Формирование УУД в традиционной и развивающей системе обучения на уроках русского языка в начальной школе

Формирование УУД в традиционной и развивающей системе обучения на уроках русского языка в начальной школе


В.И.Анисимова

 

В настоящее время перед школьным образованием ставятся все новые и новые задачи. Это связано с изменением представления о целях образования и путях их реализации.

В своей книге А.Г.Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» пишет, что «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию. При этом знания, умения, навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов   целенаправленных действий, т.е. они формируются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

    Таким образом, в связи с введением ФГОС НОО ответственность учителя начальных классов существенно возрастает, потому что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.  На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

  Образовательный процесс в начальной школе ориентирован на развитие творческих способностей ребенка, а так же на формирование у учащихся способности к саморазвитию и самообразованию. Развитие личности ребенка происходит через формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных). Процесс формирования УУД   от современного учителя требует кардинальной перестройки всей системы обучения. Учитель должен в совершенстве владеть активными методами и приемами обучения, владеть проблемным методом обучения и осуществлять деятельностный подход.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Курс русского языка в начальной школе является частью единого курса обучения с первого по выпускной класс, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе.

Цель изучения предмета «русский язык» состоит в развитии  личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности.

  Наиболее существенной особенностью современного начального образования является его вариативность, в том числе по русскому языку.

   В  школе существует две системы обучения: традиционная и развивающая. Рассмотрим технологию формирования УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка на примере УМК «Начальная школа 21 века» и системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

   Каждая из этих программ начального образования имеет свою индивидуальную особенность:

1) Система развивающего обучения Л.В. Занкова направлена на общее развитие каждого школьника;

2) УМК «Начальная школа 21 века» осуществляет новые подходы к целям, содержанию и методике обучения младших школьников. Успешно решается одна из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности.

Методика обучения русскому языку в УМК «Начальная школа 21 века» построена на использовании проблемно – поисковой, исследовательской, интеграционной технологии, игровой, технологии развивающего обучения, деятельностного метода, моделирования.

Обучение русскому языку в системе развивающего обучения Л.В. Занкова осуществляется при широком применении технологии развивающего обучения, игровой технологии, технологии индивидуализации и дифференциации, деятельностного метода.

      Дифференцированный подход к обучению, основанный на индивидуальном изучении  каждого ученика в УМК «Начальная школа 21 века» по русскому языку представлен упражнениями различной степени сложности, названия таких упражнений сами говорят про себя: «Трудное», «Давай подумаем», «По выбору».

Развитию познавательных интересов и эрудиции детей уделено особое внимание. Содержание текстового и иллюстративного материалов учебников и рабочих тетрадей вызывает у учащихся эмоциональное положительное отношение к изучаемому материалу (удивление, сопереживание, радость открытия).

Например, в учебнике русского языка для 1 класса (автор Н.В. Нечаева) дается задание, которое построено так, что от загадки к загадке постепенно сужается круг слов, которые могут являться отгадкой.

* Прочитай загадки. Назови предмет по его описанию.

1. Это мебель.

2. Это мебель для сидения со спинкой.

3. Это мебель для сидения со спинкой для одного человека, с ручками для опоры локтей.

Запиши ту загадку, на которую может быть только один ответ. Запиши название отгаданного предмета. Что ты можешь сказать об этом слове?

Это задание косвенно развивает умение давать определения понятиям. Кроме того, полученный ответ тоже является предметом всестороннего анализа – отвечая на вопрос «Что ты можешь сказать об этом слове?», детям необходимо увидеть и назвать как можно больше признаков слова. Даже самый слабый ребенок сможет дать хотя бы одну характеристику слову, общая картина «соберется» общими усилиями. Такой подход позволяет работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка и повторять уже изученное в новой учебной ситуации.

   Мастерство учителя начальных классов заключается в умении применять предложенные подходы авторскими коллективами УМК в организации познавательной деятельности на уроках русского языка, при этом дополняя их своими творческими находками.

 Например, в учебнике С.В. Иванова по русскому языку (УМК «Начальная школа 21 века») можно увидеть  специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения.

    Коммуникативные УУД  успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

Одним из важных компонентов при формировании УУД  является самостоятельная  работа. Во время самостоятельной работы создаются условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. При этом урок должен быть обучающим, интересным, деятельным и результативным. Самостоятельная работа с учебником помогает становлению ученика как будущего  исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

На уроках русского языка также используется моделирование. В концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. Основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач.  К концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы. Например, на этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные.

Формированию универсальных учебных действий у учащихся способствует включение в урок проблемных ситуаций. В учебнике С.В.Иванова «Русский язык» такие задания обозначены значком «Давай подумаем». Например, при изучении темы «Склонение имен существительных» дается такое задание:

* Вера считает, что все имена существительные в русском языке склоняются, поэтому можно определить склонение любого имени существительного. В Коля считает, что у таких имен существительных, как кино, метро, пианино, склонение определить нельзя, потому что эти слова не изменяются. С кем ты согласишься?

Построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, даёт возможность детям понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.

Я думаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Когда возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.


Литература:

 1. Асмолов А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008

2. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. , Реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. / Петрова Е.Н. - Самара: издательский дом «Федоров», 2010

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., Просвещение, 2011

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ