Классный час "ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ" 5 Класс


Классный час

ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ,

НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ

Оформление: плакаты с высказываниями:

  • Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

  • Не отвечайте на грубость грубостью.

  • Уважая других - уважаешь себя.

  • Хочешь иметь друзей - будь вежлив.

  • Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились. Детям сообщается тема. Предлагается при встрече поприветствовать

друг друга. Хором все говорят: «Здравствуйте!»

Учитель. Мы на празднике своем отдохнем, потанцуем и споем, а главное - научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внима­тельными, будем учиться общаться. Общение, что это такое?

Ответы ребят.

У ч и т е л ь. Об этом хорошо говорят пословицы и поговорки:

  • Возле людей живи да потирайся и ума набирайся.

  • Всегда и всюду будь лицом к люду, то есть народу.

  • Держи с народом связь - не ударишь лицом в грязь.

А сейчас вспомним и прочитаем волшебные слова, пословицы, узнаем содержание и основные мысли, чтобы вы их запомнили.

Задание. Раскрыть смысл слов; составить одно самое красивое пред­ложение из 5 слов с использованием этих волшебных слов.

  1. Здравствуйте! 1. Будьте добры.

  2. Спасибо. 2. Будьте любезны.

  3. Пожалуйста. 3. Доброе утро!

  4. Извините. 4. Добрый день!

  5. Благодарю. 5. Добрый вечер!

  6. До свидания! 6. Спокойной ночи!

Учитель задает вопросы - ученики отвечают.

  • Ребята, мы учимся с вами общаться. А для чего человеку нужны руки? {Ответы разные^)

  • А можно с помощью рук общаться? -Да.

  • Какими бывают наши руки?

  • Добрыми? -Да.

  • А злыми?

  • Тоже.

Задание. Потрогайте руки друг у друга. Что можно о них сказать?

  • Они теплые, нежные, ласковые, добрые, мирные.

  • Что еще можно сказать?

  • Может ли человек обидеть другого, если у него такие добрые руки?

  • А какие руки бывают, когда они злые?

  • Холодные, колючие, вредные, плохие.

  • Могут ли руки помочь подружиться?

  • -Да.

Учитель. На первом месте по переживаниям в общении стоят ссоры, конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения дого­вориться, желания обратить на себя внимание.

Овладение культурой общения, конечно, нас никогда не освобождает от ошибок, но может помочь нам сделать выбор в своих действиях более осознанным, осмысленным, обдуманным. Может подсказать нам, какой способ общения выбрать, чтобы не причинить человеку зла.

С давних времен люди всматривались в лица друг друга, пытались этим угадать настроение человека, его намерения, характер. Вот и сейчас мы с вами попробуем расшифровать некоторые эмоциональные состояния чело­века по мимике лица.

Проверим, все ли сумеют «легко читать» эмоциональное состояние дру­гого человека? Чем помочь ему? Например, печаль, радость, веселье, смех, удивление, равнодушие, боль, удовольствие.

Вот перед вами схематические изображения мимики лица (рисунки) с этими видами (выражениями).

(Узнать правильное эмоциональное состояние. Опрос ребят, их объяс­нение.)

Вывод. Не все умеют «легко читать» эмоциональное состояние чело­века, а это необходимо каждому уметь, это помогает общаться людям меж­ду собой, находить особый подход к друзьям, товарищам, даже своим ро­дителям.

Давайте подумаем, что еще помогает нам общаться, понимать друг друга.

Роль зрения в общении.

Эксперимент. Вызвать двух желающих, лучше девочку и мальчи­ка; им предлагается рассказать что-нибудь интересное (содержание книги, мультфильма, самый интересный момент. Но при разговоре надо стоять, повернувшись друг к другу спиной).

Все наблюдают. (Пример.)

- А ты, Олеся, знаешь, что нынче особый год?
-Да!

- А какой?

- Год Голубой собаки.

- А книги читала про голубую собаку?

- Про голубую?

- Читала.

  • А какие, назови?

  • Я совсем не слышу.

(Разговор не получается. Причина. Ответы ребят.)

  • Как-то неудобно, трудно говорить, а потому и неинтересно.

  • Почему? Что не помогает?

  • Глаза не помогают.

  • А если повернуться лицом друг к другу...

  • Тогда разговаривать легче.

  • Значит, глаза тоже сильно помогают в общении с людьми. Ребята! А можно ли развить у себя внимание, память?

-Да. Учитель. Давайте проведем игру на внимание (можно разные игры). Мама послала сына в магазин купить молоко, масло, сметану. Он купил молоко, масло, сало. - Что он не купил?

Или: Я прочту вам слова. А вы, подняв руку, скажите, в каких словах есть буква «д». (Портной, труба, подвал, запад и т. д.)

Игра на внимание. Все встали. Кто сделает ошибку, садится... выявля­ется победитель.

Вывод. Значит, надо развивать внимание и память, это тоже помогает в общении друг с другом.

Учитель. Ребята, знаете ли вы, что есть специальные упражнения, помогающие изменить настроение, поведение, эмоции. Сейчас мы выпол­ним некоторые из них.

Я прошу выполнить мою просьбу: делать тихо и с желанием, чтобы было слышно только ваше дыхание

Для этого надо сделать полный и глубокий вдох. Задержав дыхание, представить, вообразить круг и медленно выдохнуть в него воздух. Так проделать 4 раза.

Затем после еще такого вдоха вообразить треугольник и выдохнуть в него. Повторить 3 раза. Подобным же образом выдохнуть 2 раза в две па­раллельные линии (между ними). Всего проделать 9 упражнений, после этого наступает успокоение, снимаются нагрузки, улучшается дыхание, нам становится легче. Их можно выполнять на уроке, если вы устали, веде­те себя неспокойно. Это улучшает поведение, повышает работоспособ­ность.

Итак, занимайтесь самовоспитанием.

Учитель. Как вы можете охарактеризовать ребят, о которых вы ус­лышали в частушках? Мы узнаем характер человека в общении друг с дру­гом. Что такое характер?

Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психоло­гических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера -

слабовольный.

В пословицах так говорят о характере: «Каков характер, таковы и по­ступки». «С виду тих, да характер лих». «Слово сказал, как узлом завязал». «Характер определяет человека».

Сила характера заключается в умении себя держать в любой ситуации.

У ч е н и к 1. Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:

- Видел Настю я на улице сейчас, Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс. Но давно уже от Насти, я не слышал слова...

Р е б я т а (хором). Здравствуйте!

Слово-то какое, очень дорогое.

У ч е н и к 2. Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была, на меня он, «как торпеда»,

Налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова...

Ребята {хором). Извините.

А слово-то какое - очень дорогое.

У ч е н и к 1. Он про внучку говорил: экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу, очень рада. Но нельзя ж молчать как рыба, Ну, сказала бы...

Ребята {хором). Спасибо!

Вопрос. Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? Послушайте стихи Э. Мошковской. Ученик {читает стихотворение).

Доброе утро

Я встал ужасно рано хмурым,

Ни петухам, ни курам, ни лопухам,

Ни пастухам не крикнул: «С добрым утром!»

А самолеты пели,

А речки голубели,

А солнышко светило.

Ну, сколько было силы!

В саду дорожка мокрая И нива золотистая. Такое утро доброе, Оно не рассердилось!

Э. Мошковская

Учитель. А сейчас послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

А в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит. А вместо слово «до свидания» Не говорит он ничего Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

Вопрос. Какие слова приветствия и прощания вы употребляете? По­чему?

Послушайте стихотворение Ю. Мориц, с кем разговаривает этот смеш­ной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?

Ежик резиновый

По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку В шляпе малиновой Шел ежик резиновый С дырочкой в правом боку.

Были у ежика Зонтик от дождика, Шляпа и пара галош. Божьей коровке, Цветочной головке, Ласково кланялся еж.

- Здравствуйте, елки! На что вам иголки? Разве мы - волки вокруг? Как вам не стыдно? Это обидно, Когда ощетинился друг.

Милая птица, Извольте спуститься -Вы потеряли перо. На красной аллее, Где клены алеют, Ждет вас находка в бюро.

Небо лучистое, Облако чистое, На именины к щенку Ежик резиновый Шел и насвистывал Дырочкой в правом боку.

Много дорожек Прошел этот ежик, А что подарил он дружку? Об этом он Ване Насвистывал в ванне Дырочкой в правом боку.

Учитель. А вот как говорил о слове известный педагог В. А. Сухо-млинский: «Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступ­ками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо». В книге Вл. Солоухина «Слово о словах» мы читаем:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

Обсуждение задач по культуре поведения (см. Приложение). В заключение праздника исполняется песня «Доброта».

Доброта

Сл. Тулуповой, муз. И. Лученка Добрым быть совсем не просто, Доброта не зависит от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.

Припев.

Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.

Припев.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Если доброта, как солнце светит, Радуются взрослые и дети.

Припев.

В ы в о д. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый чело­век любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.






















КАК ЭТО БЫЛО

Сегодня наш район отмечает 60-летие со дня освобождения от немецко-фашистской оккупа­ции, которая началась 7 июня 1942 года и про­должалась 7 месяцев. За это время вейделев-цы узнали, что такое «немецкий порядок».

Занимая район, оккупанты рассчитывали, что жители будут выполнять все требования «ново­го порядка», но оказалось все по-другому.

По приходу оккупантов во всех селах немец­кие власти назначили старост, которые долж­ны были исполнять волю немецких властей. В районе были назначены главы, которые про­дались немцам. Среди них начальник управы района Лепченко, который до этого работал агрономом в селе Белый Плес. Начальником полиции стал Сухарев, бывший парикмахер. Они были преданы оккупантам.

В каждом населенном пункте из молодых были поставлены полицаи, собиравшие у насе­ления хлеб, молоко, яйца, мясо, живую птицу.

Немцы проходили по домам и грабили народ, но не удалось врагу сделать людей послушны­ми слугами, русский народ не согнулся перед врагом. С врагом велась борьба.

В районе находилось много военнопленных. Многие из них организовывали подпольные груп­пы, да и местное население не было в стороне.

Так, учащиеся 6 класса Брянсколипяговс-кой школы Кандабаров Сережа со своими друзьями часто появлялись на полях, где шла уборка урожая. Ребята главным образом вы­водили машины из строя.

Участковый агроном второго отделения Агафья Петровна при обмолоте хлеба выво­дила из строя тракторы.

А группа из местных жителей вместе с во­еннопленными второго отделения (хутор По­пов) в один из осенних дней в селе установи­ла советскую власть, и немцы там не появ­лялись несколько дней.

Попавшие в плен местные жители оказывали помощь раненым. Проявляли милосердие Ми-рошникова А. Ф., Пашинова М. И., Кучеренко Т. В. Это жены участников войны, а многодетная мать Закутская П. А. (тоже муж участник войны) отдала последнюю телогрейку. После освобож­дения района второй секретарь райкома Пан-ченко А. С, приехав в поселок Опытный, при­вез ей телогрейку и другие вещи.

И таких примеров было много в каждом селе.

С первого сентября 1942 года управа нача­ла организовывать работу школ (начальные классы). Находили учителей, желающих рабо­тать. Учителей-коммунистов, комсомольцев и сочувствующих советской власти не брали. Кому удалось попасть на работу, обучали де­тей и одновременно рассказывали о подви­гах на фронте Красной Армии и партизан в тылу врага. Таким учителем Ровновской шко­лы был Кузьменко Т. А. Он, несмотря на то, что в его классе учился сын старосты, расска­зывал о своей стране, о подвиге рабочих во­енных заводов, сынов полков и многое другое. А в послевоенное время работал учителем ис­тории Вейделевской средней школы.

В конце ноября-декабре все чаще в отдель­ных местах начались выступления групп людей против оккупантов: на Опытном поле, в Кубра-ках, где молодые люди организовали подполь­ную группу. Кроме молодых людей, активное уча­стие в борьбе принимала Резник Клавдия Пет­ровна. По рассказам членов партизанского от­ряда «Стрела», руководили работой подпольных групп руководители района Ефименко Яков Сте­панович, Панченко Александр Сергеевич - сек­ретари РК КПСС, Деденев Илья Петрович, ис­полняющий обязанности председателя исполко­ма, Костенко и другие.

Резник Клава несколько раз переходила ли­нию фронта с определенными заданиями. В рай­оне Банкино млн Кубраков была схвачена полицаями и в районе больницы была расстреляна.

Полицаи по заданию управы проводили об­лавы и после арестов людей расстреливали.

Были арестованы на Опытном поле Юдина Наталья Епифановна, жена командира Красной Армии, Шумская Лена, рабочая Опытного поля, Володя Давыдов, ученик Блиновской школы.

Кубраковские молодые парни и Клава Резник похоронены в братской могиле с. Кубраки.

Были расстреляны Николин Федор Никола­евич, староста из села Брянские Липяги, Рез-ниченко Иван Васильевич. Их имена занесе­ны в Книгу Памяти.

18 января 1943 года кончилось смутное вре­мя фашистской оккупации. Люди приступили к восстановлению разрушенного немцами хозяй­ства. Вся тяжесть работы легла на плечи жен­щин, детей и молодежи. Молодые люди для на­ведения порядка в районе создали истребитель­ные отряды. Активными участниками были Ко-лесниченко Е., Ягодинцев, Денисенко Н.

Среди них были девушки Чугаева Клава, Лоз-нянская Зина, Денисенко Поля.

В районе было несколько временных госпи­талей, где работали девушки Костина Мария, Чугаева Клава, Шевякова Наташа, Андрия-щенко Катя, сестры Трибунские - они ухажи­вали за ранеными, обеспечивали питанием, ставили концерты.

Колхозники готовились к полевым работам. В колхозах не было ни зерна, ни техники. Все трак­тористы были в рядах Красной Армии. Но сеять надо. Благо, в районе был засеян озимый клин. Работа по подготовке к севу была сосредоточе­на в Вейделевской и Кубраковской МТС. Гото­вили трактористов из молодых девушек. Осво­или тракторы и работали на них Аниканова Ф. А., Накостик 3. И., Шапоренко Е., комбайнер Рез-ниченко К. П. Но основной тягловой силой были коровы, и на них работали молодые девочки Пашинова М., Крикуновы Зина и Мария, косили вручную тоже женщины. Руководили колхозами Баранова Валя, Красникова, Богомаз. Бригада­ми руководили молодые девушки Богомаз А., По­номарева 3. В колхозе «Новый путь» - Рыжих Анна, Суслова Анастасия. И такие бригады были во всех колхозах. Все работы были на их пле­чах. А главное - выполнение наряда военного назначения - отправить людей на сооружение военных объектов, на работу на аэродромы. Эту работу приходилось выполнять как внутри рай­она, так и за его пределами.

Еще было основным после освобождения района от оккупации - оказание помощи фрон­товикам. Наша районная газета «ЗНЖ» вела рубрику «Фонд здоровья фронтовиков». В селе Белый Плес, писал автор Ф. Деденев, колхоз­ники для защитников собрали 3,5 ц картофеля, 70 литров молока, около сотни яиц, 15 кур. А секретароь комсомольской организации колхо­за «Новый путь» Климова Елена сообщила, что комсомольцы поддержали почин тамбовцев о сборе продуктов в «Фонд здоровья защитников Родины». Инициативу проявил комсомолец Уша­тов, который внес 50 кг картофеля, 80 яиц и 1 курицу. Его примеру последовали и другие.

Вся работа после оккупации: восстановление хозяйства, выращивание урожая, помощь фрон­ту, обучение детей, лечение больных велась под руководством Коммунистической партии.

Сразу после освобождения района от фа­шистской оккупации были разобраны трупы расстрелянных возле больницы и похоронены в различных братских могилах района - в Вей-делевке, в селе Кубраки, где похоронены пар­ни села Кубраки и Резник Клавдия Петровна.

К этому времени в район вернулись руково­дители партизанского отряда «Стрела» Ефимен­ко Яков Степанович, Панченко Александр Сер­геевич, Деденев Илья Петрович, Костенко, жи­тель с. Николаевка, и другие.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ