Возвратная форма глаголов. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ. 4 класс
Рудакова Елена Викторовна
МОУ гимназия № 13 г.Волгоград
Учитель начальных классов
Предмет русский язык
Класс 4
Тема урока Возвратная форма глаголов. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ.
Тип урока Изучение нового материала
Цели:
Знакомство с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться.
Развитие умения писать -тся и -ться в глаголах.
Совершенствование устной и письменной речи.
Содержание этапа
I. Организационный момент.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Задачи:
-приветствовать;
-проверить подготовленность помещения к занятию;
- организовать внимание и внутреннюю готовность.
Ход проведения этапа
-Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и начнём урок русского языка.
-Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению и настрою, я надеюсь, рабочему.
-Весеннее настроение поможет нам решить задачи сегодняшнего урока.
II. Актуализация опорных знаний, определение темы урока
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Задачи:
-обеспечить мотивацию учения школьников;
-актуализировать субъектный опыт учащихся (личностный смысл, опорные знания)
-сформулировать совместно с учащимися тему, цели урока
Методы и приемы работы
-наблюдение, подводящий диалог.
-работа по составлению плана урока
Способы оценивания:
-одобрение учителем, отметки корреспондентам и специалистам,
-самооценка собственных опорных знаний по теме
-взаимооценка
Рекомендации по оцениванию:
Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока и составили план работы.
Ход проведения этапа
Речевая разминка
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”
- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? ( с помощью языка люди общаются)
Продолжите фразу:
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать) Слайд
- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Какие значения слова ЯЗЫК мы уже знаем? (дети заранее подготовили определения из словаря)
Язык - Подвижный мышечный орган в ротовой полости (средство общения)
Язык Такой орган животного как кушанье
Язык Народ, нация
1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения
Какие пословицы и поговорки вы знаете? (или фразеологизмы)
- Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Не спеши языком, спеши делом.
- Хотите открыть новые тайны русского языка?
- Тогда - в путь. Слайд
-А сейчас запишите время и место нашего путешествия.
- Итак, учебный старт предлагаю провести в форме игры “Пресс-конференция”.(Слайд )
-Корреспонденты задают вопросы специалистам по изучаемой теме.
(Проходит повторение знаний о глаголе).
-Для чего мы повторяли знания о глаголе? (они могут быть полезны на уроке)
-Всё ли о глаголе мы узнали? (нет)
Минутка чистописания (Слайд).
Сп вр ли ро чи возвр.ф
- Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны? (спряжение, время, род, число, лицо) - Пропишите буквосочетания в тетрадь.
- Что может обозначать ВОЗВР.Ф ? (предположения детей) – это возвратная форма глагола. Это и будет являться темой нашего урока. (Слайд)
- Как вы думаете, почему это форма глагола получила такое название? Это нам и предстоит выяснить.
III. Открытие нового знания.
Цель: подведение учащихся к самостоятельному выводу о том, что такое возвратная форма
Задачи:
-обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала, существенных признаков, способов действий
Методы и приемы работы:
-наблюдение,
-работа с таблицей,
-побуждающий (или подводящий) диалог
- составление алгоритма действия
Формы работы:
-фронтальная,
-работа в группах, с взаимопроверкой
Способы оценивания:
-одобрение учителем,
-взаимопроверка
Рекомендации по оцениванию:
Отметить учеников, которые аргументировано высказывали своё мнение, выслушивали мнение других
Ход проведения этапа
Наблюдение и постановка проблемы.
2 этап – исследование глагола.
-На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение.
(На экране слайд)
-
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца],
Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца].
Меж грибами мухомор
Красотой горди[ца].
Нечего горди[ца]-
Для супа не годи[ца].
-Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.
(На экране слайд)
-Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?
(На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами)
-Сопоставьте произношение и написание одинаковых слов.
-Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета.
(дети работают в тетрадях)
Получилась в тетрадях запись:
сади[ца]-садится
Струи[ца] -струится
води[ца]-водица
Пти[ца] -птица
сини[ца] -синица
гляди[ца]-глядится
горди[ца]-гордится
горди[ца]-гордиться
годи[ца]-годится
-Прочитайте слова первого столбика.
-Что объединяет все слова первого столбика? (В транскрипции всегда [ца])
-Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца].
[ца]-может обозначаться сочетанием ца
[ца]-может обозначаться ться
[ца]-может обозначаться тся)
(Ответы детей фиксируются на доске)
ца
[ца]- ться
тся
-Какой вопрос у вас возникает?
(Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному)
-Поиском ответа на этот вопрос мы будем заниматься на уроке.
2. Поиск решения проблемы.
-Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]?
(Если это имя существительное, то совпадает написание)
-Назовите имена существительные.
(Водица, птица, синица)
-Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах.
(Если это имя существительное слышу ца, пишу ца)
-Что можно сказать о других словах. Назовите их.
(Дети называют слова, определяют, что это глаголы) (Слайд).
-Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся?
Сформулируйте правило.
-Озвучьте его.
(Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется ться. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется тся.) (Слайд)
-Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?
(Это глаголы в неопределенной форме)
- Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?
(Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа)
-Еще раз сформулируйте правило.
(Если глагол в неопределенной форме буду писать ться, если в 3-ем лице –буду писать тся.)
-Для чего мы сформулировали новое правило?
(Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся)
3.Составление алгоритма-помощника
-Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило.
Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на ться, тся. (конверт у каждой группы)
(Дети работают в группах)
-какое действие вы поставили на первое место?
(Слайд)
(Задайте к глаголу вопрос)
-Какой второй шаг?
(если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши ться
(если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши тся.)
-Для чего нам необходим данный алгоритм?
(чтобы правильно применять правило на письме)
4. Наблюдение по учебнику.
Стр. 94 упражнение 274
Прочитайте первую пару слов, что присоединяется ко второму слову «ся» -
Раньше суффикс – ся был самостоятельным словом местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли суффикс – ся такое значение в глаголах:
умыться – умыть себя;
решаться – решает сам.
- Этот хитрый суффикс не даёт действию переходить на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому предмету или человеку, который это действие выполняет. Он образует возвратную форму глагола. Правило стр. 95
Продолжим исследование. Сравните глаголов в 1 и во 2 столбиках на с.95
- В первом столбике к чему присоединился суффикс – ся? (К неопределённой форме глагола). - Как догадались?
(По вопросу что делать? И суффиксу – ть).что такое – ся? (Это суффикс).
- Чем интересен этот суффикс? (Он всегда стоит на конце).
- Во 2 столбике к чему присоединился суффикс – ся?
( К глаголам в форме настоящего времени, 3 лица, единственного лица).
- Чем является в слове – ет? (Окончанием).
- Что интересного заметили? (После окончания стоит суффикс – он входит в состав слова?).
какие формы даны? ( неопред. форма и настоящее время 3 л. ед.ч.)
- Чем различаются в написании эти 2 столбика? Почему? Ться и тся
Вывод:
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться?
( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу). Перепишите.
- Прочитайте второе правило на с. 95.
- Какие 2 способа проверки запомнили?
Физминутка для глаз Слайд
IV. Закрепление учебного материала.
Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
Задачи:
-добиваться осознания каждым обучающимся степени овладения умением превращать глаголы в возвратную форму,
-выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся по применению –тся, -ться.
Методы и приемы работы:
-самостоятельная работа,
-рефлексия,
-контроль
Формы работы:
-фронтальная,
-групповая,
-индивидуальная
Способы оценивания:
-взаимопроверка
Рекомендации по оцениванию:
Отметить учеников, которые осознанно и объективно оценили свою работу, выбрали более сложное или несколько заданий.
Ход проведения этапа
Редактор.
Работа по слайдам.
2 . Игра «Передай другому»
Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться( с пропусками). Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием следующему ученику. Ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее объявляется победителем.
Отказыва...ся
Дра...ся
Отправляю…ся
Удивляе...ся
Хоче...ся
Поправляе...ся
Дожидае…ся
Задума…ся
Поправля…ся
3.Дифференцированная работа
-Предлагаю вам работу по выбору:
Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться;
Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму;
Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться.
Карточка 1 (на «5»). Восстановите пословицы, объясните их значение. Объясните правописание – тся , - ться у глаголов возвратного значения.
Всякий человек а труса находит.
Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.
Всякое дело больше и спрашивает…ся.
С большого человека человеком и славит…ся.
Карточка 2 (на «4»).
Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму:
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.
Карточка № (на «3») Списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За все браться – ничего не сделать.
- Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.
V. Итог урока. Рефлексия.
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
Задачи:
- выявить уровень сформированности грамматического понятия “возвратная форма” глаголов, орфограмма-буква ь в глагольных формах
-вызвать активное желание высказать личное мнение об уроке и своей работы на нем
-дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Методы и приемы работы:
-рефлексия,
-контроль
Форма работы:
-фронтальная
Способы оценивания:
-самооценка
-оценка учителя
Ход проведения этапа
- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
-Выберите смайлик, который теперь соответствует вашему настроению, вашей работе на уроке.
-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.
VI. Домашнее задание
Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Ход проведения этапа
Продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”.
Задание на дом: (на выбор) подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире».
Найдите фразеологизмы о языке.
(всем) с.109 упр.6
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ