Беседа о перелетных птицах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН









КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:



«Беседа о перелетных птицах»





(старшая группа)









Яловая Вера Ивановна

воспитатель МДОУ детский сад

комбинированного вида №1











станица Ленинградская







Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе:



Тема: Беседа о перелетных птицах

Программные задачи: Формировать представление о зимующих и

перелетных птицах

Закрепить умение находить и узнавать перелетных

птиц

Систематизировать представления и знания о

перелетных птицах

Учить правильно взаимодействовать с окружающим

миром: вести себя так, чтобы не нанести вред

природе

Учить делать выводы о том, как человек может беречь природу




Воспитатель. Дети, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно. По поверьям, весну приносят на своих крылышках птицы. Издавна на Руси отмечали прилёт птиц, как праздник. Как и любой праздник, он не обходился без угощения. Вот и я сегодня затеяла печь печенье необычное: фигурки из теста должны быть похожи на птичек: жаворонков, куликов, грачиков. В старину такое печенье раздавали детям, и те на восходе солнца влезали на крыши изб, амбаров, бань - закликать весну. Подбрасывали вверх сдобных птичек и пели:

Выходи, народ,

Становись у ворот —

Весну закликать,

Перелётных птиц встречать!



Воспитатель. Хотите вместе со мной слепить из теста таких птичек?

Дети лепят фигурки птиц, раскладывают их на противне. Затем уносят

их на кухню.



Воспитатель. Ну, вот и работа сладилась. А теперь можно поиграть и позабавиться: делу время — потехе час.

Проводится русская народная игра «Веснянка».



Проводится хоровод «Веснянка»:


Стало ясно солнышко припекать (4 раза) дети, взявшись за руки, водят

Землю словно золотом заливать (2 раза) хоровод


Громче стали голуби ворковать (2 раза) дети меняют направление

Журавли вернулись к нам опять (2 раза) хоровода


А в лесу подснежники – расцвели (2 раза) дети идут в круг, взявшись

за руки, поднимая их вверх,


Много света вешнего у земли (2 раза) поклонившись, возвращаются в

хоровод


Ой, ты ясно солнышко посвети (2 раза) дети «тянут» руки к солнышку


Хлеба земля-матушка уроди (2 раза) дети делают поклон земле с

плавным взмахом руки

Звучит фонограмма пения птиц.

Воспитатель приглашает детей на весеннюю полянку в лес.



Воспитатель. Ребята, каких перелётных птиц вы знаете? Назовите насекомоядных птиц. Почему они так называются? Назовите водоплавающих перелётных птиц. Почему они так называются? Ребята, а какие птицы первыми прилетают из тёплых краёв?

Дети. Грачи.

Воспитатель. Правильно. Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов, и, пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Из чего грачи строят свои дома?

Дети. Из палочек и веток высоко на деревьях.

Воспитатель. Грач приносит особую весть о весне. В грачином крике смысл великий: наши предки выходили на пригорок и пристально смотрели на птичьи стаи. Если грачи быстро пролетали над полем, будто сила их недобрая гнала прочь, то печалились старые люди: не к добру это, затяжные дожди придут на поля. А если грачи шумно и неторопливо летят к своим гнёздам - то весна будет дружная. Ребята, а какие пословицы о грачах вы знаете?

Дети. Грач зиму прогоняет.Если грач на горе, то весна во дворе.

Воспитатель. Ребята, а какие птицы прилетают в апреле?

Дети. Гуси, утки, журавли, жаворонки, скворцы, трясогузки.

Воспитатель. Какую птицу и почему называют ледоломкой?

Дети. Трясогузку. Она прилетает в начале ледохода. Бегает по берегу реки, хвостиком качает, трясёт, по льду им стучит, будто сломать его хочет.

Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о жизни жаворонков?

Дети. Поют высоко в небе, а домик — гнездо строят на земле из прошлогодней травы и перьинок.

Эта птица славит победу тепла над стужей.

На Руси величали пташек и закликали весну на пригорках:

Жаворонки, прилетите к нам,

Красно летечко принесите нам.



Игра «Жаворонок»



В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдёт, Будет весел целый год!

Жаворонок звенит колокольчиком, бегает по кругу. Бегает за кругом, Звенит колокольчиком. Дети закрывают глаза, жаворонок прячет колокольчик за чью-либо спину. Тот, кто нашёл колокольчик, становится жаворонком. Впоследствии колокольчик прячется в любом месте комнаты.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку:

На шесте — дворец

Во дворце - певец,

А зовут его...

Дети. Скворец!

Воспитатель. Правильно. А что вы знаете о жизни скворцов?

Дети. Весной скворцы выдёргивают из пластов земли дождевых червей и жуков, поэтому клюв у них тонкий и острый. Когда они выкармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 300 раз. Скворец ещё и пересмешник. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песни, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек и даже скрип тележного колеса.

Звучит запись песни скворца.

Выходят Серёжа и Кузьма


Кузьма. Мы - два друга-столяра, Он — Серёжа, я - Кузьма

Серёжа. За работу нам пора,

Строить скворушкам дома Вместе.

С юга скворушки летят,

В новом доме жить хотят.

Строим скворушкам дома

Не дома, а терема.

Это дело наших рук — Тук-тук, тук-тук. Тук-тук - тук!

Отдают воспитателю скворечники.

Серёжа. Правда, славные дома?

Ну, пойдём домой, Кузьма!

Воспитатель. Спасибо вам, ребята, за скворечники, мы их повесим на берёзке и будем ждать прилёта наших пернатых друзей. Взошло и заиграло над лесом весёлое солнышко, набухли на деревьях почки и послышался в лесу чей-то голосок.

Звучит запись голоса кукушки.

Воспитатель. Чей же это голосок?

Дети. Кукушки.

Солнцем залита опушка,

Загорелся только день,

И проказница - кукушка куковать уселась в тень.

Где она?

Никто не знает,

На каком сидит суку,

В прятки с солнышком играет

И кричит ему: «Ку-ку».


Воспитатель. Ребята, что вы знаете о кукушке?

Дети. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в чужое гнездо. Приёмные родители высиживают кукушонка, а он, в их отсутствие, выталкивает из гнезда птенцов, и птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного.

Воспитатель. Ребята, а какие птицы к нам прилетают в середине мая?

Дети. Соловей, иволга, ласточка, ржанка, горихвостка, зарянка.

Воспитатель. А что вы можете рассказать о ласточке?

Дети. Её легко узнать по чёрному оперенью и белой грудке, у неё вилочкой хвост. Есть ласточка — береговушка, не вьёт гнёзда, а роет норку.У неё быстрый, непрерывный полёт. Она не просто летает, а ловит в воздухе мух, комаров и мошек. По её полёту можно определить погоду. Гнездо лепит из грязи, глины, склеивает слюной. Делает узкое горлышко, чтобы кошка не залезла. Вот и наполнился весёлыми голосами наш весенний лес. И чтобы так было всегда, мы должны заботится о птицах: не разорять птичьи гнёзда, подкармливать их в трудное, голодное время, готовить им скворечники.

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране,

Встречать с любовью стаи птичьи

Всем сердцем радуясь весне.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы многое знаете из жизни перелётных птиц. А умеете ли вы отгадывать загадки?



Загадываю загадки, дети отгадывают и выставляют птицу-отгадку на

наборное полотно.


Я, конечно, не скворец,

Но отличный я певец,

Я пою среди ветвей,

Называюсь ...(соловей)


Маленькая птичка с малиновой грудкой,

Резвится в вышине и поёт нам на заре. (Зарянка).


Я живу всегда во ржи,

Ты ко мне не подходи,

Своё гнездо я сторожу,

Там птенцов я вывожу. (Ржанка)


Ярко рыжий хвост горит,

За себя он говорит.

Я характером не жестка,

А зовусь я ...(горихвостка)

Воспитатель. Ребята, вы молодцы. Знаете много о повадках птиц, о пользе, которую они приносят. Так давайте же всегда относится к птицам бережно, с любовью, ведь птицы — наши друзья, об этом помнить должны мы всегда! А пока мы играли да пели, наши «жаворонки» поспели.


На блюде вносят печенья, угощают детей. Дети одеваются и идут вывешивать скворечники.

















Литература:


  1. «Детям о природе» Лучич М.В., Москва «Просвещение», 1989 г.

  2. Журнал «Юный натуралист» № 5, 1992 г.

  3. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. Васильевой М.А.

  4. В. Бианки «Детям о природе»













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ