Деловая игра совместно родителей и детей тема: «Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №54

социальный педагог Сайфулина Зухра Мьяссаровна



«Лаборатория нерешённых проблем»

Деловая игра совместно родителей и детей

тема: «Что лучше: горькая правда или спасительная ложь? »


Цель: сформировать у обучающихся представление о правде и лжи, о добре и зле как этических категориях, об общепринятых нормах поведения, не закрепленных в законе. Дать возможность посмотреть на себя со стороны, по-другому оценить себя.

Задачи занятия:

образовательная: познакомить обучающихся с важнейшими понятиями раздела: «мораль», «добро», «зло», «правда», «ложь», показать их соотношение с уже известным подросткам понятием «нравственность»; познакомить учащихся с такими понятиями как «лаборатория», «консультанты», какие функции выполняют данные коллективы;

развивающая: развивать умение ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, работать с разными источниками информации, умение формулировать проблему и находить пути её решения, умение давать себе и своим действиям объективную оценку, создавать условия для развития коммуникативной культуры, общительности, способности найти компромисс;

воспитательная: воспитывать у ребят умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, воспитывать высокие нравственные качества, умение правильно оценивать ситуацию и определять правильную траекторию поведения, основываясь на нравственности и морали, привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, переосмыслить подходы в вопросах воспитания.

Форма занятия: деловая игра.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Целевая прогрессия: занятие № 4 рассчитано на 1 час, соответствует календарно-тематическому планированию социального педагога, относится к разделу «Я – гражданин», продолжает знакомить учащихся с основными этическими категориями.

Используемые технологии: элементы личностно-ориентированной технологии, информационной технологии, технологии сотрудничества, игровой технологии.

Формируемые компетенции:

информационная: планируют и извлекают, объясняют смысл, значение поиска, систематизируют информацию по заданному вопросу информационных ресурсов, пользуясь поисковыми системами интернет;

коммуникативная: представляют результаты обработки информации в электронном продукте, определяют жанр и содержание выступления в соответствии с заданной целью, высказывают мнения, дают сравнительную оценку событий;

самоменеджмент: анализируют проблемы, выполняют по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.

Основные понятия занятия:

«Лаборатория – это учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы» С.И.Ожегов.

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее намеренное, умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Правда (истина) — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Ложь – утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно).

Оборудование:

  1. Плакат с эпиграфом.

  2. Плакаты с правилами работы групп.

  3. Плакат с определениями понятий «добро» и «зло», «правда», «ложь».

  4. Таблички с надписями: Лаборатория №1, Лаборатория №2, Лаборатория №3, Лаборатория №4

  5. Карточки с заданиями для групп.

  6. Карточки желтого цвета с высказываниями известных людей о правде и лжи.

  7. Карточки зелёного цвета с пословицами поговорками для обсуждения.

  8. Рефлексивные листы.

  9. Словарь терминов.

  10. Фломастеры.

  11. Ватман.

Ожидаемые результаты:

освоив материал занятия, учащиеся смогут:

  • узнать значение основных терминов;

  • работать с различными источниками информации и отбирать полезную информацию по теме;

  • принимать участие в деловых играх, высказывать своё мнение, аргументировать свою позицию, то есть получить опыт самостоятельного действия;

  • осознавать важность умения правильно оценивать ситуацию и определять правильную траекторию поведения, основываясь на нравственности и морали;

  • применять полученные знания в современной жизни.

План и этапы мероприятия:

  1. Организационный момент (Готовность к занятию, инструктаж работы во время деловой игры) – 1 минута.

  2. Ход деловой игры – 32 минуты.

  3. Обсуждение игры – 7 минут.

  4. Рефлексия, выставление оценок – 4 минуты.

  5. Итоги занятия и домашнее занятие – 1 минута.

Предварительная подготовка обучающихся:

  1. Изучение технологии «Лаборатории нерешённых проблем».

  2. Определение темы деловой игры.

  3. Распределение ролей участников.

  4. Поиск и систематизация информации по теме.

  5. Подготовка вопросов для обсуждения учащимся:

  1. Что такое «правда», «ложь», «добро» и «зло»?

  2. Что лучше ложь или правда, истина или сострадание?

  3. Что нужнее?

Первый этап занятия.

Организационный момент (1 минута).

Обучающиеся проходят в аудиторию и занимают соответствующие места.

Социальный педагог объявляет тему и цель данного мероприятия, знакомит с примерным содержанием работы всех участников деловой игры и её правилами.

Второй этап занятия.

Ход деловой игры (32 минуты).

Работа в группах, комментарии ведущего, консультантов. Выступления представителей групп соответствуют плану и строго регламентированы.

Третий этап занятия.

Обсуждения деловой игры «Лаборатория нерешенных проблем» (7 минут).

Участники, зрители, консультанты высказывают своё мнение, обмениваются репликами и вопросами.

Четвертый этап.

Рефлексия и выставление оценок (4 минуты). Все участники деловой игры заполняют рефлексивные листы. Секретарь подводит итоги, определяет команду-победителя. Социальный педагог выдаёт звёздочки (красного, желтого и зелёного цветов, заменяющие оценки «5», «4, «3» соответственно) всем участникам и активным зрителям за вопросы и реплики из зала.

Пятый этап.

Педагог подводит итоги, акцентирует внимание на ключевых понятиях темы, раздаёт всем участникам деловой игры «Словарь», задает домашнее задание.

Домашнее задание: найти высказывания известных людей или народную мудрость по теме нашей лаборатории о правде и лжи, обсудить в семейном кругу, написать заметку в школьную газету «Пятёрочка».

Сценарий заседания лаборатории нерешённых проблем по теме:

«Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?»



«Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».

Пьер Жан Беранже

«Пожалуй, и в наши дни

горькое да упреждающее словцо

куда полезнее усыпительных гуслей»

Леонид Леонов



Ведущий


Добрый день, ребята! Рассаживайтесь удобней, не стесняйтесь и будьте внимательны. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Что лучше: «горькая» правда или спасительная ложь?» Цель нашей работы – выяснить, что мы понимаем под словами «правда», «ложь», «добро» и «зло», узнать, что лучше ложь или правда, истина или сострадание? Что нужнее?

Сегодня мы встретились с вами на очередном заседании «Лаборатории нерешенных проблем». Кто-то из вас уже присутствовал на наших заседаниях, а кто – то пришел в первый раз. Давайте вспомним, что же обозначает слово ЛАБОРАТОРИЯ.

(идет обсуждение в группах).

Ведущий


Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения опытов, исследования проблем.

Мы сегодня будем исследовать понятия «правда», «ложь», «добро» и «зло». Эпиграфом к заседанию нашей лаборатории мы выбрали слова известных писателей: Пьера Жана Беранже «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» и Леонида Леонова «Пожалуй, и в наши дни горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей». У вас в ходе работы сформируются свои понятия что такое «горькая» правда и утешительная ложь и своё отношение словам этих писателей.


Ведущий


В начале работы я познакомлю вас с правилами работы и представлю присутствующих на нашем заседании.


Сначала представляются группы учащихся, затем те люди, которые будут помогать ведущему, анализировать работу групп. Это могут быть: классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, учащиеся старших классов


Правила работы:

1. Работаем и обсуждаем в группе.

2. Во время ответов не шумим, слушаем внимательно.

3. Каждый имеет право высказать свое мнение.

4. Каждый имеет право на ошибку.

5. Критикуем не человека, а мнение.

По результатам каждого этапа мероприятия отдельным ребятам вручаются лепестки желтого, розового, красного цвета в зависимости от степени творческой активности, любознательности, настойчивости и упорства, способности к сотрудничеству к концу занятия вы сможете представить свой «Цветок познания».

(Правила работы оформляются на листах формата А-3 и находятся на доске перед глазами ребят).


Ведущий


Каждый из вас уже в той или иной степени владеет определениями понятий «правда», «ложь», «добро» и «зло». Мы часто слышим, когда говорят: «Лучше «горькая» правда, чем утешительная ложь».

Как-то так сложилось, что быть честным в крупном и лестно и приятно, а соврать по мелочам, ну это вроде как шутка, это так привычно, что многие малой своей лжи и не замечают. Есть такое высказывание: «Ложь во благо». Как вы понимаете это выражение? А что такое благо или добро? (Ответы детей)

Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла? (Ответы детей) Вы, наверное, слышали такие выражения: «У него доброе сердце» или « у него холодное сердце». Как вы их понимаете? (Г.Х. Андерсен «Снежная королева», В. Гауф «Холодное сердце»)

Ведущий: Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…) (Ответы детей).

Так что же такое доброта? Как вы думаете, вежливость – признак доброты?

Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы.

Так что же такое «правда», «ложь», «добро» и «зло»?

Сейчас вы в группах за 3 минуты должны выяснить, как каждый из вас понимает эти слова, и представить обобщенное мнение группы.



1 группа даёт определение слову зло

2 группа даёт определение слову добро

3 группа даёт определение слову ложь

4 группа даёт определение слову истина

(Участники обсуждают в группах, а затем каждая группа представляет свое понятие и определение слов «правда», «ложь», «добро» и «зло».)


Ведущий


Очень хорошо, мы выслушали ваши мнения по этому вопросу. В ваших ответах было нечто общее, в чем-то они различались. А сейчас мы попросим наших консультантов рассказать нам, что же означают слова «правда», «ложь», «добро» и «зло».


Консультация 1

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее намеренное, умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Правда (истина) — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Ложь – утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно).


(Определение понятия лучше заготовить заранее на листе формата А3 и после обсуждения поместить на доске).


Ведущий


Вот мы и выяснили, что такое «правда», «ложь», «добро» и «зло».

А сейчас мы с вами должны выяснить, что лучше ложь или правда, истина или сострадание? Что нужнее?


Ложь во благо (благородная ложь, святая ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом. Примерами лжи во благо является уверение умирающего человека, что с его сыном всё в полном порядке, несмотря на то, что на самом деле у

последнего сломана нога; введение в заблуждение преступника, и т. п.

(идет обсуждение в группах)


Из ваших высказываний можно сделать вывод, что в жизни в равной степени присутствуют ложь и правда. Это разные стороны одной медали, где медаль – сама жизнь. Ложь бывает спасительной, необходимой, а правда порой горькой и даже жестокой.

Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в том, что вы попробуете из представленных выражений, записанных на бланках белого цвета, выбрать и добавить по желанию свои те, что подчеркнут

1 группа – плюсы горькой правды,

2 группа – минусы горькой правды,

3 группа – плюсы утешительной лжи,

4 группа – минусы утешительной лжи


(Время на работу 5 минут)


Приложение 1



























После выступлений групп выслушивается комментарий социального педагога, который обобщает работу групп. Выводы консультанты записывают на ватмане А1 в виде таблицы: «+» и «-» горькой правды и утешительной лжи.


Горькая правда

«+» плюсы

«-» минусы

Правда всегда лучше, чем ложь

Усиливает страдания человека

Предъявляет к человеку высокие требования

Сильных людей мало, человек слаб

Показывает сильного человека

Презирает слабого

Делает человека сильнее

Разрушает иллюзии



Утешительная ложь

«+» плюсы

«-» минусы

Утешает, щадит человека

Приносит страшное разочарование

Жалеет человека

Размягчает душу, человек слабеет

Желает угодить, услужить людям

Порождает рабскую психологию, внушает покорность к тому, кто сильнее тебя

Говорит о любви к людям

Не имеет конкретных действий, парализует волю человека



Ведущий


Продолжаем заседание. Сейчас каждая группа получит карточку зелёного цвета с пословицами и поговорками по теме нашей лаборатории. (Приложение 2) Ваша задача прочитать и объяснить смысл пословицы и поговорки. Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.


Приложение 2

Народная мудрость



























Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.


Ведущий


А сейчас каждая группа получит карточку жёлтого цвета с высказыванием известных людей по теме нашей лаборатории. (Приложение 3) Ваша задача обсудить в группе, как вы понимаете смысл данного высказывания, согласны ли вы с этим мнением. Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.

Приложение 3
























Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.


Ведущий


На сегодняшнем заседании нашей лаборатории вы проявляли активность, любознательность, работоспособность. Приглашаем капитанов принять участие в конкурсе «Заменяем плохие слова на хорошие».

Капитанам по очереди говорится слово, они должны назвать противоположное по смыслу.


Грубость

ласка

Злость

жадность

Грусть

весёлье

Вражда

дружба

Горе

радость

Ненависть

любовь

Обман

правда

Унижение

похвала

Жестокость

нежность

Трусость

смелость

Равнодушие

забота

Лень

трудолюбие


Ведущий


Добрые сердца – это сады. Добрые слова – это корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Вот и подошло к концу очередное заседание нашей лаборатории. Сейчас социальный педагог проанализирует вашу работу, как вы обсуждали вопросы в группах, насколько были активны.

Ведущий


Спасибо всем за работу. Я думаю, что информация, которую мы подготовили, была для вас интересна и полезна. Сейчас я попрошу вас заполнить рефлексивные листы

Приложение 4.


Понравилась ли деловая игра?

Как ты себя чувствовал в этой игре?

Что не понравилось?

Нужны ли такие формы общения?


Все участники деловой игры заполняют рефлексивные листы. Секретарь подводит итоги, определяет команду-победителя. Социальный педагог выдаёт лепестки (красного, желтого и розового цветов, заменяющие оценки «5», «4, «3» соответственно) всем участникам и активным зрителям за вопросы и реплики из зала, каждой командой составляется свой «Цветок познания».

Ведущий подводит итоги, акцентирует внимание на ключевых понятиях темы, раздаёт всем участникам деловой игры «Словарь», задает домашнее задание.

Домашнее задание: найти высказывания известных людей или народную мудрость по теме нашей лаборатории о правде и лжи, обсудить в семейном кругу, написать заметку в школьную газету «Пятёрочка». Пожелание находить в жизни применение пословиц и поговорок, которые несут добро, радость знания.

До встречи на следующем заседании нашей лаборатории, тема которой «Твои права и обязанности».

Литература

  1. Новиков Ю.В. Добро и зло: выбор длиною в жизнь. М., 2006.

  2. Новиков Ю.В. Практическая психология. Ступени сознания. Ростов н/Д, 2006.

  3. Сборник пословиц и поговорок народов мира. М., 19995.

  4. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.

  5. Энциклопедия хороших манер. СПб.: Золотой век, 1996.

Интернет – ресурсы:

  1. http://quote-citation.com/topic/pravda/page

  2. http://quote-citation.com/book/

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ