ДИСКУССИЯ: «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»


ДИСКУССИЯ: «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»

Цель 1) Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравствен­ным ценностям человека.

  1. Учить рассуждать и отстаивать свою точку зрения.

  2. Учить иметь свою точку зрения.

  3. Учить задумываться о своем месте в жизни.

Народные пословицы (записаны на доске)

Называться человеком легко, быть им трудно.

Человек - это то, что он сам из себя сделал.

Без добрых дел нет доброго имени.

План:

1. Размышления по поводу слов В. Гюго.
2- Анализ анкеты

  1. Как все? Или сам по себе?

  2. Мы говорим о жестокости. А теперь - поговорим о доброте.

  3. Взгляд в будущее. Мы в 25 лет.

  4. Ваше домашнее задание.

  5. Что такое счастье И в чем смысл жизни?

в. Экзамен без подготовки.

9. Обратимся к народной мудрости.

10. Подведение итогов.

В классе заранее была предложена анкета

Анкета

I Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?

  1. Какие черты не правятся тебе в твоих одноклассниках?

  2. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?

4. Какой ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25. Кто ты? Какой ты?

Закончи предложения: I Счастье-это...

2. Смысл жизни я вижу в...

I. Размышления по поводу слов Виктора Гюго».

С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что значит быть человеком?» Не случайно из поколения в поколение передается народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему классному часу мы взяли народные пословицы, которые вы видите на доске (зачитывают­ся). К ним мы еще вернемся.

Великие люди во все времена тоже давали определения, что значит быть человеком, каким человеком и кто таков человек вообще,

Послушайте слова великого французского писателя Виктора Гюго: «У каждого человека три характера: тот, который ему приписывается, тот, который он себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности».

  1. Как Вы понимаете слова В.Гюго?

  2. Согласны вы с этим определением?

  3. Сколько характеров у вас?

II. Анализ анкеты.

Готовясь к сегодняшней дискуссии, вы ответили на ряд вопросов. (Классный руководитель дает анализ ответов на первые два вопроса.)

III. Как все? Или сам по себе?

В прошлом году на одном из классных часов мы говорили с вами о «законе стаи», о принципах стаи: как все, так и я.

В вашем возрасте часто хочется выделиться среди других. Одни чем-то постоянно хвастаются, другие смотрят на всех свысока, третьи кричат громче других, чтобы на них обратили внимание. Но цель одна -выделиться среди других.

Не случайно в анкете вам был задан вопрос: «Хочется ли тебе вы­делиться среди других? В чем? Как?» Зачитываются ответы.

IV. Мы говорим с жестокости. А теперь - поговорим о доброте.

Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказала иначе: «Доброта спа­сет м »>,

  1. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Чтобы делать добро, надо им
    обладать»?

  2. Сколько и каких добрых дел на вашем счету?

  3. Умеете ли вы делать добро и готовы ли его делать?

  4. Чтобы вы сделали для людей, если бы могли все?

V. Bзгляд в будущее. Мы в 25 лет.

Каждый мечтает о счастливом будущем и видит себя в нем хоро­шим человеком. Никто не хочет стать преступником, вором и т.д.

Каким вы себя видите? (зачитываются наиболее интересные ответы на последний вопрос анкеты)

VI. Ваше домашнее задание.

В качестве домашнего задания вы должны были выучить стихи о человеческих ценностях. Сейчас вы расскажете их. Вы не просто прочи­таете, а скажете, почему нам нравится то или иное стихотворение, кто ав­тор и что он хотел сказать своим стихотворением?

О.Шестинский

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте: сила злая

Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате.

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради.

Другу помоги с душой!

Н. Доризо

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал, - богаче стал.

Что сберег, то потерял

Лишь тот не на год - навсегда богат,

Кто дружбу сохраняет, как бесценный клад.

Лишь гот не на год - счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет через года.

Е. Николаевская

И к тому, что похвастает,

И к тому, кто ругает,

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К ежедневной заботе,


К еженочному бденью,

К напряженью при взлете,

К пустоте при паденье

Привыкает к сраженьям,

К тишине и порядку.

Привыкает к лишеньям,

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что вдали возникает...

Словом, к суду и раю.

Человек привыкает К знойной ярости юга,

К черноте бездорожной.

Лишь к предательству друга

Он привыкнуть не может.

VII. Что такое счастье и в чем смысл жизни?

(Рассуждения учащихся по анкетам и без)

Эти понятия будут у вас меняться с годами. Я думаю, что мы еще вернемся к этим вопросам и проведем классный час на эту тему.

VIII. Экзамен без подготовки.

На столе разложены билеты с заданиями. Учащиеся по желанию

выходят, берут билеты и отвечают.

1. Как можно завоевать авторитет у одноклассников? Пользуешься ли ты авторитетом?

2. Твой любимый литературный герой (или киногерой). Что тебе в нем нравится?

3. Всегда ли ты поступаешь как надо? Приведи пример, когда ты по­ступи л(а) не по совести.

4. Настойчивость и упрямство - это одно и тоже? Объясни.

5. Модно и красиво - это синонимы?

6. «Заговори, чтоб я тебя увидел» - Сократ. Как это понимать?

7. Можно ли красивой одеждой прикрыть бездуховность человека?

8. На встрече с молодежью в честь своего 90-летия академик Лихачев Д.С. сказал: «Злой может притвориться добрым, жадный может при­твориться щедрым, по интеллигентным же притвориться нельзя». Как это понимать?

IX. Обратимся к народной мудрости.

Как вы понимаете пословицы, записанные на доске?


X. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Наш классный час я хочу закончить стихотворением

Петруся Бровки

Будь щедрым. Время не забудет Хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям. Запомни это. Щедрым будь.

Одна из самых мудрых истин

Нас убеждает с давних лет:

Лишь тот богат, кто бескорыстен,

А скряга бедного бедней. Всем поделись. За всех в ответе Сумей отдать блокадный пай. И лишь любовь - одну не свете – Не половинь, не уступай.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ