Конспект урока для 3 класса "В гармонии с природой"

Урок по самопознанию в 3 классе.

Тема: « В гармонии с природой».

Цель: 1. Расширять представление о взаимодействии человека и природы.

2. Углубить представление учащихся о ценности природы для человека.

Задачи: 1. Раскрыть сущности взаимозависимости человека и природы.

2. Развивать эмоционально-чувственное восприятие природы.

3. Воспитывать любовь к родному краю, природе, заботливое и бережное отношение к природе.

Ход урока:

  1. Круг радости.

- Сегодня такой яркий, солнечный день, что очень хочется сказать, давайте встанем у доски в полукруг и проговорим слова, которые вы видите на доске: (слайд 2)

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, вольный ветерок!

-Здравствуй, маленький дубок!

- Мы живем в краю родном

- Всех я здесь приветствую!

- Молодцы, садитесь.

- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(- О природе, красоте, о родном крае…)

- Верно.

- Тема нашего урока: «В гармонии с природой». (слайд 3)




II. Минутка тишины. (на фоне «Вальса цветов» П.И.Чайковского)

- А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, прислушайтесь.

- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест листьев. Это музыка, музыка природы, музыка жизни. Умей слушать ее, умей наслаждаться ею…


III. Цитата урока.

- Цитатой урока, я предлагаю взять слова Сергея Викулова: (слайд 4)

Три клада у природы есть: вода,

Земля и воздух – три ее основы

Какая бы ни грянула беда –

Целы они – все возродится снова.


- Скажите, какой смысл заключен в этих словах?

(- Без воды, земли, воздуха нет жизни, если они есть – жизнь продолжается.)

IV. Беседа.

- Кому нужна вода?

(-Растениям, животным, человеку…)

- А человек - это кто?

(- Человек – часть природы.)

- Человек – часть природы, а в природе все взаимосвязано, гармонично.

- А что такое гармония?

( - Что-то красивое…)

- Посмотрите на слайд и давайте прочтем, что же означает это слово? (слайд 5)


- Гармония – это согласованность, взаимодействие с чем-либо.

- Посмотрите какое емкое, большое слово.

- Скажите, умеем ли мы с вами взаимодействовать с природой, жить

в гармонии с ней?

(- Да умеем…)

- А в чем заключается наше взаимодействие с природой?

(- Мы ее любим, наслаждаемся, любуемся, радуемся…)

- Посмотрите на фотографии нашего края, какие чувства у вас вызывают пейзажи родной природы?

(- Горжусь, спокойно, хочется туда попасть,…) (слайд 6)

- А какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим

слово ПРИРОДА?






- Давайте посмотрим на слайд. А вы называйте. (слайд 7)

(- Красный – ягода земляника, желтый – желтые нарциссы,

зеленый – зеленый лес летом , голубой – голубое небо, синий –синее море,

фиолетовый – фиолетовые цветы)


ПРИРОДА

Голубое Фиолетовые цветы

небо

Желтое Красные Синяя

солнце тюльпаны туча


- Посмотрите, какое многоцветие мы видим в природе.

- Что оно вам напоминает?

(- Многоцветную радугу…)

- Какие чувства вызывают у вас эти картины природы?

(-Восхищение, красоту, хочется попробовать, понюхать…)


V. Работа со стихотворением. (слайд 8)

- Для поэтов, художников природа – неиссякаемый источник

вдохновения. И многие стихи, музыка, художественные произведения

родились благодаря природе.


- Нашего риддерского поэта Михаила Немцева вдохновило великолепие

Ивановского

белка Алтайских гор, и он написал такие строчки, я вам их прочту,

а вы можете следить по слайду или по карточке: (слайд 9)


Ивановский белок

Пронизан солнечным лучом Летучей, радужной листвой

Торжественно высок Осыпан синий склон.

Блестит пасхальным куличом Еще не осень, но кругом

Ивановский белок Прозрачен тихий лес.

Глазурью белой, снеговой И над Ивановским белком

Слегка припорошен, Пасхальных красок блеск!

Михаил Немцев

- Скажите, каким настроением проникнуто стихотворение?

(- Добрым, торжественным…)

- Что помогает поэту передать эти чувства?

(- Красота, окружающий лес, белоснежные вершины на фоне зеленых лесов… )

- Назовите, какие слова помогают в этом убедиться?

(- Торжественно, блестит, пасхальным куличом, глазурью белой, радужной листвой, прозрачен тихий лес, красок блеск...)

- Что стало истинным вдохновением для поэта?

(- Его вдохновила природа…)

- А что такое вдохновение?

(- Что-то новое …)

- Вдохновение – новый вдох, это творческий подъем, прилив творческих сил у человека.



VI. Работа с картинами. (слайд 10)

- Художница нашего города Марина Францевна Петрачкова

вдохновленная стихотворением М. Немцева написала картину,

на которой изобразила тоже Ивановский белок, рассмотрите ее.

- Какие чувства у вас вызвала эта картина?

(- Яркие, добрые, спокойные…)

- Какие краски использует художница, назовите?

(- Синие, белые, зеленоватые, радужные…)

- Посмотрите на другие пейзажи нашего края Петрачковой. (слайд 11)

- Что явилось истинным вдохновением художницы для написания этой

картины?

(- Ее вдохновила природа нашего края, красота белоснежных вершин, …)





- Итак, красота окружающего мира радует и вдохновляет человека, помогает ему наслаждаться жизнью. Каждому человеку нужно научиться видеть истинную красоту природы, бережно и с любовью относиться к ней.

- Жить в гармонии с природой – это значит понимать ее, ценить и беречь.


VII. Творим в тетради. (работа в группе).

- Скажите, а всегда ли человек может жить в гармонии с природой. Попытаемся ответить на этот вопрос, выполнив задание в группах. (Задание на карточках на столах у учащихся). (См. приложение 1)

- В каждой группе по 5 человек, групп будет три, прошу объединиться

в группы и приступить к заданию по карточкам, которые лежат перед вами на столах. Время на работу дается 10 минут.

- Итак, всегда ли человек живет в гармонии с природой?

Открыли учебники и следим (чтение текста учебника с. 83 «Плач поля»)

- Опишите, каким бывает отношение человека к природе? (слайд 12)

( - Человек собирает целые охапки цветов – они плачут, затем он их выбрасывает.

- Человек выбрасывает в реки, ручьи мусор, от чего они становятся мутными, грязными.

-Человек убивает птиц.)

- Послушаем ребят 2 группы. Прежде чем вы ответите на вопрос, почему море плачет, я вам прочту стихотворение Валентина Ковда «Плач Аральского моря», текст стихотворения есть у вас на столах. (Приложение 2)

- Итак, почему, плачет море? (слайд 12)

(- Люди обирали море:

1. Высохли реки, которые питали море – они превратились в пустыню.

2. Вымерли рыбы, звери ушли.

3. Берега покрылись солью – море омертвело).

- Люди нарушили гармонию, равновесие в природе, что привело к экологической катастрофе.

Обратите свое внимание на слайд. (слайд 12)

- А теперь мы заслушаем 3 группу, они составили правила бережного отношения к природе.

(-Как уберечь природу. (слайд 12)

1. Не рвать цветы охапками.

2. Не разорять гнезда, норы.

3. Не ловить птиц, зверей, не приносить их домой.

4. Не засорять леса, поля.

5. По лесу передвигаться тихо.

6. Не разжигать костры.)

- Какой мы вами сделаем вывод из вышесказанного?

(- Не нарушать гармонию в природе…)

- А почему? Кто пострадает первым, если мы нарушим взаимодействие?

(- Человек…)

- Скажите, а как нужно относиться к природе?

(- Гармонично, бережно, заботливо…)

- И тогда, какой будет наша планета? (слайд 13)

(-Чистой, красивой, приятной…)

- Посмотрите, как выглядит наша планета, на фотографии,

сделанной из космоса, вам нравится?

( - Да…)

- Хотелось бы вам что-то добавить?


VIII. Творческое задание: составление коллажа.

- Давайте мы с вами создадим такую планету, в которой будет все гармонично, все будут жить дружно: и звери, и насекомые, растения и человек, который как мы уже с вами поняли, имеет огромное значение в природе.

- У вас на столах лежат фигурки животных и растений, объекты природы. Возьмите то, что хотите и украсьте нашу планету, помещенную на доску.

1 группа – фигурки животных.

2 группа – фигурки растений.

3 группа – объекты природы: солнце, радуга, облака.

- Посмотрите, какая наша планете красивая и все в ней гармонично, все друг с другом взаимодействуют. Хотели бы вы жить на такой планете?

(- Да…)


IX. Круг «От сердца к сердцу» (слайд 14)

- А теперь остановитесь у доски, давайте возьмемся за руки, хором произнесем слова, помещенные на доске, стараясь передать свои чувства:

Мы любим наш солнечный мир

Степей размашистую ширь,

Уют садов и тень лесов,

И волю пашен и лугов.

Немного нам для жизни надо,

А красота родной земли –

Для нас всегда награда.

- И по окончании нашего урока мы исполним песню …

Лес открыл для всех ворота настежь

Лег припас для всех свои цветы

Все вокруг поет тебе о счастье

Если сам, если сам, если сам ты полон доброты

Прыгают кузнечики по стежке

Ласточки кружат над головой

Бабочка пригрелась на ладошке

Все они, все они, все они хотят дружить с тобой

Солнышко сияет в поднебесье

Ласковой улыбкой с высоты

Каждый день тебе подарит песню

Если сам, если сам, если сам ты полон доброты.














Приложение 1.

Карточки с заданием для групп.

1 группа – работает по учебнику стр. 83 с текстом «Плач поля», прочитать и описать каким бывает отношение человека к природе, используя незаконченные фразы:

- Человек собирает целые охапки цветов…, затем…

- Человек выбрасывает в реки, ручьи мусор, от чего они становятся мутными, грязными …

- Человек убивает птиц …

2 группа – работа со стихотворением «Плач Аральского моря», ответить на вопрос: «Почему плачет море

3 группа – составить правила бережного отношения к природе.


Приложение 2.

Плач Аральского моря.


Я – большое Аральское море,

Нет ни лодок во мне, ни сетей

Сколько лет в этом гиблом просторе

Я кормило и рыб, и людей.

И не люди ль меня обобрали –

Для цветенья окрестной Земли

Реки те, что издревле питали.

Милосердно себе отвели

Неужели душа не застынет,

Этот берег, узрев неживой

На меня наступает пустыня

Красноватой жестокой травой

Люди, милые, плохо, мне, плохо!

Вам ведь не было друга верней.

Нужен рис вам, пшеница и хлопок?

Только я вам, быть может, нужней

Нестерпимо пустыни давленье –

Так на шее давленье петли.

Но пустеют и ваши селенья,

Рыбы умерли, звери ушли

Засолились пречистые воды,

Сохну, сохну я день ото дня.

Ваши баржи, ладьи, пароходы

Проржавели в песках без меня.

Вы прислушайтесь: плачу от боли –

Эту боль будут помнить в веках.

Посмотрите на скопища соли

На недавних моих берегах.

Люди. Люди. Не в вашей ли власти

Посчитаться с судьбою моей?

Вам ведь тоже хватало несчастья –

Но еще не теряли морей!

Помогите же мне! Помогите!

Стон услышьте! Увидьте слезу!

Сохраните меня! Сохраните!

Я вам пользу еще принесу!



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ