

Пора и нам сыграть.

Я буду

Доставать слова,

Ты должен

РИФМОВАТЬ.

Достал он слово КОЧКА,

А я ответил: БОЧКА,

И СТРОЧКА, и СОРОЧКА,

И сразу два ЛИСТОЧКА,

И на прощанье ТОЧКА.

Мы с ним

Играли целый час

Похожими словами.

Теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Чем удивительны павлины? (Они удивительны, потому что необыкновенно красивы. И действительно, у них одинаковые концы перьев. Вот так же и рифмы украшают стихотворения.)

4) – Обратимся к рисунку на с. 40. Прочитаем стихотворение. Назовём рифмы в этом стихотворении.– Обращаем внимание на словосочетание созвучные слова, которое является синонимом слова рифма.

На перьях одинакового цвета ученики пишут слова:

ног – щенок;

звала – ждала;

рано – дивана;

ходить – будить;

ждала – могла.

5) На с. 41:

«Шиш по своим делам в город шёл. Дело было зимой, холодно.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:– Здравствуйте, Какой-то Какойтович!Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:

Здравствуйте, молодой человек!А Шиш опять:

Как супруга ваша поживает, как деточки?Дядька говорит:

Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на сани, подвезу вас.Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит.Он говорит:– Дяденька, давайте играть в рифмы.– Это что такое – рифмы?– А давайте так говорить, чтоб складно было.– Давай.– Вот, дяденька, как твоего папашу звали?– Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:– Я твоего КузьмуЗа бороду возьму!

Дядька говорит:– Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:– Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.

Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:– Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.Кошка плачет и рыдает,Твово дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

Это, дяденька, для рифмы.

Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?

Меня зовут... Федя.

Дядька говорит:– Если ты Федя,

То поймай в лесу медведя.

На медведе поезжай,

А с моей лошади слезай!

Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.

Дядька говорит:– Если ты Степан,

Садись на ероплан. На ероплане и летай,

А с моей лошади слезай!

Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а ... Силантий.

Дядька говорит:– Если ты Силантий,

То с моей лошади слезантий!

Что ты, дяденька: такого и слова нет – «слезантий».– Хотя и нет, все равно слезай!

Шишу и пришлось слезать с саней. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.


























ΙV. Итог урока

Что нового мы сегодня узнали? 4– Как оформить текст на письме?– Что помогает придумать текст-стихотворение?– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4– Какие действия пригодятся нам и на других уроках?

Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?





ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ