Беседа с элементами тренинга для родителей «Воспитание без наказания»

Беседа с элементами тренинга для родителей

«Воспитание без наказания»


Цель: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с детьми, дать родителям возможность сравнить свою родительскую позицию с позициями других родителей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.

Вводное слово ведущего.

  • Сегодня, уважаемые родители, мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все — и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения наказаний. Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например, «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь», «Люби сына жезлом», Ненаказанный сын — бесчестье отцу», «Кулаком да в спину - то и приголубье сыну». Вероятно, и вы замечали, что дети используют опыт воспитания и высказывания своих родителей в играх и собственных суждениях? Вопрос о необходимости и частоте применения наказаний волнует каждого родителя. И сегодня мы с вами попробуем определить, нужны ли наказания, как нужно наказывать ребенка и что дают наказания.

Мозговой штурм «Наказания: за и против»

Участники по собственному желанию делятся на две команды. В течение 5 минут каждая команда с помощью метода мозгового штурма выдвигает аргументы: первая команда в пользу необходимости применения наказаний, вторая команда — в пользу отказа от наказаний. После окончания работы каждая из команд представляет свой список аргументов, который обсуждается всеми участниками дискуссии.


  • Наказание является самым слабым средством подавления нежелательных поступков детей. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается лишь в 47% случаев. У подростков наказание чаще всего вызывает протестные реакции. Поощрение, например, что ребёнок удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Установлено, что запрет действует лишь в целях предупреждения действия. Если же ребёнок проделал это действие один или несколько раз, то даже полный запрет или наказание смогут подавить эту реакцию только частично.

Педагогам и родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка. Результаты при этом бывают ещё хуже.

Обсуждение. Часто взрослые грозятся отдать ребёнка в детский дом, перестать его любить, уйти от него, отдать тете (дяде). Как вы думаете, каковы последствия такого метода? В чем, по-вашему, заключается вред запугивания? Психологи свидетельствуют, что опыт, полученный ребёнком в детстве, впоследствии переносится на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношений к другим людям. А определяется это, прежде всего, отношением к ребенку родных и близких в семье.

Часто взрослые не выполняют обещанного, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребёнка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

- Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

(высказывания родителей)

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей можно обойтись без наказания, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребёнка, учитывает конкретную ситуации. Смысл наказания — воздействовать на сознание ребёнка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения и стыда. Если без наказания никак нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребёнок, был положительным. Например, заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих.

  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым адекватным его вине.

  • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

  • Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребёнку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках ни слова.

  • Нельзя наказывать и ругать ребёнка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, сразу после физической или душевной травмы.

  • Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

  • Наказание не должно вредить здоровью.

  • За один проступок-одно наказание.

К педагогически оправданным наказаниям относятся

  1. Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребёнка.

  2. Лишение ребёнка чего-либо приятного, без чего можно обойтись (просмотр телепередач, лакомства и др.)

  3. Игнорирование (спорный метод), заключается в том, что с ребёнком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребёнка можно не дольше нескольких минут.

  4. Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью.

  5. Иногда можно использовать наказания, как метод «естественных последствий»: важно дать понять ребёнку, что он сам страдает от своего непослушания. Например, опоздали на автобус — и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки — меньше времени останется на занятие любимым делом.

  6. Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противостоять им. Родители должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать и объяснить это. Здесь важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, уступить ребёнку, весь эффект наказания будет уничтожен.

Анализ ситуаций

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того, как мальчик отбыл наказание, отец спросил его:

- Будешь ещё так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? - догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребёнок.



  • Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? - девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.

  • Лучше расскажи мне о своем поведении? Что ты вчера натворила? - строго говорит отец.

Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она заряд радости. Дома девочка делает ещё один заход.

  • Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?

  • Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.

Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам ребёнка?

Рефлексия

Обсуждение, какие выводы сделал каждый из участников в ходе проведения занятия.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ