Двигательные игры – разминки для младших школьников
Двигательные игры – разминки для младших школьников.
Период адаптации первоклассников является важным этапом вхождения детей в школьную жизнь. С первых дней обучения вся активность первоклассника в школе постепенно «перемещается в голову» - ведь известно, что школьная программа ориентирована в основном на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и телесная сферы ребёнка не получают адекватной нагрузки и развития. В процессе обучения нагрузка также в основном даётся на зрительный и слуховой каналы восприятия, тем самым объединяется сенсорное обеспечение процесса обучения. Дополнительное включение в процесс обучения кинестетического и двигательного анализаторов, безусловно, позволит облегчить процесс усвоения материала.
Потребность младших школьников в игре и двигательной активности является естественной и гармоничной. Систематическое применение двигате-льных игр-разминок позволит снизить эмоциональное и физическое напряже-ние детей.
Двигательные игры-разминки могут проводиться в начале, середине или конце урока. В начале учебного дня или перед уроком они помогут детям собраться, настроиться на работу в классе, а в середине и конце урока – восстановить внимание и работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться.
Процедура проведения: двигательные разминки всегда начинаются с упражнения, включающего в себя соединение движения с дыханием. Затем выполняются одно-два упражнения на активизацию тела и расслабление (самомассаж, упражнения на снятие телесного напряжения). Разминка заканчивается выполнением ритмического упражнения. Продолжительность игры - разминки составляет 3-7 минут.
ПРИМЕРНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ-РАЗМИНКИ.
А) Соединение движения с дыханием:
1) «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая всё тело»: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
2) «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь достать пальчиком до пола.
3) «Звезда». Встать в позе «звезды» (ноги немного шире плеч, руки подняты вверх и слегка разведены в стороны). Выполням растяжки диагонально. Поднимаем и оттягиваем назад правую ногу, одновременно растягивая вверх левую руку – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем, то же выполняется по другой диагонали.
Б) Самомассаж:
Упражнения выполняются в положении сидя или стоя.
1)«Мытьё головы».
а) Пальцы слегка расставить и слегка согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.
б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребёнком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
2) «Обезьяна расчёсывается». Правая рука массирует пальцами голову левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы – по средней линии!); в такой позе ребёнок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
3)«Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замёрзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении – по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперёд).
Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трёх раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
4) «Зубки-губки». Покусывание и «почёсывание» губ зубами; языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.
5) «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять правой рукой верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперёд.
В) Снятие телесного напряжения:
а) Упражнения направлены на расслабление всего тела, на оптимизацию общего тонуса тела.
1)«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (психолог или педагог называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.).
2) «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжёлые гири; поднимаете над головой тяжёлую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетённые ветви деревьев в лесной чаще.
3) «Дракон». Ребёнок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками – крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
б) Упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинно- мозговой жидкости.
1) «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.
2) «Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая, то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянет вперёд и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди), то крутит головой по сторонам.
Г) Настройка на общий ритм:
Упражнения активизируют слуховой канал и помогают детям настроиться на общий ритм работы класса.
1)«Движение под музыку». Упражнения с использованием специально подобранных музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой. Детям предлагается произвольно ( или повторяя уже усвоенные ритмические движения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком.
2) «Ладушки».
а) «Кулак-ладонь»: руки ребёнка всё время повёрнуты ладонями друг к другу; Хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребёнок после хлопка «кулак -ладонь» делает то же с партнёром).
б) «Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнёром осуществляются так, что одна ладонь ребёнка смотрит вниз, а другая - вверх (ставятся друг на друга рёбрами).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ