конспект урока на тему "Времена года. Зима: покой природы"
Окружающий мир. Урок – путешествие
Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)
Цели:
Дидактическая:
- создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий
Предметные:
- повторить (сезонные) зимние явления природы;
- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;
Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма песни, музыки и голосов птиц, карточки и конверты с заданиями, картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний и закрепление материала
II. Итог урока. Рефлексия .
Орг. момент
- Сегодня на уроке мы не одни, у нас гости. Повернулись, улыбнулись - пусть за окном мороз и холод, а у нас в классе тепло и уютно от улыбок, … и обратно развернулись.
- Мы отправляемся в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться!
Муз. 1(ветер вьюга)
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —и что теперь настало?..(зима)
Слайд 1
Да, сегодня мы отправимся к зиме, открывать её секреты и тайны, вспомним признаки зимы, и как к ней приспосабливаются растения и животные.
Вспомним её месяцы:
- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
- Этот месяц году начало, зиме середина (январь)
- А этот месяц лютый: спрашивает как обутый. У него 2 друга – метель да вьюга. (Февраль)
Посмотрите вокруг, по каким признакам определить, что наступила зима? (1 3 4 5)
(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом и т.д.)
Слайд 2
- становится холоднее
- небо чаще покрыто облаками
- осадки выпадают в виде снега
- водоёмы покрываются льдом
- дни становятся короче, а ночи длиннее
- С чем связано общее похолодание зимой?
(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
- Осадки в виде снега, водоёмы покрыты льдом…
- Давайте определим, чем отличаются снег и лёд, работать будем в парах- на столе листы-схемы) ( 1 3 4)
Соедините слова линиями.
снег
рыхлый
белый
твёрдый
сыпучий
лёд хрупкий
бесцветный
легче воды
прозрачный
Обсуждение в классе….
- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского .
Летят снежные пушинки.
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
- Что узнали про снежинки? (как образуются, 6 лучей, нет одинаковых, когда образуют хлопья)
Работа в парах. (Сиреневый конверт). (4 5 6)
- Найдите правильные снежинки.
(шаблоны в конверте)
Поднимите свои снежинки над головой, давайте покажем как они спускаются на землю….
Физминутка (муз. 2 вальс снежинок)
Как много снега выпало…Можно и погулять!
- Посмотрите на доску -какую одежду нам наденем в такую погоду? (на доске картинки)
- Во что мы поиграем на улице зимой? ( ……..)
- Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие из них включены в программу зимних олимпийских игр?
Ну, что ж к путешествию готовы! Молодцы!
Вот вам от зимы первый снежок!
Закройте глаза идём дальше……
Слайд 3
Открываем глаза…Мы попали в лес…
Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.
- Что вы видите? (Ответы детей)
- Расскажите, как живут деревья и растений зимой?
- Какие деревья не сбрасывают листву, почему? (иголки покрыты воском и им не страшен мороз)
Слайд 4
- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)
- А какую роль играет снег в жизни растений?
- Да, именно зимой все растения находятся в состоянии покоя или зимнего сна. Всю осень они накапливали питательные вещества в корнях, клубнях, древесине. Зимой растения отдыхают, укутавшись снежным одеялом. Под снегом намного им теплее и поэтому растениям не страшны холода. Недаром в народе говорится «Много снега – много хлеба». Поэтому нельзя вытаптывать снег около стволов деревьев, сгребать его с газонов, клумб, грядок.
- Итак, какой вывод можно сделать, что происходит с растениями зимой?
Молодцы! А вот и награда от зимы - второй снежок!
Можно идти дальше!
Закройте глаза….. И мы оказались…
(ТОЛЬКО СЛЕДЫ):
Слайд 5
В гостях у животных!
- А как меняется жизнь домашних и диких животных с приходом зимы? (за домашними ухаживают люди, а диким холодно и голодно)
- Посмотрите сколько следов….. Кто здесь прошёл? (5 2)
- Посмотрите на первый след послушайте и отгадайте - кто это?
1.Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. Кто это? (щелчок на слайде - медведь)
Расскажите по плану (у вас на столах)
Название животного.
Как готовится к зиме.
Чем питается зимой.
Как прячется от стужи.
Медведь спокойно спит в берлоге всю зиму. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды ягод. Любимое лакомство – мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. Если услышит шум у берлоги- просыпается и вылезает наружу. Такой медведь уже до конца зимы бродит по лесу.
- Они очень опасны, потому что голодные и могут напасть даже на людей.
- А кого называют шатуном?
2. - Чей следующий след, послушайте-
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать (щелчок на слайде- белка )
Рассказ по плану.
К зиме белка утепляет своё гнездо мхом, травой, потому что когда очень холодно, белки по лесу не прыгают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает запасы. Какие? (орехи, грибы, шишки) Зимний мех у белки мягкий и пушистый, а летний более редкий и короткий. Её окраска: летом рыжая, а зимой серая, брюшко белое.
3. Посмотрите на следующий след и отгадайте загадку:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый ... (щелчок на слайде-волк)
- Расскажите о волке по плану.
4. Следующий след:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (щелчок на слайде -заяц )
Рассказ по плану
Заяц легко передвигается по снегу. Его спасает белая тёплая шубка под цвет снега. Даже ноги его к зиме обрастают шерстью, ноги становятся шире, как будто беляк надел лыжи. Чем же они питаются? Зимой он питается корой молодых деревьев. К сожалению, у зайцев много врагов: охотники, волки, лисы, орлы, совы и даже рыси.
5. Следующий след-
Вырыла норку - и в норке живёт
Бусинки глазки, малышка.
Спелое зёрнышко в норке жуёт
Серая-серая ...(Мышка-щелчок на слайде)
Рассказ по плану
- Кого боятся мыши больше всего? (лису)
-Ребята, а это чей след? (кабан-щелчок)
- А следы каких животных мы очень редко или совсем не увидим зимой?
(тех, которые спят: медведи, ежи, летучие мыши, змеи,…и т.д.)
Слайд 6
- Верно. Сюда же можно добавить сурков, сусликов, барсуков, бурундуков.
-А что же делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой?
Лесники подкармливают животных, оставляя сено, срубленные молодые осинки. Если мало в лесу еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха.
- Какой вывод можно сделать, как живётся животным зимой?
- Молодцы! Получите от зимы ещё снежок-третий!
Давайте немножко отдохнём вместе с белками и зайцами…
Физминутка (муз.3 под песню «Пляшут белки, пляшут зайцы»)
Закрыли глаза….Прислушайтесь…. (фонограмма «Голоса птиц» 3)
Что вы слышите? (голоса птиц)
И мы оказались в гостях …У птиц
Слайд 7
- Что вы о них можете рассказать? (бывают перелётные, осёдлые и кочевые)
-Как называют птиц, которые никогда не улетают с насиженных мест и т. д.
Работа в группах – выполнив задание, вы узнаете почему птицы улетают на зиму (3 4 5 6 1 2 3 4)
- Возьмите голубой конверт, выберите из списка лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос. (буквы на магнитах)
1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка.
2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь.
3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь.
4 гр. Медведь, олень, барсук, еж.
5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель.
- Итак, почему же улетают птицы на юг?
Вот письмо издалека заграничное…
Слайд 8
«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку»
- Как живётся нашим птицам на чужбине?
- Кукует ли кукушка?
- Вьют ли гнёзда?
- А какие птицы улетают от нас в тёплые края? (утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, ласточки, дрозды, жаворонки, чибисы, зяблики, иволги, аисты и цапли).
Слайд 9
- А какие птицы остаются зимовать? (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки.)
Слайд 10
Их называют осёдлыми
- Как мы им можем помочь?
- Какие птицы прилетают к нам на зимовку? (чечетки, свиристели, клесты, снегири, белая сова, белая куропатка)
Слайд 11
- А этих птиц называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера… Для них наша средняя полоса как будто юг.
Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. (инсценировка)
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, птица оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
— Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой — на обыкновенной!
Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
- Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»?
- О чем беседовала с ними Сорока?
- Чем понравились гостям наши края? (снег поменьше, вьюга поласковей)
- Что понравилось Свиристели? (Рябина).
- А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться).
- Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).
- Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается).
- Почему сорока не полетела в жаркие страны? ( куцые крулья)
- Какие птицы выводят у нас зимой птенцов? (клесты)(слайд 16)
- Вьют ли наши птицы гнёзда в тёплых краях?
- Какой вывод можно сделать о жизни птиц зимой?
-Молодцы! Получите от зимы ещё один снежок-четвёртый!
Прощаемся с птицами, не будем им мешать и идём дальше…
Слайд 12
Посмотрите, что это? (избушка лесника….)
Давайте зайдём!
Слайд 13
Знакомьтесь! Сторож леса! «Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете и о животных, и о птицах. А вот какие зимние праздники вы знаете? »
- Ребята, а какие зимние праздники вы знаете по народному календарю?
(Сообщения детей)
7 декабря Катерина - санница
Первое катание на санях — Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.
1 января - День памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси. Хоть умри, а со своей земли не сходи.
7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО
Рождество Христово - это один из главных праздников христианского мира (православных и католиков). Праздник радостный, светлый, с торжественными богослужениями в церквях и храмах Символы Рождества говорят людям о великой радости - рождении Христа. Рождество отмечают все христиане, но католики празднуют его 25 декабря, а православные - 7 января.
- А пословицы и приметы знаете?
Работа в группах –желтый конверт Надо собрать приметы и поговорки, чтобы быстрее вернуться назад…( 5 6 34)
1. Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.
2. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
3. Воробьи дружно чирикают — к теплу.
4. Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели.
5. Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу.
6. Если в зимнее время лес шумит — это значит, что вскоре будет оттепель.
- Молодцы!!!! Знаете очень хорошо!
И чтобы вернуться назад сторож леса предлагает нам пострелять в «Тире»
- Будьте внимательны, отвечайте быстро вам нужно будет вспомнить и то, и если попали в цель правильным ответом- зелёный круг, не попали (ответ неверный) – красный.
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
- Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
- Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит)
- Каких зверей зовут шатунами? (медведя)
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было ему лет? (годичные кольца)
- Молодцы! Все выстрелы в цель! (Если есть красный круг - значит надо повторить…не знаем или не запомнили)
(1231)
- Итак, жизнь растений замирает, животным и птицам тоже не сладко приходится, можно ли сказать, что зима-это покой природы?
- Предположите, что было бы если б не было зимы?
- Что было интересного сегодня в путешествии?
- Что у вас получилось лучше всего?
- Зима дарит вам последний снежок! И давайте посмотрим, что же она хотела вам сказать! (переворачиваю снежки) С новым годом!
(231)
- А теперь нам понадобятся снежинки, которые вы выбрали в начале урока - если вам понравилось сегодня на уроке, то прикрепите около ёлочки (символ Нового года) снежинку так, чтобы получился снегопад, если нет – то под ёлочку так, чтобы получился внизу сугроб. (музыка 5 вальс Амели)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ