Классный час "История выборов в России" 10-11 класс

Муниципальное образовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №29»

города Омска




Классный час по теме:

«История выборов в России»

В 10-11 классе






Подготовили:

учитель химии

Ракитянская Лариса Геннадьевна,


учитель математики

Терлеева Надежда Фадеевна




















г. Омск

2011г.

«История выборов в России»

Цели:

Познакомить учащихся с историей выборов, развитием избирательной системы России, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

Задачи:

1.Содействовать формированию активной гражданской позиции.

2.Повысить правовую грамотность учащихся.


Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный классный час. Он посвящён выборам. В преддверии выборов 4 декабря 2011 года мы сегодня поговорим о том, как развивалась избирательная система в России, выясним, как должны проходить выборы в демократическом государстве. Мы должны почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в стране.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем вместе разобраться в этих вопросах.

Что такое выборы? Для чего они нужны?

Выборы-процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей.

Как давно существуют выборы в России?

2.Сообщения учащихся.

Первый докладчик. История выборов корнями уходит в далёкое прошлое, в начале существования древнерусского государства, для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати -феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника.

Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига. 21 апреля 1785 г. Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Избирательным правом наделялись мещане мужского пола. Лишались прав граждане, осуждённые судом.

Второй докладчик. Издание Первого избирательного закона было следующим этапом в развитии избирательной системы. В положении о выборах в государственную думу, утверждённом 6 августа 1905 г., были определены основные моменты выборов. В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог. Все остальные жители отстранялись от участия в выборах. Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании. Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего права, ни прямого голосования, хотя права были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Третий докладчик. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно: самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет; избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; избирательными правами наделялись также военнослужащие; отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст.1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома. Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы. Выборы были безальтернативными, так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР. 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России.

3. Итоговый тест.

А сейчас мы посмотрим, что вы знаете о выборах в наши дни. Ответьте на вопросы, указав подходящий ответ.
1. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении? а) 18 лет; б) 21 года; в) 35 лет.

2. В каком возрасте Вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?

а) 21 год; б) 35 лет; в) 40 лет.

3. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее скольких лет?

а) Не менее 5 лет; б) Не менее 10 лет; в) Не менее 15 лет.

4. Как называется Парламент Российской Федерации? а) Правительство РФ; б) Государственная Дума РФ; в) Федеральное собрание РФ.

5. Как часто проходят выборы депутатов Парламента РФ?

а) Один раз в 2 года; б) Один раз в 4 года; в) Один раз в 5 лет.

6. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы?

а) 25%; б) 33%; в) 50%.

7. Какой процент от общего числа проголосовавших должен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?

а) 25%; б) 50%; в) Простое большинство.

8. Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися? а) 25%; б) 50%; в) 75%.

9. Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?

а) 30%; б) 50% + 1 голос; в) 75%.

10. Почему граждане заинтересованы в том, чтобы выборы были признаны состоявшимися после первого тура голосования? а) Средства, затрачиваемые государством на проведение выборов, достаточно велики; б) Падает рейтинг кандидатов; в) Падает активность избирателей

Проверка результатов. (Правильные ответы: бббвбавбба)

4. Рефлексия.

Что нового вы узнали? Что еще хотели бы узнать по данной теме?

Скоро нам с вами предстоит сделать выбор. ПОМНИТЕ: Вы сами создаете свою судьбу! Хочется пожелать Вам, чтобы вы были достойными гражданами своей страны и сознавали значимость своего участия в жизни России.

Список литературы:

1.Ахметова И., Иванова Т. и др. Мой выбор/Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. М., 2002.

2.Граждановедение. 8 кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1999.

3. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 кл. М., 2000.

4.Никитин А. Ф. Правоведение. Избирательное право. Издательство «Открытый мир» 1996.


Интернет-ресурсы

http://www.democracy.ru


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ