Конспект урока для 4 класса "Россия – страна лесов"

МКУ «Атагайская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение Шипицинская начальная школа







Урок по окружающему миру в 4 классе



ТЕМА

«Россия – страна лесов»











Составил:

Учитель начальных классов

Ляшенко Ирина Викторовна















Цель: 1.сформировать у обучающихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, частями зоны лесов (тайга, смешанный и широколиственный лес), познакомить с растительным и животным миром. Обратить внимание на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом, схемами, картами, устанавливать зависимость между неживой и живой природой.

3. Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её сохранение.



Ход урока.

  1. Мотивация:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их, поздороваемся друг с другом, с нашей планетой Земля.



Широко раскинулся на карте нашей страны «зелёный океан». Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Это одно из замечательных богатств , которыми наделена наша Родина.



- О каком «зеленом океане» идет речь?

Правильно. Так что же сегодня будет являться темой нашего урока?

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чутким,

Не оскверняй его святынь

2. Актуализация опорных знаний.

--Посмотрите на карту «Природные зоны России» (стр 107). Каким цветом показана зона лесов?

- Где находится зона лесов относительно зоны тундры.

- Какая она по площади в сравнении с другими зонами?

Перед вами лежат карточки. Разделите их на две группы.(работа в парах) .

(На карточках написаны названия животных тундры и леса)

Объясните свой выбор.

  1. Работа над новым материалом:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в зону лесов. Цель нашего путешествия – знакомство с растительным и животным миром лесной зоны. Прежде чем отправиться в путь, мы должны рассчитать свои силы.

Перед вами лежит листок самооценки, заполните его.

Как я буду работать на уроке:

Быстро, правильно, самостоятельно.

Правильно, но неуверенно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.

Для начала путешествия нам необходимо вспомнить причины и следствия природных явлений.

ПРИЧИНЫ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ → СЛЕДСТВИЕ

Тепло, ветер, вода → климат

Климат → почвы

Климат, почвы → растительность

Растительность → животный мир

Климат, почвы, растительность, животный мир → природная зона

(Чтение текста стр 127 -128)

Назовите отличительные особенности зоны лесов. (Достаточное оттаивание почвы, достаточно тепла и влаги, верхний слой плодородный, растут деревья, кустарники, травы)



Зона лесов находится в умеренном поясе. В ней ярко выражены 4 времени года.

Попробуем мысленно перенестись из тундры на самолете над зоной лесов. Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками из сосны, елей, лиственницы. И вот мы в зоне лесов.

- О каких видах леса вы знаете?(На доске топографические знаки «хвойный лес», «смешанный лес», « лиственный лес»)

- В соответствии с условными знаками покажите части лесной зоны на карте.

ФИЗМИНУТКА

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, и помахали,

Это так птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложим назад.

Работа в группах.

Люди каких профессий нужны для более подробного изучения зоны лесов? (ботаники, зоологи, экологи)

Класс делится на группы.

- В течении 5 минут приготовить сообщение и поделиться полученными знаниями. (Во время подготовки звучит фонограмма со звуками леса)

- Слово ботаникам.

Давайте сравним лесные подстилки в лесах. Поясните, лиственные или хвойные деревья способствуют накоплению перегноя в лесной почве. (лиственные). А на что оказывает влияние количество перегноя? (на растительность). А растительность?

- Слово зоологам

4.Закрепление новых знаний

Все сказанное нашими «учеными» мы должны отобразить в данной таблице :

а) (Фронтальная работа. Заполнение схемы «Леса России». )


( Сосна, ель, лиственница, пихта, кедр, береза, осина, ольха, ива, черемуха, клен, ясень, бук, вяз, дуб, липа, амурский бархат, лимонник, маньчжурский орех, дикий виноград, орешник-лещина, бересклет, калина, крушина.

Лось, заяц, белка, бурундук, рысь, куница, соболь, бурый медведь, зубр, косуля, волк, куница, ёж, крот, кабан, землеройка, тетерев, дрозд, иволга, мухоловка, бобр, амурский тигр. )


ФИЗМИНУТКА

А сейчас закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу. Прислушайтесь к звукам леса. (фонограмма)

Только в лес мы вошли –

Появились комары.

Дальше по лесу идем –

Перед нами водоем.

Раз, два, раз, два –

Позади теперь вода.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Бережно его берем

И назад в гнездо кладем.

б)Работа в парах: Составить цепи питания животных:

А) кедр - _____________ - куница

Б) дуб - ________________ - лиса

В) дуб - ________________ -волк

в) ( Фронтальная работа с использованием информационного поля)

- Какова роль леса в природе и жизни человека?

«Лёгкие» нашей планеты

Источник древесины

Источник топлива

Дом для грибов, растений, животных

Аптека

Источник пищи

Незаконная охота (лишнее) Почему?

Это проблема экологическая

- Слово экологам.

(вырубка леса, неумеренная охота и браконьерство)



г) Работа в парах:

В сказке Антуана де Сэнт – Экзюпери маленький принц говорил: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Составьте , пожалуйста, правила поведения в лесу.

(не оставлять мусор, не разводить костры, не ломать деревья, не рвать цветы, не шуметь, не разорять гнезд, и т. д.)



5.Рефлексия.

Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Мы, хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах , горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Наше путешествие подошло к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

А теперь оцените свою работу на уроке .

Как я работал на уроке.

Быстро, правильно, самостоятельно.

Правильно, но неуверенно.

Правильно, но с помощью других.

Быстро, но неправильно.



Оправдались ли ваши предположения? Довольны ли вы своей работой?













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ