Доклад на тему: “Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося“
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Солидарность
Елецкого муниципального района
Доклад на тему:
“Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при проектировании профессионального маршрута обучающегося“
Доклад подготовлен
учителем английского языка
МБОУ СОШ п. Солидарность
Елецкого муниципального района
Кирсановой Натальей Николаевной
2012 – 2013 учебный год
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Основные направления профориентационной работы в школе:
Профессиональная информация:
сведения о мире профессий,
сведения о личностных и профессионально важных качествах человека,
существенных для самоопределения;
сведения о системе учебных заведений и путях получения профессии
сведения о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание:
формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
Цель - побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и
внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду,
к активной пробе сил.
Профессиональное консультирование:
изучение личности учащегося
выдача профессиональных рекомендаций.
Носит индивидуальный характер.
Принципы профориентационной работы в школе:
1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3 .Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие основные задачи:
оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;
организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;
изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную “пробу сил”, стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;
устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);
проводит работу с родителями учащихся; координирует деятельность учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.
Направления и формы профориентационной работы:
Работа с учащимися:
комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий,
занятий и тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
анкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями:
проведение родительских собраний (общешк., классн.);
лектории для родителей;
индивидуальные беседы педагогов с родителями
школьников;
анкетирование родителей учащихся;
встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Критерии эффективности профориентации школьников:
достаточная информация о профессии и путях ее получения;
потребность в обоснованном выборе профессии;
уверенность школьника в социальной значимости труда;
степень самопознания школьника;
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
В 2012-2013 уч. году я являюсь классным руководителем 9 Б класса, которым руковожу второй год. Одной из приоритетных задач считаю помочь учащимся в профессиональном самоопределении. Что было сделано мною для выполнения данной задачи?
Предпрофильное обучение
В моем классе осуществляется предпрофильная подготовка по 3-м направлениям:
1) физико-математическое (посещают элективные курсы этого профиля 5 уч-ся – 28 %)
2) гуманитарное (посещают элективные курсы этого профиля 7 уч-ся – 39 %)
3) оборонно-спортивное (посещают элективные курсы этого профиля 6 уч-ся – 33 %)
Каково соотношение выбранного учащимися профиля с будущей профессией?
1) физико-математическое направление: из 5 уч-ся только 3 продолжат обучение по данному профилю (17 %);
2) гуманитарное направление: из 7 уч-ся только 2 продолжат обучение по данному профилю (11 %);
3) оборонно-спортивное направление: из 6 уч-ся только 2 планируют связать свою будущую профессию с этим профилем (11 %).
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
(подготовлен профессором В.Б. Успенским).
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да или «нет».
Определяла уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов – неготовность
7-12 баллов – низкая готовность
13-18 баллов – средняя готовность
19-24 балла – высокая готовность
39 % уч-ся – низкая готовность
28 % уч-ся – средняя готовность
16.5 % уч-ся – неготовность
16.5 % уч-ся - высокая готовность
72 % уч-ся – материальная заинтересованность
11 % уч-ся – читают периодические издания, связанные с будущей профессией
11 % уч-ся – консультировались по вопросу выбора профессии
83 % уч-ся готовы выбрать профессию по совету родителей, родственников, друзей
Методика определения профессионального личностного типа Голланда
Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учетом, в первую очередь личностных особенностей. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая тебе больше подходит (исходя из твоих способностей и возможностей).
1. Реалистический (практический) – 33 %
2. Интеллектуальный – 6 %
3. Социальный – 23 %
4. Предприимчивый – 16 %
5. Конвенциальный (стандартный) – 16 %
6. Артистический – 6 %
Анкета “Моя будущая карьера”
1. Какие качества в тебе недостаточно развиты для будущей профессии?
50 % - ответственность
5 % - все достаточно развито
2. Считаешь ли ты, что, работая за границей, ты полнее реализуешь свои
возможности?
73 % - нет, не считают
3. Что для тебя важнее: работа или сколько за нее платят?
32 % - и то, и другое
52 % - зарплата
16 % - сама работа
4. Что для тебя главное в будущей профессии?
92 % - коллектив
5. Знают ли родители о твоих предпочтениях в профессии и как они к этому
относятся?
100 % - знают;
87 % - одобряют
13 % - равнодушно
Анкета для родителей
1. Считаете ли Вы, что учащиеся 8-9 кл. должны приобретать профориентационные знания?
“да” – 100 %
2. Какие курсы предпрофильной подготовки Вы посоветуете своему ребенку?
47 % - углубленные курсы по профильному предмету
35 % - профориентационные курсы, дающие знания по профессии
18 % - дистанционные курсы
3. Какой вид деятельности больше всего привлекает Вашего ребенка?
50 % - работа с техникой
5 % - творческая работа
11 % - работа с документами и цифрами
23 % - работа с людьми
11% - военная сфера
4. Как Вы считаете, что поможет Вашему ребенку в выборе будущей профессии?
45 % - доверят выбор ребенку
32 % - Ваш совет
18 % - профориентационные знания, полученные в школе
5 % - совет друга
5. Знаете ли Вы о планах Вашего ребенка по окончании 9 класса?
“да” - 86 %
Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся - это приоритетная задача работы классного руководителя в школе. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя должна быть направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. Комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию, способствует осознанию учащимся собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического и т.д.), формирует стремление к осуществлению более сложной и совершенной деятельности в будущем.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ