Внеклассное мероприятие "Русская матрешка"





Внеклассное мероприятие











Паспорт работы



1.Название работы

«Русская матрешка»

Концертно-конкурсная программа

2.Возрастная категория, на которую ориентировано мероприятие



9-13 лет

3.Ф.И.О. автора работы (полностью), должность



Суханова Татьяна Николаевна

Педагог- организатор

4.Наименование образовательного учреждения

Новосибирскаяобласть

Чистоозерный районМОУ «Барабо-Юдинская СОШ»

5.Необходимое оборудование для представления работы

1.Мультимедийный проектор.

3.Музыкальный центр.

4.Материалы для оформления зала (рисунки, аппликации, поделки)

5.Концертные костюмы.




6.Используемое программное обеспечение

1. Microsoft Word 07

2. Редактор Microsoft PowerPoint

7.Технологическая карта

Сценарий – текст в редакторе Word;

Приложение№1 - текст в редакторе Word; Приложение№2–проигрыватель Windows Media

Приложение№3- презентация в редакторе Microsoft PowerPoint





8.Адрес и контактные телефоны

НСО Чистоозерный р-н с.Барабо-Юдино ул. Центральная, д.37, кВ.1

Тел.8-383-68-93-265







Цель: 

Развитие творческих способностей учащихся младшего и среднего школьного возраста.

   Расширить кругозор детей, пробудить интерес к русской культуре.

   Создать условия для творчества

Организация свободного досуга школьников.

Задачи :

Образовательная:

познакомить с русской игрушкой - матрешкой.

приобщить к истокам родного, истинного народного творчества;

Развивающие:

   развитие творческого вкуса;

     развитие творческого воображения  учащихся;

развитие навыков актерского мастерства у учащихся.


Воспитательные:

       воспитание любви к своей Родине и её истории;

        воспитание информационной культуры.

            



Слайд 1.(В помещении, оформленном под русскую горницу, звучат веселые мелодии русских народных песен. Ведущая –девица Мастерица и ее помощники ( несколько ребят, все одеты в старинные костюмы) встречают пришедших ребят и ловко рассаживают на скамейки вдоль стен.)

Скоморох 1:  Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!

                        Здравствуйте, девчушки-вострушки!

Скоморох 2:  Поудобнее садитесь,

                        Веселиться не ленитесь!

Скоморох 1:  Ждут вас шутки, озорство

                      И улыбок штук по сто!

Скоморох 2: Пожалеете едва ли,

                         Что к нам в гости вы  попали!

Скоморох 1:  Поведем на этот раз

                         Об игрушках мы рассказ!

Скоморох 2:  Да и вы , ребята, сами

                         Поиграете с друзьями!

Скоморох 1:   Тот, чьи ушки на макушке

                          Все услышит про игрушки!

Скоморох 2:    Ну и ну! Вот это да!

                          Сколько ж вас пришло сюда!

Скоморох 1:    Ну, ребята, молодцы!

                          Одно слово, удальцы!

                          К празднику, скажу вам лично,

                          Вы готовы на «отлично»!

                          Умницы, не подкачали,

                          Так что смело начинаем!

(Звучит песня «Коробейники». Помощники вносят огромный плетеный короб. Торжественно ставят на стол.)Выходит Девица Мастерица

Девица Мастерица:  Конечно, все догадались, почему нашу встречу  с игрушками открыла              именно эта песня? Правильно! Потому что появилась вот эта  «коробочка чудес». И, конечно, она полным полна.

  Итак, откроем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте- какую! (загадывает загадку)

      Алый, шелковый платочек,

      Яркий сарафан в цветочек,

      Упирается рука

      В деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

     Может три, а может шесть.

      Разрумянилась немножко…

    Это… Русская …(Слайд 2)

(После возгласов «Матрешка» входит под русскую народную песню Матрешка)

Матрешка:  Я тетушка Матрешка

                     Несу грибов лукошко.

                     За мной родные внучки,

                     Идут , сложивши ручки.

                     И все они Матрешечки,

                    И все они милашечки.

                     Все с аленькими щечками

                     Под пестрыми платочками.

(Следом за большой Матрешкой идут ее «внучки»).

(Слайд 3) Исполняется песня «Ой, да мы Матрешки» (Сл.З. Петрова Муз. З. Левина) приложение№1(а)

Девица Мастерица:  Сейчас мы с вами, ребята, большую матрешку сделаем, да не одну, а целых две.(Слайд 4) Нужны команды из шести человек. Кто сделает лучше и быстрее, получит награду. Я вижу вы все горите желанием принять участие в этом конкурсе. Давайте поступим так: вызовем только тех ребят, у кого имена начинаются  с букв, составляющих слово «матрешка2: Маши, Алеши, Миши, Ани, Тани…

( Ведущая раздает ребятам элементы костюма матрешки(платочек, сарафан, блузка, фартук, губная помада)) . Каждая команда выбирает себе «Матрешку». Под мелодию «Ах вы, сени..» игроки поочередно подбегают к своей «Матрешке и одевают ее.)



Девица Мастерица: Какие нарядные у нас вышли матрешки! Молодцы! (Определяется команда победителей.)

Девица Мастерица: (Сдлайд5)

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрешки

Потанцуем и мы немножко

                         Вместе с тетушкой Матрешкой!

(Исполняется танец «Неваляшка») Приложение №2

Девица Мастерица:  

Теперь сядем, посидим,

На ребяток поглядим.

(ведущая предлагает детям почитать стихи) (Слайды 6-7)

Дети.

  1. Вот пять кукол деревянных,

Круглощеких и румяных.

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

  1. Кукла первая толста

А в нутрии она пуста.

Разнимается она

На две половинки,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.



  1. Эту куколку открой –

Будет третья во второй,

Половинку отвинти,

Плотную, притертую

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.



  1. Вынь её да посмотри:

Кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая

Эта кукла меньше всех-

Чуть- чуть больше, чем орех.



  1. Вот составленные в ряд

Куклы сестры все стоят

Сколько спросим, вас опять,

И ответят куклы: «пять».

Девица Мастерица: А сейчас мы с вами поиграем в «Горелки». Ребята становятся парами позади своей матрешки. Напротив-- моя помощница с расписным платочком в руке. Как только мы с вами произнесем слова : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо—птички летят!»-- последняя пара расцепляет руки и бежит к своему платочку. Кто схватит его первым, тот и победил. Затем бежит следующая пара и т.д. Посмотрите, как это делают мои помощники.

(Кончилась игра, выявляется победитель в каждой паре).

(Звучит веселая музыка- появляются Петрушка) Слайд 8.

Девица Мастерица: Ой, а кто это к нам в гости пожаловал?

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Узнаете меня? Я веселая народная игрушка, а зовут меня……

Дети. Петрушка!

Петрушка. Верно, Петрушка!

Я самый весёлый на свете,

За это и нравлюсь я детям,

Я пришел к вам не один,

Я привёл своих друзей,

А где же они?

И на лавке нет,

И под лавкой нет.

Голос из-за кулис: Да здесь мы, здесь.

Петрушка. Я хочу их познакомить с ребятами и пусть они сами угадают, кто пришёл со мной. (Загадывает загадку)

Как две радуги-брови,

Губы – маки,

Пунцовый наряд,

И румянцем, свежее моркови,

Глянцевитые щеки горят

- Ну что узнали? (Слайд 9)

Дети. Матрешки.

Девица Мастерица: Правильно. Это наша матрешка. Известная во всем мире кукла. Но она необычная. Как вы думаете, почему? Эти подружки умеют петь частушки. (Слайд 10)

(Исполняются Частушки) Приложение №1(б)

Девица Мастерица: (Слайд 11)

Кто матрешку сделал, я не знаю

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти

Истинную русскую красу.



Петрушка. Все они Матрешеньки,

Все они милешеньки.

Все с аленькими щечками

Под пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,

Чуть на меня похожие.

Девица Мастерица: По- разному расписывают матрешек художники, но радость от этого всем огромная.

Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. (Слайд 12)

Я из Сергиева Пасада. Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

В Семенове на родине хохломской росписи матрешки расписываются иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами. (Слайд 13)

Я из тихого зеленого города Семенова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.



В селе Полховский Майдан Нижегородской области матрешка украшается яркими цветами. (Слайд 14)

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

(Исполняется песня «Матрешечки») Приложение №1(в) (Слайд 15)

Девица Мастерица: Ребята, а вы знаете из какого материала изготавливают матрешку? Давайте сейчас узнаем.

(Петрушка выносят три больших лотка, на которых составлено слово «палисадник». Звучит русская народная песня «Ах вы сени, мои сени..». Выбираются три игрока. Каждый игрок на своем лотке подбирает название дерева. Выигрывает тот, кто из предложенных букв сложит слово «липа» Ему вручается сладкий приз)


Девица Мастерица: В хороводе были мы,

Кого надо видели,

Сокола- молодчика.

Встань, молодчик, подбодрись,

Кому хочешь – поклонись!

Всех к себе теперь зовем. (Слайд 16)

Петрушка. Вы ребята удалые, видели мы, как вы играли, и принесли вам свою игру называется она «Золотые ворота»

(Петрушка и Девица Мастерица помогают выбрать пары. Одна пара образует «ворота». Дети цепочкой проходят у них под руками со словами:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй—запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

При последних словах помощники опускают руки и ловят того, кто в воротах. Попадаются трое).



Исполняется песня «Неваляшки» (Слайд 17) Приложение №1(г)


Петрушка: Вам в подарок, ребята, интересная игра . Называется она «Барыни- сударыни». В ней могут принять участие те девочки, имена которых начинаются с букв, составляющих слово «кокошник». Мы вам дадим эти кокошники и просим девочек надеть их, чтобы они стали похожими на настоящих барынь. Играющие должны встать в круг. Вот вам платочек. Как только заиграет музыка—начинайте передавать платочек за спиной по кругу. Водит мальчик, он будет в кругу. Кончится музыка—замрите, пусть он угадает ,у кого платочек. (Слайд 18)

(Звучит мелодия «Барыня», начинается игра..  Тому, кто победит –сладкий приз.)


Девица Мастерица:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Всем спасибо за вниманье,

Петрушка: Народная мудрость гласит: « Где труд, там и счастье». Так что не опустеет наша душа, пока мы помним свои истоки. Сегодня вы, ребята, узнали много интересного о нашей русской игрушке МАТРЕШКЕ. Много гостей к вам приходило, вы играли в разные игры, но никто я думаю «с носом  не остался». Ведь умному и проигрыш всегда впрок. Желаю вам всем добрых и справедливых побед. Спасибо всем за внимание.

(Звучит веселая русская народная мелодия, гости прощаются и уходят).

(Слайд 19) 





Список литературы.

  1. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета, 1987.

  2. Русская матрешка. М.: Мозаика, 1995.

  3. Русская игрушка.: Советская Россия, 1987.

  4. Побединская Л. Классные часы и беседы о русской культуре. М.: Творческий центр, 2004

  5. Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

  6. Материалы сайта:

http://www.wek.ru/articles/obsh/27518/

http://www.timeout.ru

http://rusmatreshka.narod.ru/m22.html

http://shibrey-shool.3dn.ru/load/klassnyj_chas_russkaja_matreshka/6-1-0-

http://festival.1september.ru/articles/556580/







































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ