Урок литературного чтения по теме: «Звук [ж] и буквы Ж, ж»

Урок литературного чтения

по теме: «Звук [ж] и буквы Ж, ж».

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению со звуком [ж], буквами Ж, ж и формированию умения читать.

Задачи:

Предметные:

- организовать работу учащихся над выделением нового звука, составлением его фонетической характеристики;

- обеспечить формирование умения обозначать новый звук печатной буквой, читать слова и предложения;

- обеспечить закрепление приема воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной модели;

- способствовать обогащению лексического словаря учащихся на уроке; развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи: содействовать формированию УУД:

регулятивных: умения ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем, планировать решение поставленной учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых действий; удерживать цель деятельности до получения ее результата;

познавательных: умения проводить звуковой анализ слов, характеризовать и сравнивать звуки; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

коммуникативных: принимать участие в работе парами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать этику общения на уроке.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Оборудование:экран,мультимедиа,ноутбук.презентация»Снежинка»,ширма кукольного театра,куклы,шапочка Петрушки,фонограмма песни

»Серебристые снежинки»,»Жук»,мяч-«снежный ком»;

раздаточный материал:снежинки из белого картона,цветные карандаши,толковый словарь,жёлтые колокольчики из картона,карточки с буквами.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Дети читают отрывок из стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” под музыку.

1 ученик

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную,
На землю просится…

2 ученик

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая!
Какая белая!

Учитель: Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?

Дети: Радостное, чудесное, прекрасное, светлое.

Учитель: С этим прекрасным настроением начнём наш урок.

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Назовите главную героиню стихотворения?

Дети: Снежинка.

Учитель: Найдите значение слова снежинка в толковых словарях?

Дети: Снежинка — сложная симметричная фигура, состоящая из кристалликов льда, собранных вместе.

Дети: Я хочу дополнить, что существуют тысячи видов снежинок. Основная их форма - это шестиугольные пластинки. На землю снежинки падают шестилучными звездочками.

Слайд 3

Дети: В энциклопедии мы с мамой прочитали, что до сих пор не удалось найти двух одинаковых снежинок.

3. Постановка цели и задач урока.

Слайд 4

Учитель: Прочитайте слово “снежинка” про себя.

Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы.

Произнесите его.

Как вы думаете какая тема урока ?

Слайд 5

Учитель: Чему будем учиться на уроке?

Дети: Будем учиться отличать звук [ж] от других звуков.

Дети: Будем читать слоги, слова с новой буквой.

Учитель: Это и будет планом нашего урока.

Слайд 6

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: К каждому из вас прилетела снежинка с новым звуком. Поможем ему найти своё место .

Что нужно узнать о звуке?

Дети: Согласный он или гласный, твердый или мягкий.

Дети: Звонкий или глухой?

Слайд 7

Учитель: Произнесите хором новый звук и послушайте. Дайте ему характеристику.

Дети: Звук [ж] - согласный, т.к. воздух встречает препятствия при его произношении.

Учитель: Каким цветом вы раскрасите букву «ж» на вашей снежинке?

Дети: Синим.

(появляется синяя снежинка)

Дети: Звук [ж] – звонкий, т.к. он произносится с голосом.

Учитель: Хорошо. Приклейте своей снежинке жёлтый колокольчик.

(у снежинки появляется жёлтый колокольчик)

Учитель: Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнём.





5.Динамическая пауза «Жук»(проводит педагог допобразования )

-Жук,Жук,пожуж-жи,

Где ты прячешься,скажи?

-Жу-жу-жу-жу,

Я на дереве сижу…

-Жук,жук,покажись,

Надо мною покружись!

-Жу-жу-жу-жу,

Я летаю,и жуж-жу!



6. Открытие новых знаний.

Слайд 8

Учитель: Звук [ж] – не простой, а с секретом. Какой секрет у звука [ж]?

Раскрыть секрет нам поможет игра «Снежный ком».

Новый год – это волшебство, поэтом у нас в классе появились живые буквы «а», «у», «о», «и», «е» (учитель называет, дети по очереди встают, в руках большая карточка с буквой.)

Как назвать эти буквы, одним словом?

Дети: Гласные.

Учитель: На какие группы можно их разделить?

Дети: «а», «у», «о» - обозначают твердость согласного звука, а «и» и «е» - мягкость.

Учитель: У буквы «Ж» в руках снежный ком. Она будет бросать его в каждую гласную букву, а ребята не только называть получившийся слог, но и внимательно слушать, как звучит новый звук.

Учитель: Когда вы произносили слоги, не заметили ли вы совпадений?

Дети: Да, звук «Ж» всегда звучал твёрдо.

Учитель: Какой же секрет у нового звука?

Дети: Звук [ж] всегда твердый.

Учитель: Дайте полную характеристику звуку «ж».

Дети: Звук «ж» - согласный, твёрдый, звонкий.

Слайд 9

Учитель: Теперь посмотрите на свои снежинки, нужно ли к ним что – то добавить?

Дети:  Я думаю, что нет. Звук «Ж» – синий, потому что согласный и твёрдый.

Жёлтый колокольчик, потому что звук “ж” звонкий.

5. Применение новых знаний.

Учитель: Вспомним правила работы в паре.

Слайд 10

Дети:

1.Говорим вежливо. 
2.Называем собеседника по имени.
3.Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
4.Четко высказываем свое мнение.
5.Соблюдаем порядок на парте.
6.Уважаем мнение собеседника.



Учитель: Работа в паре. Составьте схему слова снежинка. Изготовленная вами снежинка поможет в работе.

Дети составляют схему слова в паре, один на доске, проверяем.



Учитель: А сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу, которая станет предшественницей больших исследовательских работ.

Слайд 11

Гипотеза (предположение)- звук «Ж» в русской речи встречается редко.

Ребята,сейчас мы увидим выступление кукольного театра,отрывок из сказки «Друзья». При просмотре этого фрагмента, мы будем отслеживать, как часто нам встретится звук «Ж», посчитаем сколько слов с этим звуком встретили, сделаем вывод. ( кукольный спектакль проводит педагог допобразования)

Над ширмой кукольного театра открывается занавес,а перед учащимися появляется Петрушка:

-Жили-были в жёлтом домике с оранжевой крышей Кошка Жуля (над ширмой показывается кошка,кланяется,уходит),Мышка Жужа (показывается мышка,кланяется,уходит)и Пёс Дружок(показывается пёс,кланяется,уходит)

Они жили очень дружно!Однажды Кошка Жуля увидела над оранжевой крышей большую снежную тучу…

Выходит Кошка Жуля:

-Жужа,Дружок,смотрите,над нашей оранжевой крышей бо-о-ольшая снежная туча!

Выбегает Мышка Жужа:

Ой,неужели сейчас будет снежная буря?!

С другой стороны к Кошке Жуле и Мышке Жуже подбегает Пёс Дружок:

-Ур-р-ра!На землю прилетит много снежинок ,и мы будем кататься на лыжах!

Все трое обнимаются и кричат хором:

-Мы будем кататься на лыжах!

Все куклы и Петрушка кланяются,уходят.Занавес закрывается.

Учитель:

-Назовите слова со звуком «Ж»,которые вы услышали в фрагменте сказки?

Дети называют слова:Жуля,Жужа,Дружок,жёлтый,оранжевая,снежная.

снежинки,лыжи…

Учитель:

-Наша гипотеза подтвердилась?

Дети:

-Нет,гипотеза не подтвердилась,звук «Ж»в русском языке встречается часто.

6. Рефлексия.

Учитель:

Подведём итог нашей работы.

Какое открытие сделали на уроке?

Что нового узнали?

Какие выводы сделали?

7.Итог урока

Чистоговорка.

Слайд 12

Песня «Серебристые снежинки»



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ