ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
































Организация внеурочной деятельности в период введения ФГОС - самый основной проблемный вопрос как для учителя, так и для администрации школ. Если организацией учебной деятельности, основанной на системно-деятельностном подходе и отслеживанием личностных результатов обучения учителя особенно в инновационных школах занимались и раньше, то при организации внеурочной деятельности сталкиваемся с рядом проблем: отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности: отсутствие материально­технических условий. Далеко не все имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности, нет ставок на дополнительное образование. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывается деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Ведущей идеей организации и осуществления внеурочной деятельности, вытекающей из особенности развития учреждения, определяет объединение ресурсов социума в интересах ребёнка, для его развития и самоопределения, интеграция основного и дополнительного образования на основе изучения индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей. Данная идея определяет стратегическую цель и задачи внеурочной деятельности ОУ.

Целью эксперимента становится разработка и внедрение механизма создания развивающей среды для социализации младших школьников в условиях внеурочной деятельности. На достижение цели направлено решение следующих задач:

1) изучить интересы и потребности обучающихся и их родителей;

2) создать условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:

  • в образовательных мероприятиях (предметные олимпиады, научно­практическая конференция младших школьников) и в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;

  • в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, сборах, конференциях);

  • в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;

3) создать условия для реализации потенциальных возможностей и творческих интересов школьников

4) повысить результативность работы по профилактике правонарушений.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Я работаю в обычной сельской школе. В этом году у меня 4 класс, но я набрала детей (будущих первоклассников) для подготовительных занятий. Уже на подготовке я обратила внимание на скованность детей. Выяснилось, что из 6 семей, только три семьи можно назвать благополучными. Ни один ребёнок не посещал детский сад. Уровень подготовки к школе был низкий. Но особенно меня беспокоила психологическая готовность. Дети не могли общаться друг с другом, были зажаты, боялись отвечать и высказывать своё мнение. Я стала думать, что мне делать? Ведь в школе нет психолога. Я случайно натолкнулась на одном из сайтов психологов на Арттерапию. Меня это заинтересовало, и я решила взять на внеурочную деятельность именно её. Я составила программу на 1 час в неделю.
Целями которой являются:
1. Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению
2. Сплочение детского коллектива
3. Снижение уровня тревожности
4. Помощь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми
5. Снижения агрессии у младших школьников
6. Творческое развитие ребенка
7. Эмоциональная разгрузка и положительный настрой
8. Повышение учебной мотивации путем создания благоприятного отношения к школе.

Направления арттерапии позволяют снять скованность детей, расслабить мелкую мускулатуру рук.

Направления:

1. «Изотерапия».

2.«Танцевально-двигательная и музыкальная терапия».

3.«Песочная терапия».

4.«Сказкотерапия».

5. «Глинотерапия».

6.«Пластилинография».

7. «Тестопластика».

8. « Цветотерапия».

9. « Бумагопластика».

Планируемые результаты:
1. Проявление у детей позитивного образа "Я";
2. Повышение уровня уверенности в себе;
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;
5. Развитие:
– умения выражать свои эмоции и чувства;
– навыков межличностного общения;
– способности к рефлексивной деятельности;
– познавательного интереса.
Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию. Метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших классов. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.
Польза от применения арт- терапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ