Трудовое воспитание детей с ЗПР в школе-интернате

Трудовое воспитание детей с ЗПР в школе-интернате.

Существенная роль в решении воспитательных и коррекционных задач в школе-интернате VIII вида принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание осуществляется специфическими методами и приемами и решают как общие с массовой, так и специальные задачи.

Ученик старается работать добросовестно, с уважением относится к людям, чьим трудом создается материальное благосостояние.

В процессе трудовой деятельности воспитатель коррегирует недостатки, формирует взаимоотношения в коллективе.

Трудовое воспитание тесно связано с физическим, нравственным, эстетическим. Систематически выполняемая работа развивает чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.

Трудовая деятельность оказывает благотворное влияние на весь организм ребенка. Воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

Включение школьников в разнообразный труд дает возможность постигнуть его красоту, получить удовлетворение от результатов труда. Результативность трудового воспитания зависит от его организации. При этом сочетаются индивидуальные, индивидуально-групповые и коллективные формы организации деятельности детей. Учащиеся включаются во все доступные виды трудовой деятельности. Постепенно переходя к более сложным видам труда.

Индивидуальные поручения применяются в работе с учащимися младших классов. Это время, когда детский коллектив не сложился и самой авторитетной личностью является воспитатель. Именно он дает детям то или иное задание, и перед ним они отчитываются за его выполнение.

По мере накопления опыта и возникновения групповых интересов, появляется возможность в процессе трудовой деятельности строить взаимоотношения между учениками внутри группы. И труд здесь выступает в роли формирующего и коррекционного средства и на этой основе воспитатель создает коллектив.

Опытный воспитатель, организуя детей, добивается такого положения, когда деятельность носит признаки коллективной ( VIII вид обучения). При этом индивидуальные задания рассматриваются как часть общего дела. Например: в классе каждый ученик имеет определенное поручение (уход за цветами, проверка санитарного состояния объектов класса). В одном случае учащиеся выполняют его по заданию воспитателя и перед ним отчитываются. Это задание индивидуального характера. Иначе обстоит дело, когда поручения распределяются между учениками класса и за их выполнение дети отчитываются перед товарищами. Задача воспитателя состоит в умелом регулировании взаимоотношений, в создании необходимых мотивов, условий освоения этой деятельности.

Создание сбалансированной и эффективной системы трудового воспитания потребовало больших организационных усилий со стороны педагогического коллектива. К ним необходимо отнести: учебные занятия в мастерских ( кабинетах швейного дела, обувного дела, машинописи), уроки ОПТ, труд учащихся в санитарно-бытовые часы, занятия технических кружков, выполнение трудовых поручений по классу, спальне, столовой, проведение бесед о труде, утренников, праздников, посвященных труду, экскурсии.

Разнообразие деятельности при умелой организации детского коллектива дало возможность успешного решения задач трудового воспитания.



































Эстетическое воспитание детей с ЗПР в школе- интернате.


Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию происходит сенсорное развитие учащегося. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизировалась познавательная деятельность, благодаря чему улучшилось качество восприятия, и, стали отчетливее и полнее представления.

В процессе эстетического воспитания у учащегося удается сформировать эмоциональную отзывчивость, способность заметить, выделить и оценить прекрасное.

Многие школьники овладели элементами художественного творчества, освоили навыки и умения создавать красивое.

Внеклассная работа весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания.

В практике применяются 3 формы организации такой работы:

  1. Массовая (общешкольные праздники, вечера, соревнования, «творческие отчеты» и т.п.)

  2. Групповая (занятия кружков, секций, команд).

  3. Индивидуальная (обучение отдельных учащихся вышивке, плетению макраме, выжиганию по дереву, пению и т.п.).

Выбор форм, а так же их сочетание зависят от содержания работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые цветы – все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающих предметов мало способствует воспитанию вкуса учащегося. И поэтому дети включены в активную работу по благоустройству классов, кабинетов, спален, рекреаций.

Немаловажное значение придается и содержанию школьных земельных участков.

Воспитатели постоянно заботятся о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты.

Одна из составных частей эстетики быта – поведение учащихся и взаимные отношения.

Важно, чтобы учащиеся правильно вели себя за столом, в гостях, общественных местах. Важно, что выпускники классов viii вида обучения умеют обратиться с просьбой, поздороваться, попрощаться, войти и выйти из помещения.

Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и благожелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.

Во внеурочное время проводятся занятия со следующей тематикой: употребление в речи «волшебных» слов, внешний вид учащегося, поведение в классе, поведение за столом, поведение ни улице, поведение в транспорте, кино, театре.

Успех проводимой работы зависит от того, насколько удачно подобрано содержание занятия, как четко сформулированы вопросы, на которые дети должны дать ответ.

Широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют и наши кружки, объединяющие детей по интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Они имеют и свои названия «Мария-Искусница» , «Умелые руки» , «В мастерской игрушки» , «Чудеса своими руками» , « Затейники» , «Хозяюшка».

В работе кружков применяются самые разнообразные материалы и инструменты. Дети работают карандашами, фломастерами, ножницами, пилой, шилом и стекой. Они рисуют и лепят, шьют и вырезают, пилят и клеят. Таким образом, в процессе деятельности участвуют многие рецепторы, что очень важно для общего развития детей.

Важным звеном в системе воспитательной работы являются тематические беседы об изобразительном искусстве, о художниках, сопровождаемые демонстрацией репродукций. Знакомство с живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством расширяют знания учащегося.

Особое значение для эстетического воспитания имеет образно-сюжетная игрушка. Это матрешки, дымковская игрушка, богородская деревянная резная игрушка, малые скульптурные формы. Знакомство с такими игрушками имеет большое воспитательное значение. При отборе материала по изобразительному искусству воспитателю важно проявить художественный вкус и чувство меры.

При четком планировании и взаимосвязей мероприятий, проводимых во внеклассное время с программным содержанием уроков чтения, рисования, пения, эффективность эстетического воспитания повышается. И существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностях учащегося на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным особенностям каждого ребенка, а так же сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ