Конспект урока для 3 класса "Почва и ее свойства"
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 «Б» классе МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара
Дата проведения 1.12.2014.
Тема урока: Почва и ее свойства
Класс: 3класс
УМК: «Гармония»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её образовании и составе
Задачи:
· сформировать представление о почве и ее образовании, о составе;
· продолжить формирование умений работы с научным текстом и схемами, выявлять причинно -
следственные связи между живой и неживой природой;
· делать выводы на основе проведенных опытов;
· воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
· прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом
живой/неживой природы.
Формируемые УУД:
Познавательные : определять с помощью наблюдений и опытов свойства почвы;
развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на
основе обработки использованной информации.
Личностные : продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность.
Регулятивные : организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов
работ( наблюдений, эксперимента, практической работы) ,
формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые
еще не знаешь ответа,
учить правильному построению алгоритма действий, принимать (ставить) учебно - познавательную задачу
и сохранять её до конца учебных действий;
Коммуникативные : развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами.
Оборудование: ИД , проектор, ноутбук, горелка, пробирки, земля, вода, спички, презентация.
Литература:
· учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова,
· Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Гармония» О.Т. Поглазова.
Основные понятия
Почва – это верхний плодородный слой земли. Гумус – перегной, смесь органических веществ. Чернозём – богатая перегноем почва . Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами. Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы – профессии.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, карточки для практической работы.
Презентация, словари, интерактивная доска – ИД.
Организация пространства
Учебный кабинет
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
I. Самоопределение к деятельности.
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие.
Что вы уже знаете о формах земной поверхности?
Чем они различаются?
Как образуются овраги? Какие места для жизни облюбовал человек? Почему?
Предложения + стих.
Вопросы:
Почему одно и то же слово написано по-разному?
Равнина, холм, гора, овраг.
Чтение предложений и стиха, работа по их содержанию.
Ответы на вопросы учителя.
Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.
Коммуникативные: проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам.
Регулятивные:
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
II. Актуализация знаний.
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Какой раздел мы изучаем?
-Какие еще вещества мы изучали?
- Что о них узнали?
- Можно ли предположить, что почва это тоже вещество?
Вывод: значит …
- А для чего нам это нужно?
Цель и задачи.
- Можем ли мы уже ответить на вопрос «Что такое почва?»
Путешествие в мир веществ.
Воздух, вода.
Свойства и состав.
Да, вещество, потому что …
… мы можем узнать состав почвы.
Знать ,какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.
1 гр. - работа с толковым словарем –2гр. – с учебником, 3гр. – пытаются сформулировать ответ самостоятельно.
Найти объяснение слова «Почва».
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Регулятивные: ставим цель и задачи.
III. Постановка учебной задачи.
Цель:
Формулирование темы урока.
-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды).
-А как они появляются в почве (родятся).
Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие .
Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову.
Вот это и есть главное, основное свойство почвы.
Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу. Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя.
Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…
Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие».
Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка. Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы . Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, умение аргументировать свое предложение.
IV. Открытие учащимися новых знаний.
Цель:
Узнать, как образуется почва.
- Всякая ли почва становится местом обитания растений, животных и человека?
- А как же образуется почва?
ЭОР : Уроки Кирилла и Мефодия, http://megabook.ru/
тема №3, урок 10
Работа в группах:
Моделируем образование почвы:
горная порода, вода, ветер, солнце, мхи, бактерии, лишайники, растения и животные.
Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.
Закрепление на основе картинок слайда:
Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. При нагревании горные породы расширяются, а при охлаждении сжимаются. Эти процессы приводят к появлению трещин. Вода заполняет трещины в горной породе, увеличивая их. Ветер выдувает мелкие осколки породы, перенося их в другие места. Наносит мелкие частицы песка и глины, образуя участки, где смогут прижиться семена растений. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.
Познавательные: Почему не всякая почва является местом обитания? Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам. Регулятивные: ставим цель и задачи . Личностные: умение работать в группе.
V. Практическая работа.
Цель:
Дать возможность узнать о составе почвы
- А как узнать о составе почвы?
Работа в группах – опыты
Воздух, песок и глина.
Продолжить узнавать состав почвы:
ЭОР: Уроки КиМ, http://megabook.ru/ тема №3, урок 4.
· Снимем стекло, продолжим нагревать почву.
· Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.
Вывод.
Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов.
Что увидели на стекле?
Вывод: в почве есть вода (Щ).
Что почувствовали?
Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных (Щ).
Что произошло?
Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей (Щ).
1гр:
· Налей полстакана воды.
· Опусти туда комочек почвы.
· Понаблюдай, что происходит.
· Сделай вывод.
2гр:
· Налей полстакана воды.
· Опусти туда комочек почвы.
· Размешай ложечкой.
· Что произошло?
· Дай постоять раствору.
· Что осело на дне стакана?
· Сделай вывод.
3гр:
· Рассмотри стаканы с почвой.
· Попробуй визуально определить, какая там почва.
· Сделай вывод: в каком стакане будет лучше расти цветок, почему?
Познавательные: ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы. Определение состава почвы. Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод.
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение,потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
VІ. Рефлексия.
Цель:
Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса.
И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы.
ЭОР: Уроки КиМ http://megabook.ru/
моделируем схему состава почвы, тема №3, урок 8
(ИД) – СТР.2
Давайте составим вопросы и заполним кроссворд – по 2 вопроса каждой группе, чтобы получить ключевое слово «плодородие».
А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?
Значит, какие слова из стихотворения являются главными к теме сегодняшнего урока?
Выберите картинки, которые помогут составить схему образования почвы.
Работа по составлению вопросов по ответам кроссворда.
почва, вода, чернозем, воздух, глина, песок.
Вывод: земля – чтобы жить!
Познавательные: представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение для растений, животных, человека. Работа со схемами. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод. Регулятивные: умение делать выводы. Личностные: умение работать в группе, находить общее решение.
VII. Д/з.
Цель:
Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке.
Спасибо за работу.
Регулятивные: оценивать результаты решения поставленных задач, делать выводы.
Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, умение представить вывод.
Заместитель руководителя ОО Зуева И.М. /___________________/
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 «Б» классе МБОУ СОШ № 12
Дата проведения: 20.11.2014.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Система: УМК «Гармония».
Технология: Критическое мышление.
Учебник: Кубасова О. В. Любимые страницы. Учебник для 3 класса по литературному чтению. В 4 частях. Часть 3. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
Тема: Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
Тип урока: сообщение новых знаний.
Оборудование: индивидуальные карточки с вопросами, пословицами и поговорками, учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация.
Цели:
Использовать приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять; совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность на примере рассказа Н. М. Артюховой «Трудный вечер».
Создавать условия для формирования учебно-информационных умений (работа с учебником, с пословицами, афоризмами); создавать условия для формирования умений и навыков общения, взаимодействия при работе в парах и группах.
Создавать условия для формирования нравственного облика учащегося (доброты, чуткости, внимания, любви к ближнему)
Основные этапы урока.
Цели этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Методические приемы и педагогическая деятельность
Умения,
формируемые у
учащихся
ВЫЗОВ
1.Актуализировать имеющиеся знания.
2. Побудить интерес к получению новой информации.
3. Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
4. Организовать обмен мнениями.
Слайд 1.
На доске афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».
Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите его задачу.
Будем открывать тайну слова, читать осознанно критически оценивать прочитанное.
Класс разделен на три команды:
1 команда: «Жизнь дана на добрые дела»;
2 команда: «Делать добро спеши»;
3 команда: «Добро творить – себя веселить».
Работа с афоризмами.
Обогащение словарного запаса.
I. Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
1. Читайте сначала плавно по слогам, затем − целыми словами.
Чтение слов:
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА
КОМАНДИРОВКА
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ
ПРОМЕЛЬКНУЛ
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ
РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).
Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.
Слайд 3.
2. Читайте правильно.
Чтение слов:
ГРУСТНО, СКУЧНО
Слайд 3.
3. Читайте правильно.
Чтение слов:
ТОРОПИ−ТОРОПИЛИСЬ−ЗАТОРОПИЛИСЬ
РЕШИ−РЕШИТЕЛЬНО−НЕРЕШИТЕЛЬНО
ПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТИ−ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
Слайд 4.
4. Читайте внимательно.
Чтение слов:
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ − КАСАЛОСЬ
Слайд 5.
II. Растолкуйте слова.
Чтение слов и их толкование:
КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.
ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.
ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.
ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств; 2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).
ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.
Коллективная работа.
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
Слайд 6.
III. О чем будет текст? Выскажите свои предположения по ключевым словам: командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.
Выслушиваются предположения 2-3 учащихся.
Работа в командах
с ключевыми словами.
Развитие речи учащихся.
Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.
Выслушиваются различные точки зрения.
На протяжении всей работы над рассказом ведется сопоставление с предположительным текстом.
Прием − антиципация (прогнозирование по ключевым словам).
Умение выделять главное, составлять связный рассказ на основе ключевых понятий.
ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов.
2. Обменяться мнениями по проблеме. (Мнение каждого ученика ценно!)
Слайд 7.
Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Коллективная работа, индивидуальная работа (самооценка, самоанализ).
Расширение словарного запаса, совершенствование устной речи.
Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, узнайте имя автора.
Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
Работа с заголовком, текстом, иллюстрацией.
Умение ориентироваться в книге.
С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?
«Трусиха».
Коллективная работа.
Развитие мыслительной деятельности.
Какова особенность рассказов этой писательницы?
Доброта, чуткость, внимательность.
Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.
Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?
Ответы учащихся.
Прием-чтение с остановками.
Умение искать информацию, систематизировать её в идее логической схемы.
Вопрос.
− Почему мама тянула Алёшу?
Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом кому принадлежат слова. Приготовьтесь к инсценированию.
Ответы учащихся.
Тонкие и толстые вопросы.
Ромашка Блума.
Подготовка к инсценированию.
Получение новой информации, умение много и хорошо говорить, развитие мыслительной деятельности.. Воспитание ответственности не только за себя, но и за других.
Каких персонажей вам предстоит разыграть?
Папу, маму, сына.
Инсценирование фрагмента.
Выясним, как оправдались наши предположения.
Вопросы.
− Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?
− Отчего папины глаза смотрели грустно?
− Понял ли Алёша, что такое «командировка»?
− А как вы думаете сколько лет Алеше?
− Почему?
− А почему длинная командировка − это беда?
Ответы учащихся.
Работа в командах.
Получение новой информации, эмоциональное развитие.
− Как связана эта пословица с нашим выводом?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Коллективная работа.
Умение анализировать, делать выводы.
− А что же понял Алёша по-вашему?
− Какой наказ дал отец сыну?
− А понял ли этот наказ сын?
− Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?
− Зачем писательница использует однокоренные глаголы?
− Как оправдались наши предположения?
− А как в дальнейшем будут развиваться события? Читаем, страница 60-61.
Вопросы:
− Как поменялось настроение Алеши?
− Что хотелось сказать ему маме?
− Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?
− А почему она заснула?
− Отчего Алеше стало страшно?
− Почему он вдруг раздумал плакать?
Ответы учащихся.
Работа в командах.
Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать цепочку рассуждений, выделять главное.
− Какие черты характера он проявил? Докажите.
− Верно, ли поступает мальчик?
− Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?
− Отчего мама улыбалась во сне?
Ответы учащихся.
Коллективная работа.
Умения высказывать предположения, аргументировать свой ответ.
РЕФЛЕКСИЯ
1. Организовать осмысление полученной информации.
2. Организовать обмен мнениями по изученной проблеме.
3. Побуждать учащихся к расширению информационного поля.
4. Организовать самооценку усвоения знаний по теме.
Слайд 8.
Какова главная мысль рассказа?
2008 год Президент РФ объявил годом семьи, как вы думаете почему?
Вопросы для команд.
1 команде.
Чему научил вас этот рассказ?
2 команде.
Как вы думаете, каким человеком вырастет Алеша?
3 команде.
Почему рассказ назван «Трудный вечер»?
Ответы учащихся.
Творческие вопросы.
Работа в командах.
Умение выделять главное.
Слайд10.
Составьте синквейны на тему:
1 команде «Сын»;
2 команде «Отец»;
3 команде «Мама»;
всем командам «Семья».
1 команда. «Сын»
Чуткий, догадливый.
Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.
Красив тот, кто красиво поступает.
Умник.
2 команда. «Папа»
Умный, добрый.
Уезжает, заботится, грустит.
Своя семья – самые верные друзья.
Друг.
3 команда. «Мама»
Усталая, заботливая.
Тянула, согрела, заснула.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнышко.
Все. «Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.
Синквейн.
Умение оценивать самого себя, сознаваться в том, что получается или не получается. Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Закрепить полученные знания по произведению Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Предоставить возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого.
Слайд11.
I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?»
Используйте:
1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Собственный жизненный опыт.
3. Справочную, энциклопедическую литературу.
Или
II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60.
Дифференцированные задания по выбору учащихся.
Эссе (сочинение-размышление).
Ответы на вопросы.
Работа с дополнительной литературой.
Умение работать с дополнительной литературой, добывать знания самостоятельно, выделять главное, существенное.
Заместитель руководителя ОО Зуева И.М. /___________________/
Приложение 6.
Лист содержательной оценки достижений учащихся __1________ класса МОУ Сосновской основной общеобразовательной школы
Тема: __Письменная нумерация чисел в пределах 10. __________________________________________________
№
Ф.И.
Умение 1
Умение 2
Умение 3
Умение 4
Умение 5
Итог
Счёт в прямом и обратном порядке в пределах десятка.
Соотнесение числа цифры
Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 10.
Получение числа прибавлением1 к предыдущему числу
Уметь сравнивать числа первого десятка
1.
1
+
-
+
+
-
3 (средний)
2.
2
+
+
+
+
+
5 (высокий)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ