Рабочая программа элективного учебного предмета «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы. Обучение сочинению-рассуждению» на 2014 – 2015 учебный год Класс: 11
муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«мухамедьрОВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» на заседании МО
Протокол заседания методического
объединения учителей гуманитарного цикла
от_____________2014 г. №______
Руководитель ШМО
_________________Ж.К.Салихова
«Согласовано»
Зам. директора по УВР: ___________М.А.Бикбулатова
«___» ____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Мухамедьяровская СОШ»
______________/Абдуллина А.У./
Приказ № ______от ___________2014г.
Рабочая программа элективного учебного предмета
«Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы.
Обучение сочинению-рассуждению»
на 2014 – 2015 учебный год
Класс: 11
Учитель: Фаизова Дина Акрамовна
2014год
Пояснительная записка
Структура программы:
Программа включает:
- пояснительную записку;
- содержание программы;
- технологию организации учебного процесса;
- формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения элективного курса;
- список литературы.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Предлагаемая программа элективного учебного предмета «Обучение сочинению-рассуждению» будет полезена не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы.
Цели элективного учебного предмета:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи элективного учебного предмета:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации учебного процесса по элективному учебному предмету:
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
Методическая часть
Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Формы итогового контроля по освоению элективного учебного предмета и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»).
Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Форма проведения
Модуль I.
1.
Композиция сочинения – рассуждения.
1
Лекция
2.
Текст и его строение. Признаки текста. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
3.
Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь. Способы связи предложений в тексте.
1
Практикум
4.
Смысловая цельность и композиционная стройность - обязательные признаки текста.
1
Лекция
5.
Абзац. Абзацное членение текста. Последовательное расположение частей текста.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
6.
Логичность - признак текста. Типы логических ошибок. Работа по предупреждению логических ошибок.
1
Практикум
7.
Тематика и проблематика текста. Название - ключ к пониманию текста.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
8.
Типы речи. Рассуждение.
1
Практикум
9.
Стили русской речи. Книжные и разговорный стили речи.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
10.
Анализ текста. Работа с основной мыслью текста- рассуждения
1
Практикум
11.
Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса).
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
12.
Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста.
1
Практикум
13.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки, использование их в речи.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
14.
Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
15.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа. Нормы согласования в предложении. Нормы управления.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
16.
Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения.
1
Лекция
17.
Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ (К1).
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
18.
Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ (К2).
1
Практикум
19.
Жанр сочинения-рассуждения (рецензия, эссе, отзыв): общее и различное.
1
Лекция
20.
Отражение позиции автора ИТ (К3). Как выявить позицию автора?
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
21.
Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении (К4).
1
Практикум
22.
Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения (К5).
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
23.
Как начать сочинение.
1
Практикум.
24.
Как закончить сочинение.
1
Практикум.
25.
Точность, богатство и выразительность речи . Как работать над точностью и выразительностью речи.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
26.
Соблюдение орфографических норм. Работа по предупреждению орфографических ошибок.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
27.
Соблюдение пунктуационных норм. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
28.
Соблюдение языковых норм. Работа по предупреждению грамматических ошибок.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
29.
Соблюдение речевых норм. Работа по предупреждению речевых ошибок.
1
Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности
Модуль II.
30.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
1
Практикум.
31.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.
1
Практикум.
32.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля.
1
Практикум.
33.
Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ.
1
Практикум.
34.
Анализ сочинений-рассуждений по ИТ.
1
Практикум
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ