Классный час "ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ" 5 Класс
Классный час
ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ,
НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ
Оформление: плакаты с высказываниями:
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
Не отвечайте на грубость грубостью.
Уважая других - уважаешь себя.
Хочешь иметь друзей - будь вежлив.
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились. Детям сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать
друг друга. Хором все говорят: «Здравствуйте!»
Учитель. Мы на празднике своем отдохнем, потанцуем и споем, а главное - научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. Общение, что это такое?
Ответы ребят.
У ч и т е л ь. Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:
Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.
Всегда и всюду будь лицом к люду, то есть народу.
Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь.
А сейчас вспомним и прочитаем волшебные слова, пословицы, узнаем содержание и основные мысли, чтобы вы их запомнили.
Задание. Раскрыть смысл слов; составить одно самое красивое предложение из 5 слов с использованием этих волшебных слов.
Здравствуйте! 1. Будьте добры.
Спасибо. 2. Будьте любезны.
Пожалуйста. 3. Доброе утро!
Извините. 4. Добрый день!
Благодарю. 5. Добрый вечер!
До свидания! 6. Спокойной ночи!
Учитель задает вопросы - ученики отвечают.
Ребята, мы учимся с вами общаться. А для чего человеку нужны руки? {Ответы разные^)
А можно с помощью рук общаться? -Да.
Какими бывают наши руки?
Добрыми? -Да.
А злыми?
Тоже.
Задание. Потрогайте руки друг у друга. Что можно о них сказать?
Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.
Что еще можно сказать?
Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?
А какие руки бывают, когда они злые?
Холодные, колючие, вредные, плохие.
Могут ли руки помочь подружиться?
-Да.
Учитель. На первом месте по переживаниям в общении стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание.
Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить человеку зла.
С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния человека по мимике лица.
Проверим, все ли сумеют «легко читать» эмоциональное состояние другого человека? Чем помочь ему? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.
Вот перед вами схематические изображения мимики лица (рисунки) с этими видами (выражениями).
(Узнать правильное эмоциональное состояние. Опрос ребят, их объяснение.)
Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние человека, а это необходимо каждому уметь, это помогает общаться людям между собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим родителям.
Давайте подумаем, что еще помогает нам общаться, понимать друг друга.
Роль зрения в общении.
Эксперимент. Вызвать двух желающих, лучше девочку и мальчика; им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, самый интересный момент. Но при разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной).
Все наблюдают. (Пример.)
- А ты, Олеся, знаешь, что нынче особый год?
-Да!
- А какой?
- Год Голубой собаки.
- А книги читала про голубую собаку?
- Про голубую?
- Читала.
А какие, назови?
Я совсем не слышу.
(Разговор не получается. Причина. Ответы ребят.)
Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно.
Почему? Что не помогает?
Глаза не помогают.
А если повернуться лицом друг к другу...
Тогда разговаривать легче.
Значит, глаза тоже сильно помогают в общении с людьми. Ребята! А можно ли развить у себя внимание, память?
-Да. Учитель. Давайте проведем игру на внимание (можно разные игры). Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану. Он купил молоко, масло, сало. - Что он не купил?
Или: Я прочту вам слова. А вы, подняв руку, скажите, в каких словах есть буква «д». (Портной, труба, подвал, запад и т. д.)
Игра на внимание. Все встали. Кто сделает ошибку, садится... выявляется победитель.
Вывод. Значит, надо развивать внимание и память, это тоже помогает в общении друг с другом.
Учитель. Ребята, знаете ли вы, что есть специальные упражнения, помогающие изменить настроение, поведение, эмоции. Сейчас мы выполним некоторые из них.
Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание
Для этого надо сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить, вообразить круг и медленно выдохнуть в него воздух. Так проделать 4 раза.
Затем после еще такого вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Повторить 3 раза. Подобным же образом выдохнуть 2 раза в две параллельные линии (между ними). Всего проделать 9 упражнений, после этого наступает успокоение, снимаются нагрузки, улучшается дыхание, нам становится легче. Их можно выполнять на уроке, если вы устали, ведете себя неспокойно. Это улучшает поведение, повышает работоспособность.
Итак, занимайтесь самовоспитанием.
Учитель. Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы услышали в частушках? Мы узнаем характер человека в общении друг с другом. Что такое характер?
Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.
Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера -
слабовольный.
В пословицах так говорят о характере: «Каков характер, таковы и поступки». «С виду тих, да характер лих». «Слово сказал, как узлом завязал». «Характер определяет человека».
Сила характера заключается в умении себя держать в любой ситуации.
У ч е н и к 1. Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас, Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но давно уже от Насти, я не слышал слова...
Р е б я т а (хором). Здравствуйте!
Слово-то какое, очень дорогое.
У ч е н и к 2. Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была, на меня он, «как торпеда»,
Налетел из-за угла.
Но представьте - зря от Вити ждал я слова...
Ребята {хором). Извините.
А слово-то какое - очень дорогое.
У ч е н и к 1. Он про внучку говорил: экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада. Но нельзя ж молчать как рыба, Ну, сказала бы...
Ребята {хором). Спасибо!
Вопрос. Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? Послушайте стихи Э. Мошковской. Ученик {читает стихотворение).
Доброе утро
Я встал ужасно рано хмурым,
Ни петухам, ни курам, ни лопухам,
Ни пастухам не крикнул: «С добрым утром!»
•А самолеты пели,
А речки голубели,
А солнышко светило.
Ну, сколько было силы!
В саду дорожка мокрая И нива золотистая. Такое утро доброе, Оно не рассердилось!
Э. Мошковская
Учитель. А сейчас послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
А в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит. А вместо слово «до свидания» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»
А. Барто
Вопрос. Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? Почему?
Послушайте стихотворение Ю. Мориц, с кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?
Ежик резиновый
По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку В шляпе малиновой Шел ежик резиновый С дырочкой в правом боку.
Были у ежика Зонтик от дождика, Шляпа и пара галош. Божьей коровке, Цветочной головке, Ласково кланялся еж.
- Здравствуйте, елки! На что вам иголки? Разве мы - волки вокруг? Как вам не стыдно? Это обидно, Когда ощетинился друг.
Милая птица, Извольте спуститься -Вы потеряли перо. На красной аллее, Где клены алеют, Ждет вас находка в бюро.
Небо лучистое, Облако чистое, На именины к щенку Ежик резиновый Шел и насвистывал Дырочкой в правом боку.
Много дорожек Прошел этот ежик, А что подарил он дружку? Об этом он Ване Насвистывал в ванне Дырочкой в правом боку.
Учитель. А вот как говорил о слове известный педагог В. А. Сухо-млинский: «Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». В книге Вл. Солоухина «Слово о словах» мы читаем:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
Обсуждение задач по культуре поведения (см. Приложение). В заключение праздника исполняется песня «Доброта».
Доброта
Сл. Тулуповой, муз. И. Лученка Добрым быть совсем не просто, Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.
Припев.
Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.
Припев.
Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Припев.
В ы в о д. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.
КАК ЭТО БЫЛО
Сегодня наш район отмечает 60-летие со дня освобождения от немецко-фашистской оккупации, которая началась 7 июня 1942 года и продолжалась 7 месяцев. За это время вейделев-цы узнали, что такое «немецкий порядок».
Занимая район, оккупанты рассчитывали, что жители будут выполнять все требования «нового порядка», но оказалось все по-другому.
По приходу оккупантов во всех селах немецкие власти назначили старост, которые должны были исполнять волю немецких властей. В районе были назначены главы, которые продались немцам. Среди них начальник управы района Лепченко, который до этого работал агрономом в селе Белый Плес. Начальником полиции стал Сухарев, бывший парикмахер. Они были преданы оккупантам.
В каждом населенном пункте из молодых были поставлены полицаи, собиравшие у населения хлеб, молоко, яйца, мясо, живую птицу.
Немцы проходили по домам и грабили народ, но не удалось врагу сделать людей послушными слугами, русский народ не согнулся перед врагом. С врагом велась борьба.
В районе находилось много военнопленных. Многие из них организовывали подпольные группы, да и местное население не было в стороне.
Так, учащиеся 6 класса Брянсколипяговс-кой школы Кандабаров Сережа со своими друзьями часто появлялись на полях, где шла уборка урожая. Ребята главным образом выводили машины из строя.
Участковый агроном второго отделения Агафья Петровна при обмолоте хлеба выводила из строя тракторы.
А группа из местных жителей вместе с военнопленными второго отделения (хутор Попов) в один из осенних дней в селе установила советскую власть, и немцы там не появлялись несколько дней.
Попавшие в плен местные жители оказывали помощь раненым. Проявляли милосердие Ми-рошникова А. Ф., Пашинова М. И., Кучеренко Т. В. Это жены участников войны, а многодетная мать Закутская П. А. (тоже муж участник войны) отдала последнюю телогрейку. После освобождения района второй секретарь райкома Пан-ченко А. С, приехав в поселок Опытный, привез ей телогрейку и другие вещи.
И таких примеров было много в каждом селе.
С первого сентября 1942 года управа начала организовывать работу школ (начальные классы). Находили учителей, желающих работать. Учителей-коммунистов, комсомольцев и сочувствующих советской власти не брали. Кому удалось попасть на работу, обучали детей и одновременно рассказывали о подвигах на фронте Красной Армии и партизан в тылу врага. Таким учителем Ровновской школы был Кузьменко Т. А. Он, несмотря на то, что в его классе учился сын старосты, рассказывал о своей стране, о подвиге рабочих военных заводов, сынов полков и многое другое. А в послевоенное время работал учителем истории Вейделевской средней школы.
В конце ноября-декабре все чаще в отдельных местах начались выступления групп людей против оккупантов: на Опытном поле, в Кубра-ках, где молодые люди организовали подпольную группу. Кроме молодых людей, активное участие в борьбе принимала Резник Клавдия Петровна. По рассказам членов партизанского отряда «Стрела», руководили работой подпольных групп руководители района Ефименко Яков Степанович, Панченко Александр Сергеевич - секретари РК КПСС, Деденев Илья Петрович, исполняющий обязанности председателя исполкома, Костенко и другие.
Резник Клава несколько раз переходила линию фронта с определенными заданиями. В районе Банкино млн Кубраков была схвачена полицаями и в районе больницы была расстреляна.
Полицаи по заданию управы проводили облавы и после арестов людей расстреливали.
Были арестованы на Опытном поле Юдина Наталья Епифановна, жена командира Красной Армии, Шумская Лена, рабочая Опытного поля, Володя Давыдов, ученик Блиновской школы.
Кубраковские молодые парни и Клава Резник похоронены в братской могиле с. Кубраки.
Были расстреляны Николин Федор Николаевич, староста из села Брянские Липяги, Рез-ниченко Иван Васильевич. Их имена занесены в Книгу Памяти.
18 января 1943 года кончилось смутное время фашистской оккупации. Люди приступили к восстановлению разрушенного немцами хозяйства. Вся тяжесть работы легла на плечи женщин, детей и молодежи. Молодые люди для наведения порядка в районе создали истребительные отряды. Активными участниками были Ко-лесниченко Е., Ягодинцев, Денисенко Н.
Среди них были девушки Чугаева Клава, Лоз-нянская Зина, Денисенко Поля.
В районе было несколько временных госпиталей, где работали девушки Костина Мария, Чугаева Клава, Шевякова Наташа, Андрия-щенко Катя, сестры Трибунские - они ухаживали за ранеными, обеспечивали питанием, ставили концерты.
Колхозники готовились к полевым работам. В колхозах не было ни зерна, ни техники. Все трактористы были в рядах Красной Армии. Но сеять надо. Благо, в районе был засеян озимый клин. Работа по подготовке к севу была сосредоточена в Вейделевской и Кубраковской МТС. Готовили трактористов из молодых девушек. Освоили тракторы и работали на них Аниканова Ф. А., Накостик 3. И., Шапоренко Е., комбайнер Рез-ниченко К. П. Но основной тягловой силой были коровы, и на них работали молодые девочки Пашинова М., Крикуновы Зина и Мария, косили вручную тоже женщины. Руководили колхозами Баранова Валя, Красникова, Богомаз. Бригадами руководили молодые девушки Богомаз А., Пономарева 3. В колхозе «Новый путь» - Рыжих Анна, Суслова Анастасия. И такие бригады были во всех колхозах. Все работы были на их плечах. А главное - выполнение наряда военного назначения - отправить людей на сооружение военных объектов, на работу на аэродромы. Эту работу приходилось выполнять как внутри района, так и за его пределами.
Еще было основным после освобождения района от оккупации - оказание помощи фронтовикам. Наша районная газета «ЗНЖ» вела рубрику «Фонд здоровья фронтовиков». В селе Белый Плес, писал автор Ф. Деденев, колхозники для защитников собрали 3,5 ц картофеля, 70 литров молока, около сотни яиц, 15 кур. А секретароь комсомольской организации колхоза «Новый путь» Климова Елена сообщила, что комсомольцы поддержали почин тамбовцев о сборе продуктов в «Фонд здоровья защитников Родины». Инициативу проявил комсомолец Ушатов, который внес 50 кг картофеля, 80 яиц и 1 курицу. Его примеру последовали и другие.
Вся работа после оккупации: восстановление хозяйства, выращивание урожая, помощь фронту, обучение детей, лечение больных велась под руководством Коммунистической партии.
Сразу после освобождения района от фашистской оккупации были разобраны трупы расстрелянных возле больницы и похоронены в различных братских могилах района - в Вей-делевке, в селе Кубраки, где похоронены парни села Кубраки и Резник Клавдия Петровна.
К этому времени в район вернулись руководители партизанского отряда «Стрела» Ефименко Яков Степанович, Панченко Александр Сергеевич, Деденев Илья Петрович, Костенко, житель с. Николаевка, и другие.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ