Доклад на тему: “Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося“

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Солидарность

Елецкого муниципального района









Доклад на тему:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося“









Доклад подготовлен

учителем английского языка

МБОУ СОШ п. Солидарность

Елецкого муниципального района

Кирсановой Натальей Николаевной










2012 – 2013 учебный год


Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.


Основные направления профориентационной работы в школе:

Профессиональная информация:

  • сведения о мире профессий,

  • сведения о личностных и профессионально важных качествах человека,

существенных для самоопределения;

  • сведения о системе учебных заведений и путях получения профессии

  • сведения о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание:

  • формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.

Цель - побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и

внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду,

к активной пробе сил.

Профессиональное консультирование:

  • изучение личности учащегося

  • выдача профессиональных рекомендаций.

Носит индивидуальный характер.


Принципы профориентационной работы в школе:

1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.


2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.


3 .Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.


4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.


5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).


В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие основные задачи:

  • оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;


  • организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;


  • изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;


  • организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную “пробу сил”, стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;


  • устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);


  • проводит работу с родителями учащихся; координирует деятельность учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.


Направления и формы профориентационной работы:

Работа с учащимися:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий,

занятий и тренингов по планированию карьеры;

  • консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);

  • анкетирование;

  • организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями:

  • проведение родительских собраний (общешк., классн.);

  • лектории для родителей;

  • индивидуальные беседы педагогов с родителями

школьников;

  • анкетирование родителей учащихся;

  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений.


Критерии эффективности профориентации школьников:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения;

  • потребность в обоснованном выборе профессии;

  • уверенность школьника в социальной значимости труда;

  • степень самопознания школьника;

  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.


В 2012-2013 уч. году я являюсь классным руководителем 9 Б класса, которым руковожу второй год. Одной из приоритетных задач считаю помочь учащимся в профессиональном самоопределении. Что было сделано мною для выполнения данной задачи?


Предпрофильное обучение

В моем классе осуществляется предпрофильная подготовка по 3-м направлениям:

1) физико-математическое (посещают элективные курсы этого профиля 5 уч-ся – 28 %)

2) гуманитарное (посещают элективные курсы этого профиля 7 уч-ся – 39 %)

3) оборонно-спортивное (посещают элективные курсы этого профиля 6 уч-ся – 33 %)

Каково соотношение выбранного учащимися профиля с будущей профессией?

1) физико-математическое направление: из 5 уч-ся только 3 продолжат обучение по данному профилю (17 %);

2) гуманитарное направление: из 7 уч-ся только 2 продолжат обучение по данному профилю (11 %);

3) оборонно-спортивное направление: из 6 уч-ся только 2 планируют связать свою будущую профессию с этим профилем (11 %).


Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии

(подготовлен профессором В.Б. Успенским).

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да или «нет».

Определяла уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0-6 баллов – неготовность

7-12 баллов – низкая готовность

13-18 баллов – средняя готовность

19-24 балла – высокая готовность


39 % уч-ся – низкая готовность

28 % уч-ся – средняя готовность

16.5 % уч-ся – неготовность

16.5 % уч-ся - высокая готовность


72 % уч-ся – материальная заинтересованность

11 % уч-ся – читают периодические издания, связанные с будущей профессией

11 % уч-ся – консультировались по вопросу выбора профессии

83 % уч-ся готовы выбрать профессию по совету родителей, родственников, друзей


Методика определения профессионального личностного типа Голланда

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей).

1. Реалистический (практический) – 33 %

2. Интеллектуальный – 6 %

3. Социальный – 23 %

4. Предприимчивый – 16 %

5. Конвенциальный (стандартный) – 16 %

6. Артистический – 6 %


Анкета Моя будущая карьера

1. Какие качества в тебе недостаточно развиты для будущей профессии?

50 % - ответственность

5 % - все достаточно развито


2. Считаешь ли ты, что, работая за границей, ты полнее реализуешь свои

возможности?

73 % - нет, не считают


3. Что для тебя важнее: работа или сколько за нее платят?

32 % - и то, и другое

52 % - зарплата

16 % - сама работа


4. Что для тебя главное в будущей профессии?

92 % - коллектив


5. Знают ли родители о твоих предпочтениях в профессии и как они к этому

относятся?

100 % - знают;

87 % - одобряют

13 % - равнодушно


Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы, что учащиеся 8-9 кл. должны приобретать профориентационные знания?

“да” – 100 %


2. Какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете своему ребенку?

47 % - углубленные курсы по профильному предмету

35 % - профориентационные курсы, дающие знания по профессии

18 % - дистанционные курсы


3. Какой вид деятельности больше всего привлекает Вашего ребенка?

50 % - работа с техникой

5 % - творческая работа

11 % - работа с документами и цифрами

23 % - работа с людьми

11% - военная сфера

4. Как Вы считаете, что поможет Вашему ребенку в выборе будущей профессии?

45 % - доверят выбор ребенку

32 % - Ваш совет

18 % - профориентационные знания, полученные в школе

5 % - совет друга


5. Знаете ли Вы о планах Вашего ребенка по окончании 9 класса?

“да - 86 %


Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся - это приоритетная задача работы классного руководителя в школе. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя должна быть направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. Комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию, способствует осознанию учащимся собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического и т.д.), формирует стремление к осуществлению более сложной и совершенной деятельности в будущем.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ