Воспитание интереса к урокам русского языка
Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся начальной школы учитель ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер»
Седова Е.А.
Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся начальной школы во многом зависит от понимания концептуальных педагогических и методических идей, заложенных в содержании и проведении уроков по русскому языку. Основной мыслью проведения таких уроков является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного и осознанного письма, обогащение устной и письменной речи учащихся.
Основная мысль проведения уроков русского языка является обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В Санкт – Петербурге работает много учителей, которые в каждом ребенке пытаются развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон (лексической, фонетической, морфемной, словообразовательной, морфологической, синтаксической ), практически осмысливать закономерности языка. При этом важно, что за «скучной грамматикой» и «однообразной орфографией» не теряется наш великий русский язык. Дети чувствуют красоту родного языка, осознают его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типа и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких» (Н.В. Гоголь) . Увлеченные своим делом учителя умеют поддержать веру в силу и возможности каждого ребенка, общаются с детьми в форме обнадеживающего сочувствия, умеют переживать беду ученика как свою собственную, умеют сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания.
Для развития и обогащения речи учащихся важна образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке русского языка. Работа с текстом начинается с анализа текста, с того, что чувствуют и переживают дети. Когда прочитанное осмысленно, занимаются грамматикой. Она не вызывает у ученика усталости, так как текст связан с переживаниями учащихся, с их настроением. Лингвистический анализ текстов из произведений писателей и поэтов поддерживает постоянный интерес к чтению художественной литературы и пробуждает желание почитать всю книгу, все произведение.
Читая художественные тексты, учащиеся чувствуют настроение писателя, поэта, написавших эти строки, понимают идейный замысел авторов:
Черёмуха душистая
С весною расцвета…
Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает…
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный…
Равномерное чередование ударных и безударных слогов делают стихи музыкальными, напевными, мелодичными. В этих строках мы чувствуем настроение поэтов, их отношение к тому, о чем они пишут.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные задания, поисковые задачи, лингвистические задачи, игры. Вот некоторые задания:
Что объединяет записанные слова? Какое из них лишнее?
Очки, каникулы, ножницы, санки.
(Все имена существительные употребляются только во множественном числе, кроме существительного очки – оно многозначно: прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз, единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте. Во втором значении имя существительное изменяется по числам).
Стульчик, диванчик, огурчик.
(Лишнее слово огурчик – овощ: по количеству слогов и по морфемному составу).
Стульчик, диванчик, огурчик.
(Лишним может быть слово диванчик по количеству звуков).
Мозоль, тюль, шампунь.
(Лишнее слово мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского: нет тюля, шампуня).
Четырёхугольник, четыре, четвёрка.
(Лишнее слово четыре – имя числительное, остальные – имена существительные ).
Интерес у учащихся, как правило, появляется тогда, когда учитель обращается к опыту детей. Полезным является проведение небольших лингвистических работ, которые помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки. В III классе, например, учащиеся пишут небольшое сочинение – рассуждение – ответ на вопрос: какую букву нужно писать в глаголах: раста..л, раста..т. Очень интересные тексты получаются у детей:
«Один и тот же глагол. Что же надо писать? Буду рассуждать так: растаял – глагол, употребляется в прошедшем времени, имеет суффикс –л˗. Неопределенная форма – растаять, суффикс –я-. Значит, надо писать гласную я, растаял. Глагол раста стоит в бедующем времени, окончание безударное, надо определить неопределенное форму глагола, а по суффиксу – спряжение: растаять. Суффикс – я -, значит, глагол I спряжения, окончание в 3 – м лице единственного числа – ет. Напишу: раста ».
Практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Именно поэтому в начальных классах необходимы дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Иногда слово учителя, объяснение может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры – соревнования, например «Аукцион».
«Конкурс» - кто больше подберет слов на изучаемое правило; кто больше подберет синонимов, антонимов; или объявляется конкурс на лучшего директора.
«Самоэкзамен» - дидактическая игра. Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включаются теоретические и практические вопросы на изученный материал, готовятся, затем отвечают. Один из билетов счастливый. Тот, кому он достанется, без ответа получает пятерку. Детям эта игра очень нравится. Учителю она дает возможность проверить знания учащихся, их умение доказывать, обосновывать ответ перед классом в новой ситуации.
Повышению интереса к урокам русского языка способствует и занимательная форма их проведения: уроки – сказки, конкурсы, аукционы, уроки – путешествия в страну Грамматику, по станциям: Фонетийск, Словотворск, Частиречинск, Глаголию, Прилагандию.
В уроки – сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев.
Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности каждого из них за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по – новому. Класс делится на микрогруппы по 4 – 5 человек в каждой. В помощь учителю выбираются консультанты и ассистенты, которые помогают ему организовать работу групп. Консультанты также контролируют качество выполнения заданий.
Какова последовательность работы?
Учитель ставит перед детьми задачу. Затем работа проводится в группах, обсуждаются результаты (одна из групп рассказывает, остальные дополняют ответ) и делается вывод. Работа заканчивается заключением эксперта – учителя.
Уроки – семинары помогают учителю обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Учитель руководит подготовкой учеников к уроку – семинару, оказывает необходимую помощь в творческом решении той или иной задачи, предлагает группам нужную литературу, дает поисковые задачи, учит сопоставлять языковые явления и работать со справочной литературой. На уроке группа после обсуждения выделяет выступающего по теме, учащиеся остальных групп задают вопросы, анализируют услышанное, дополняют.
Уроки – семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, связанные с темой и вопросом, на который они отвечают, даже пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Конечно, огромна роль учителя в проведении таких уроков, особенно в подготовке к ним.
Уроки – зачеты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков. Эти уроки полезны и тем, что они помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная ответственность каждого ученика за результат работы. Уроки – зачеты проводятся в конце изучения темы или раздела. До изучения темы учитель предусматривает проведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником. Класс делится на группы. Задания заранее помещаются в уголке русского языка. Дети готовятся в группе отвечать на вопросы, предложенные учителем. Группа работает так, чтобы не мешать друг другу. Учитель помогает в случае необходимости.
Учащиеся по очереди отвечают сначала на первый вопрос, ставят отметки, затем отвечают на второй, третий и все остальные вопросы. Положительным в этой работе является то, что каждый ученик проговаривает теоретический материал и при этом получает отметку. Чтобы оценить результаты работы группы, учитель задает одному из учеников группы любой вопрос. Если отметка учителя совпадает с отметкой группы, учитель выставляет отметки всей группе. Если отметка учителя не соответствует отметке группы, ученики продолжают работать с консультантами. Вторая часть работы – практическая. Учащиеся обосновывают написание, применяют теоретический материал на практике. Каждое задание проверяется в группе. Консультанты помогают учителю и оценивают практическую работу по контрольной карточке.
Наиболее интересны уроки – праздники (КВН, Клуб знатоков русского языка). Игра проводится по типу игры для взрослых, но работают все учащиеся. Победные очки получают все команды, давшие правильные ответы в течение минуты. Время отсчитывает «хранитель времени» (секундомер или песочные часы). Последовательность работы: стрелка волчка указывает на конверт, который вскрывается, вопрос звучит, и в течение минуты команда обдумывает ответ на этот вопрос. По истечении минуты команда, сидящая за главным столом, отвечает. Все остальные команды, правильно ответившие на вопрос, получают по баллу. На экране соревнования учитель фиксирует результаты работы команд. Сложность в проведении уроков – праздников заключается в том, что учитель должен видеть все команды и знать их ответы на вопросы. К такому уроку учитель должен подготовить интересные вопросы и задания более высокого уровня сложности.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитывать интерес к урокам русского языка. А работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности родного языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.
Практический материал по всем темам государственной программы, утвержденной МО РФ, представлен в системе в методическом пособии «Мой родной язык» для учителей начальных классов и в «Рабочих тетрадях» для учащихся I (II), II (III), III (IV) классов.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ