Внеклассное мероприятие в начальной школе "Международный день родного языка"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан






Проект


«Международный день родного языка»












Cоставила:

Исмагилова Л.К.






Елабуга-2010

Введение

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,

Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

М. Дудин


Каждый народ- это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Именно сегодня так актуальны праздники, мероприятия, посвященные родному языку. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Международный день родного языка направлен на защиту языков.Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего наследия.

Методический паспорт проекта

Тема проекта: «Международный день родного языка”.

Составитель проекта: учительница начальных классов

Исмагилова Л.К.

Участники проекта: Дети, педагоги, родители учащихся.

Направление проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и интернационализма у учащихся посредством приобщения к народным традициям.

Возраст детей, участников проекта: Дети от 7 до 10лет.

Тип проекта:

по методу: поисково-творческий;

по содержанию: ученик, общество и его культурные ценности;

по количеству участников: межгрупповой

по продолжительности: долгосрочный

Цель проекта:

Знакомство детей с традициями разных народов, воспитывать уважение и любовь к родному языку.





Задачи проекта:

обучающие: дать детям представление о том, что такое “родной язык”. Знакомить традициями разных народов;

развивающие: развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки;

воспитывающие: воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учеников;

Обеспечение проекта

  • Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

  • Мини-музей “Изба” (предметы быта русского, татарского народа, коллекции образцов народно-прикладного искусства).

  • Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых)

  • Коллекция кукол народов мира.

  • Библиотека для детей и родителей.

  • Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.

Предполагаемый результат:

Для детей: Развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.

Для педагога: разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы по проекту.

Пояснительная записка к проекту

Педагогический проект “Международный день родного языка” представляет собой разработку педагога для детей с 7 до 10 лет.

Целью использования проекта является желание педагога погрузить учеников в поисково-творческую работу по исследованию, поиску традиций: народов разных национальностей, представителями которых являются семьи учеников.

Город Елабуга многонационален, и воспитание интернациональных чувств у учеников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции и язык своего народа и других народов их нужно знать.

Деятельность педагогического коллектива направлена на приобщение детей к истокам народной культуры, культуры других народов, развитие творческой активности детей, участие родителей в жизни школы.

Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, и познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.

Проблема: детям не понятно значение слова традиция.

Задача детей: узнать традиции семей, исследовать - какие дела, мероприятия, проводимые в школе можно назвать традицией.

Задача педагогов, с непосредственным участием родителей: познакомить детей с народными традициями, активизировать творческое развитие учеников

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей.

1 этап. Вводный

1. Постановка проблемы: дети не знают:

что такое традиции. Откуда берутся традиции, как и из чего, складываются.

2. Спросить у родителей какие семейные традиции есть у них в семье.

3. Где, кроме семьи могут сложиться традиции.

1. Вхождение в проблему.

2. В сюжетно-ролевой игре проиграть в семейные традиции.

Решение вопроса: “Почему в разных семьях разные традиции?”

3. Узнать, при помощи учителя, какие традиции сложились в их школе.

2 этап. Подготовительный

1. Совместное планирование деятельности.

2. Организация деятельности, помощь в решении поставленных задач.

1. Распределение ролей и обязанностей.

2. Сбор информации.

Решение вопроса: “У разных народов разные традиции и родной язык?”

3 этап. Выполнение проекта.

1. Практическая помощь в систематизации полученных сведений.

2. Выполнение проекта.

1. Формирование новых традиций, сложившихся из повторяющихся действий с определенной цикличностью.

Решение вопроса: “Хорошее, любимое дело, занятие может быть традицией?”


4 этап. Результаты

1. Подготовка к презентации. Презентация.

1. Внедрение традиций.

3 этап. Выполнение проекта

Разделы программы

Формы и методы работы

Внедрение традиции

Развитие речи, знакомство с художественной литературой

Изучение стихов о школе, семье, Родине. Знакомство с поэзией разных народов.

Чтение сказок разных народов. Словотворчество детей совместно с родителями, сочиняем сказку.

Конкурс чтецов

Выпуск газеты класса

Собрать книгу сказок “Играем в сказку”.

Познавательное развитие

Знакомство с уже сложившимися традициями школы.

Знакомство с традициями в семьях учениковников.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение традиций народов Татарстана.

Оформление групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.

Фото выставка “Мама, папа, я – дружная семья”.

Семейная фото выставка “Люди разных народов”.

Экскурсии в городской музей.


Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра “В гостях у семьи”.

 

Театрализованная деятельность

Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, учителей и родителей уччеников.

Театральная неделя “Играем в сказку”.

Музыкальная деятельность

Народные праздники.

Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

Неделя национальной культуры.

Фестиваль патриотической песни

Физическая культура

Изучение народных игр.

Спортивный праздник “День здоровья”.

Продуктивная деятельность, рисование

Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Выставки детского творчества.
Работа творческих мастерских.

Работа с родителями

Знакомство детей с поэзией разных народов.

Словотворчество совместно с детьми, сочиняем сказку.

Участие в оформлении групповых альбомов семейных традиций “А у нас традиция такая”.

Участие в творческих мастерских.

Участие в фото выставках.

Участие в театральной неделе, изготовление декораций и костюмов к спектаклю.

Участие в фестивале патриотической песни.

Знакомство с семейными традициями.

Родительская конференция.


Взаимосвязь с социумом

Работа со СМИ.

Взаимодействие с Городским музеем

Выпуск газеты класса

Экскурсии





Приложение


Международный день родного языка.

Родной язык. Он впитан с молоком.
Звучит как музыка, нам сердце услаждая
В международный день родного языка
На языке родном тебе мы пожелаем:
Люби язык, храни на день и на века!
Не забывай мелодию родного языка.

21 февраля в 7-ой раз отмечался международный день родного языка. Родной язык - это одновременно и культура, и образ мыслей. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия.

По данным ЮНЕСКО в мире существует 6 000 живых языков. Половина из них находится на грани исчезновения. На 96 % языков говорит только 4 % населения. 80 % африканских языков не имеют письменности. Ежегодно вымирает десяток языков, и эта тенденция будет усиливаться в будущем. Этот день был учрежден, чтобы способствовать признанию и использованию именно родного языка, особенно это относится к языкам национальных меньшинств.

Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило по меньшей мере 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.

С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над занятиями, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты.

Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

Даже притом, что глубоко проникнуть в культуру другого языка очень трудно, знание языков расширяет кругозор и открывает перед нами многообразный мир. Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, порождающие национальную рознь. Сделать мышление более свободным.



Традиции народов Татарстана

Литературно-музыкальная композиция "Традиции и обычаи народов Татарстана" // Город "На славу имени своему". Материалы для внеклассной работы: К 1000-летию Казани . Вып.II.-Казань, 2003.- С.46-56.

Цели мероприятия: воспитание гражданственности, патриотизма, чувств гордости за свой край, толерантности; формирование культуры межнационального общения; показ на основе реконструкции народных праздников одного из истоков дружбы народов Татарстана.
Оформление зала: сцена актового зала украшена живыми цветами, газетами и плакатами, посвященными 1000-летию Казани. Подготовлена выставка книг о Татарстане, его столице.

Ведущий. (Слова звучат на фоне музыкального сопровождения).
Моя Казань! Моя столица!
Мой чудный, милый сердцу град!
Ничто с тобой не сравниться,
Душа всегда к тебе стремится.
Я видеть этот город рад...
Ведущий. У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Казань славится своими достопримечательностями. Но главное богатство нашего города, нашей республики - это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей. Все нашли здесь свою судьбу.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми традициями, обычаями народов, проживающих в Республике Татарстан.
Чтец 1. (Обращаясь к залу).
Догадайтесь, о каком празднике идет речь.
В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды кашу для детей. На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по домам собирать крашеные яйца.
У каждого в руках был мешочек, сшитый из полотенца. Все хозяйки в этот день пекли также булочки. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: "Пусть легкой будет своя нога, пусть будет много кур и цыплят...". Первому обязательно давали яйца, И гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
Это сейчас самый веселый праздник татарского народа .... Да, да, это - сабантуй.
Чтец 2. Смысл этого праздника глубок, а история сабантуя такая же древняя, как и сам татарский народ. Еще в 921 году секретарь арабского посольства, прибывшего в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, с изумлением и восхищением описал этот булгарский праздник в своих трудах.
Очень интересно описывает этот праздник Карл Фукс в своей книге "Казанские татары". Послушаем его. В прежние времена татары отмечали этот праздник на Арском поле. Ставили под чистым небом открытый стол, причем бедные ели бесплатно. Это угощение называли Туи. Но вскоре место праздника пришлось перенести на другое место. В 1834 году сабантуй в Казани проводился с 25 мая по 1 июня. В первый раз были приглашены русские с помощью герольда, у которого в руке была длинная палка, а на конце этой палки развевался пестрый платок. Герольд ходил по всем казанским улицам, призывая всех на праздник.
С большим оживлением, как писал Карл Фукс, прошло празднование татарского национального праздника сабана на большом лугу за Ново-Татарской слободой. Если в соседних селах его проводили сразу после схода снега с полей, то в Казани позже, потому что место, на котором проводился праздник, затапливался весной от разлива Волги.
А вот еще фрагмент. Сабан начинается с пятницы, и продолжается целую неделю до следующей пятницы. Все татары старые и малые собираются около полудня, и делают из веревки круг, около которого сидят или стоят зрители. На середину круга выступили два борца, молодых, здоровых, - обвязавшись кушаками, стараются один другого повалить на землю. Для победителя деньги собирались от богатых татарских купцов. Богатырь, умеющий хорошо бороться, мог собрать значительную сумму.
За порядком на празднике наблюдали бурмистры, которые ходили по кругу с длинными палками. Если побежденный считал себя обиженным, то эти бурмистры старались прекратить их ссору. Они же искали и борцов для праздника.
Кроме борьбы проводились скачки на лошадях и беганье. Седоками на лошадях были мальчики, которые хорошо могли ими управлять.
Карла Фукса привлекала особенно на празднике одна игра. На расстоянии друг от друга не более двух шагов садятся кругом человек 12, 15 или 20. Один стоит за кругом с довольно большим мягким узлом в руках. Он передает узел одному их составляющих круг и отходит назад на три шага. Узел бросают от одного игрока к другому по кругу, и молодец бежит за ним, чтобы пойглать его. Когда это удается, он меняет того из сидящих, у которого поймал узел. В игре соблюдаются два условия: сидящие не могут бросать узел через человека, он должен лететь из одних рук в другие, ловец же должен поймать узел, этот своеобразный шар, у кого-нибудь из перебрасывающих его, а не на лету или с земли.
Шар летал из рук в руки с такой быстротой, и к тому же часто менялось направление, и к тому же часто менялось направление полета. Все участники этой игры должны были быть ловкими и проворными. Проводилось еще много разных игр на ловкость.
Татарки также принимали участие в этом празднике, хотя и в некотором расстоянии от главного зрелища. Они сидели в кибитках, которые находились за кустарниками.
На праздник приходили смотреть и старцы. Если собиралось их много, и наступал час захода солнца, то они читали вечернюю молитву на чистом поле.
Что касается названия, то у слова "сабан" есть два значения - это "плуг" и "весенний сев"; "туй" - это праздник. Это праздник земледелия, почитание матушки - земли, день поклонения ей.
В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и народ, словом, все пронизывается духом праздника. Организуются праздничные игрища с состязаниями песнями и плясками. На этом празднике уж каждый сможет себя доказать! Подобные сабантую праздники, восславляющие мать-природу и труд землепашца, отмечают и марийцы, и чуваши, и башкиры, и удмурты, и мордва.
Ведущий. Объявляем состязания среди зрителей в духе сабантуя. Для желающих проводятся: бег в мешках, перетягивание каната, шуточный бой воздушными шарами. Победители получают призы.
Чтец 3. Читает стихотворение А. Кулибиной "Сабантуй".
Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!

После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, и удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.
Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!
Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке
Пробежаться по траве!
Ведра, полные воды,
Очень быстро пронеси.
Смех, улыбки, шутки, пляс -
Все здесь это есть сейчас.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
(Исполняются татарский народный танец, песня)
Чтец 1. У многих тюркских народов мужчина должен был доказать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать свою возлюбленную на скаку.

Как стрела, метнулась с места,
Дымом стелется трава...
Догоняй жених невесту!
Ну, давай, джигит, давай!
Проводится аттракцион "Догони и поцелуй невесту". (На велосипедах или игрушечных конях).
Проводится аттракцион "Кислое молоко". Эта национальная игра является самым забавным и живописным элементом Сабантуя. (Ставятся два стула, на каждом - таз, до краев наполненный кислым молоком или мукой. На дно опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать монету зубами.)
Чтец 2. Читает фрагмент стихотворения о сабантуе.
Сколько праздников помнит великая Волга!
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнит надолго
Шум знамен на ветру и крылатых коней!
Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ!
Сабантуй - это праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет!
Чтец 3. А теперь поведаем о другом празднике. В последний день этого праздника скоморохи пели:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Гори, гори ярко, чтобы было жарко!

- Догадались, о каком празднике идет речь? Это русская масленица.
Ведущий. А знаете ли вы, что праздник, масленица, корнями уходит в языческую Русь. В старину этот праздник отмечался очень широко. Заранее готовились снежные горки и качели, устанавливались балаганы для скоморохов, выставлялись столы с самоварами и горячими блинами, сладостями и медовухой.
Недаром в народе про масленицу говорят, что:
1-й Чтец. "Масленица - объедуха, деньгам -приберуха".
2-й Чтец. "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить".
3-й Чтец. "Масленица без блинов, что свадьба без невесты".
Ведущий. И праздновали масленицу на Руси целую неделю с плясками, играми, угощениями. Интересно этот праздник отмечала казанская детвора в начале XIX века. Эти воспоминания оставил Сергей Тимофеевич Аксаков. Он писал, что весной по всем казанским улицам и особенно около Булака толпы мальчишек и девчонок, все вооруженные новыми игрушками, купленными на лодках, с радостными лицами и каким-то бешеным азартом бегают, свистят, пищат или пускают фонтанчики из брызгалок, обливая водою друг друга и даже гуляющих, и это продолжается с месяц.
Вам, наверное, трудно представить, что на месте уютного Ленинского садика, к которому все так привыкли, когда-то не было никакого сквера, а простиралась обширная площадь с редкими замощенными пешеходными дорожками, мясными лавками, торговлей дровами, репой, огурцами и капустой. Основной достопримечательностью площади были два балагана, которые не убирались даже в будни, но оживали только на масленицу, пасху и святки,
В последний день масленицы все просили друг у друга прощение, в знак примирения целовались, а потом при всем народе сжигали чучело масленицы и пели:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Дай, весны, добрые годы.
Годы добрые, хлеборобные!
Зароди жита густые, колосистые!
Выходят дети в русских народных костюмах и поют:
Масленая весело гуляла,
Песни играла.
Протянула до поста -
Гори, сатана!
А теперь прощай, прощай.
На тот год приезжай!
Всем присутствующим в зале ребята предлагают попробовать блины. Исполняется русский народный танец.
Чтец 1. Есть немало того, как старинные народные праздники продолжают жить в новых условиях. Наиболее распространенными в городах и селах стали народные гулянья по случаю проводов зимы и встречи весны. Праздник этот, как и у других тюркских народов, в далеком прошлом широко отмечали татары 21 -22 марта. Это был праздник нового года (науруз) по старинному календарю. Он сопровождался сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Люди готовили ритуальную кашу (кужа) из проросших зерен ячменя, выходили на улицу и поздравляли друг друга ровно в полночь (в момент тахвиль). С утра шакирды обходили дома, распевая песни-байты о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, потом собирался народный сход, где все отчитывались о своих поступках за год. Здесь же организовывалось театрализованное выступление "времен года", проводились смотрины и посвящение в женихи и невесты девушек и юношей (науруз-бек), которые должны были пожениться в предстоящем году. Название этого праздника сохранилось во многих татарских именах и фамилиях.
Ведущий. В Татарстане науруз проходит как праздник согласия и дружбы народов, как гимн родной природе.
В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными яствами. Науруз - это праздник Нового года. Люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить, не веселясь, то весь год будет плохой.
Сценка на татарском языке о празднике науруз.
Ведущий. Глубокая символика заложена в его содержании, С ним издавна связаны труд и песня. Провожая зиму, народ ждет начала полевых работ, закладки основы будущего урожая.
А сама весна, пробуждение всего живого символизируют мир и счастье. Поэтому этот праздник на селе проходит как смотр готовности земледельцев к весенней полевой страде, а в городе ему придается характер рапорта о проделанной работе и продолжении трудовой эстафеты.
Науруз стал одним из самых ярких праздников в Казани. Так, в день этого праздника в Центральном парке культуры и отдыха можно посетить выставки, концерты и театральные представления, поучаствовать в спортивных играх и шуточных соревнованиях. Встреча весны не обходится без показательных выступлений юных фигуристов, состояний лихих рысаков, горячих блинов. Много смеха и веселья вызывают снежные тиры, где мишенями являются изображения отрицательных персонажей.
Праздник заканчивается костром дружбы, на котором сжигаются чучело отрицательных персонажей. Таким образом, ритуал, когда-то имевший магическую основу, направленную против злых сил природы, ныне демонстрирует народное презрение к конкретным носителям зла в обществе.
Чтец 2. А этот праздник также богат обрядами и обычаями. В этот день люди расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет "играть и веселиться" красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на этот праздник солнце играет. И люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима - теплее,

А весна - милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде - бобы,
В поле-рожь и ячмень,
В саду - зеленый хмель.
- Догадались, что это за праздник? Правильно, это пасха.
В этот день в церквах звонят по особенному торжественно колокола. Этот звон зовется пасхальным благовестом. Именно этому событию посвятил свое стихотворение Сергей Александрович Есенин.
Под запись колокольного звона ученица читает стихотворение С.А. Есенина "Пасхальный благовест".
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрываясь за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам девочки исполнят хоровод с вербами "Солнышко встало" (муз. Филиппенко, слова Волгиной.).
Чтец 3. В этот праздник принято раскрашивать яйца.
Пасхальное яйцо имеет богатую символику, давние традиции и свою занимательную историю. Еще задолго до христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной: из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях многих народов. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Освященному в церкви яйцу приписывали особые свойства: оно оберегало дом от пожара, скотину - от болезней, урожай - от града.
В России обычаи обмениваться на пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского двора.
Окрашенное яйца называлось крашенкой. После освещения в церкви оно считалось святым подарком, его хранили как талисман до следующей пасхи.
Сохранилось письменное описание церемонии при дворе Алексея Михайловича, на которой московское духовенство и царедворцы получали из рук царя в подарок крашеные яйца, специально приготовленные для этого случая в Оружейной палате Кремля.
Постепенно яйца на Руси стали не просто окрашивать, а расписывать. Своего наибольшего расцвета роспись яиц достигла в XVIII веке. К тому времени расписываться стали не только настоящие яйца, но и деревянные фарфоровые, из папье-маше. Миниатюрные яйца изготавливали из драгоценных металлов, украшали их резьбой, драгоценными камнями, оплетали бисером и стеклярусом.
В 1885 году русский император Александр III решил подарить жене особый пасхальный подарок и заказал его придворному ювелиру Карлу Фаберже. С этого времени фирма "Фаберже" ежегодно выполняла заказы императорского двора, создавая шедевры ювелирного искусства, которые сегодня славятся своей красотой, фантазией и технической изобретательностью. В каждом яйце был спрятан особый сюрприз. Раскрыв яйцо, можно было увидеть миниатюрную копию крейсера, яхты, поезда, дворца. От нажатия кнопки поезд отправлялся в путь, крышки медальонов приподнимались, открывая чудесные детские портреты, музыкальная шкатулка проигрывала известные мелодии.
В XIX - начале XX веков широкое распространение получило, особенно среди аристократии, коллекционирование знаменитых яиц фирмы "Фаберже".
Ведущий. На этом празднике все веселятся, в игры играют, песни поют. Особенно хорошо частушки.
Поют девочки.
Голова моя кружится,
Пойду к доктору лечиться.
Доктор спросит: "Чем больна?"
Я Казань люблю, друзья!
Ведущий. Мы очень любим свой город, свою республику и хотим, чтобы столица наша стала самой красивой и чистой. Мы вправе гордиться нашей Казанью.
Под музыку читается стихотворение Сибгата Хакима.
Спросите нас: "Откуда мы?"
Мы с Волги, с Казани,
Где белокаменный свой кряж:
Над Волгой поднял город наш!
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане!
В заключение звучит эссе "Моя Казань".








Детские стихи про семью

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле

Кто играет?

А. Шибаев
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),

И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),

И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).

А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?

Про любовь

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресенье,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!

Его семья

Агния Барто
У Вовы двойка с минусом -
Неслыханное дело!

Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.

— Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. -

Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!

У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,

Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.

— Ну при чем моя семья? -
Он говорит вздыхая. -
Получаю двойки я -
И вдруг семья плохая!

Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос -
Семью не даст в обиду!

Будут маму упрекать:
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна — плохая мать!» -
Директор скажет лично.

Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!

Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!»



 





Стихи о Родине
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек,озёра, горы....

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Герб России
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад-на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый, он и гордый.
Он-России дух свободный.

В. Степанов
Море
Вот какое море
Без конца и края,
На песчанный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться,
Станет видно, кто там
В глубине таится.

* * *

НЕТ! - заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам
Должна трава зеленой быть,
А небо - синим - синим.
Нам нужен разноцветный мир,
И все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле
Все пули и снаряды.

О. Высоцкая



Игры народов мира

Игра "Маляр и краски", Татарстан

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.
На расстоянии 20-30м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4м - "дом маляра". Выбирают водящего и "маляра", остальные игроки становятся "красками".
"Краски" садятся на скамейки или на траву в один ряд. Отослав "маляра" в его дом, водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т.д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с "красками") подходит "маляр" и спрашивает:
- Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?
- У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?
"Маляр" называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название "красная краска", быстро встает и бежит до второй линии. "Маляр" пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит "краску" в свой "дом". Если "маляр" не поймает "краску", то она возвращается к себе в "дом" (на скамейку) и "меняет" свой цвет. После этого игра повторяется.
Правила.1). Ловить "краску" можно только до противоположной линии площадки. 2). "Маляру" запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли. 3). Не добежав до второй линии, "краска" не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

Игра «Бирки», Польша

Количество участников в этой игре неограниченно (от 2 человек). Перед игрой необходимо заготовить 10 бирок - 8-саниметровых дощечек, выпиленных из древесины.
Бирки образуют пары: император и императрица, король и королева, принц и принцесса, крестьянин и крестьянка (2 пары).
В процессе игры первый участник должен взятьЬ все бирки в руки, подкинуть их и стараться поймать их на ладони с выпрямленными пальцами. Пойманными считаются только совпавшие пары. За императорскую дается 12 баллов, за королевскую - 7, за принца и принцессу 4, за крестьян - 1 балл. Побеждает тот, кто наберет максимальное количество баллов за определенное количество бросков.

Игра «Больная кошка», Бразилия

В данной игре могут принимать участие от 5 человек. Из игроков выбирается один, который будет "здоровой кошкой" и задача
которого - поймать и запятнать остальных участников. Запятнанные участники должны помогать "здоровой кошке" , держась одной рукой за то место, до которого она дотронулась. Пятнать оставшихся участников "больные кошки" могут только свободной рукой. Оставшийся незапятнанным участник становится «здоровой кошкой" в следующем туре игры.

«Булава", Азербайджан

Играть могут 10 человек и более. Для начала участники должны выбрать ведущего, разделиться на две команды, встать друг напротив друга в ряды и рассчитаться по номерам. Затем перед каждой из команд необходимо прочертить штрафную линию, а между ними - круг. В центр круга следует поставить булаву. Далее ведущий должен назвать номера двух участников из обеих команд, а те в свою очередь бежать в центр игрового поля и стараться схватить булаву. Тот участник, который возьмет булаву первым, должен быстро возвратиться к своей команде, а проигравший пытается дorнaть его и дотронуться (запятнать). В том случае, если проигравший участник догонит и запятнает выигравшего, команде проигравших засчитывается очко. Если участник, взявший булаву, сумеет донести ее до своей команды незапятнанным, очко присуждается им. Дотронуться до выигравшего игрока можно в том случае, если он еще не добежал до своей штрафной линии.

 

Список народных игр для детей дошкольного возроста:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ 
Гуси-лебеди
Обыкновенные жмурки
У медведя во бору
Палочка-выручалочка
Филин и пташки
Фанты
Краски
Горелки
Кот и мышь
Пятнашки
Мячик кверху
Лапта
Ляпка
Ловишка в кругу
Заря
Игровая
Почта
Коршун
Гуси
Большой мяч
Пчелки и ласточка
Волк
Птицелов
Блуждающий мяч
Шар
Посигутки
Выгони мяч
Малечена-калечина
Гонка мяча по улице
Стадо
Шлепанки
Котлы. Классы
Городки. Чушки. Рюхи. Деревянные бабки
Молчанка

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Юрта (Тирмэ)
Медный пень (Бакыр букэн)
Палка-кидалка (Сойош таяк)
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
Стрелок (Уксы)


МАРИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Катание мяча (Мече дене модмаш)
Биляша

МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Котел (Котелсо налксема. Котелсо налхсеяш
Салки (Варенец понгома. Варяняс повома)
Круговой (Мячень кунсема. Топса налхсема)
Раю-раю 


ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Продаем горшки (Чулмак уены)
Серый волк (Сары буре)
Скок-перескок (Кучтем-куч)
Хлопушки (Абакле)
Займи место (Буш урьш)
Ловишки (Тотыш уены)
Жмурки (Кузбайлау уены)
Перехватчики (Куышу уены)
Тимербай
Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)
Угадай и догони (Читанме, бузме)
Кто первый? (Узыш уены?) 
Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?)
Мяч по кругу (Теенчек уены)
Спутанные кони (Тышаулы атлар)


УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Водяной (By мурт)
Серый зайка (Пурысь кечпи)

Догонялки (Тябыкен шудон)
Охота на лося (Лосьёсты кутон)
Игра с платочком (Кышетзн шудон)

ЧУВАШСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Хищник в море (Сёткан кайак тинзсрэ)
Рыбки (Пула)
Луна или солнце (Уйохпа хзвель)
Кого вам? (Тили-рам?)
Расходитесь! (Сирелер!)
Летучая мышь (Сяра серей)
УЗБЕКСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Белый тополь, зеленый тополь (Ок теракми, кук терак)
Чай-чай!
Пастух и козы (Эчкилар ва чупонлар)
Медведи и пчелы (Айиклар ва асаларилар)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ