Коллективные формы организации обучения как ресурс повышения эффективности урока иностранного языка







Коллективные формы организации обучения как ресурс повышения эффективности урока иностранного языка.





































Пояснительная записка.


Учить не мыслям, а мыслить.

Иммануил Кант.

  • Обоснование актуальности опыта.


В концепции модернизации российского образования ключевыми являются слова «личность», «гуманизация», «развитие», «культура». Таким образом, приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для современного выпускника недостаточно только глубоких знаний, умений и навыков. Сегодня успешен не тот специалист, который способен в нужный момент "достать" из головы сведения, факты, применить выученные теории, а тот, кто способен найти нужную информацию, в кратчайшие сроки приобрести необходимые, прежде всего интеллектуальные, умения, разрешить нестандартную ситуацию. Таким образом, человек обучаемый стал успешней человека обученного. «Современному обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков, а от других дополнительных качеств, для обозначения которых употребляются понятия «компетентности» и «компетенции», более соответствующие пониманию современных целей образования». Таким образом, ведущим становится компетентный подход к обучению, который означает переход от накопления учащимися знаний и умений к созданию условий для овладения различными компетенциями, которые позволят выпускнику решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной жизни, дадут ему возможность быть успешным.

Среди ключевых компетенций выделяются такие, как коммуникативная (умение непринужденно общаться, быть понятым), самообразовательная (способность к саморазвитию, самообразованию), социальная (умение жить и работать с людьми, в трудовом коллективе, в команде).

В условиях традиционной классно-урочной формы организации обучения, где главная роль принадлежит учителю, а деятельность ученика в основном репродуктивная, невозможно формирование ключевых компетентностей на высоком уровне. Современность требует от учителя использования наиболее рациональных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение этих задач.

В соответствии с этим цель моей педагогической деятельности – организация учебной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей учащихся посредством использования коллективных способов обучения (КСО).

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • овладение навыками организации парной и групповой работы учащихся;

  • формирование у учащихся культуры общения, умения работать в команде;

  • создание ситуаций, требующих самоорганизации, самостоятельной деятельности учащихся;

  • последовательное развитие ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, социальной, самообразовательной).


  • Теоретическое обоснование.


Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Преимущество данной педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

  • противоречия между мотивацией и стимуляцией учебной деятельности школьников. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

  • между пассивно-созерцательными и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок в сменных парах и группах;

  • между психологическим комфортом и дискомфортом: коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;

  • между воспитанием и обучением. На обычном уроке взаимодействие учеников пресекается учителем («Не разговаривайте!», «Не подсказывайте»). На уроках же коллективного обучения все наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

  • между отношениями «учитель-ученик», «ученик-ученик». На классическом уроке всегда присутствует принцип взаимоотношений «учитель (субъект) - ученик (объект)». Коллективные способы обучения превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.

Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • взаимообучение;

  • взаимоконтроль;

  • взаимоуправление.

А.Г.Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

  • изучение текстового материала;

  • взаимопередача текстов;

  • взаимообмен заданиями;

  • взаимные диктанты;

  • выполнение упражнений в парах.

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым технологиям можно отнести:

  • классно-урочную организацию;

  • дидактические игры;

  • проблемно-исследовательский метод.

При правильном педагогическом руководстве эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимозависимость и контроль.

Типы группового обучения:

  • обучение в парах;

  • группа, сидящая вместе;

  • маленькая команда;

  • задание для всего класса.


Изменения в образовательном процессе при КСО предполагает формирование у обучаемых новых личностных образовательных результатов:

  • преобразование, перестройка позиций личности;

  • изменение ценностных установок, смысловых ориентиров, целей обучения и само взаимодействие каждого из участников учебного процесса;

  • изменение позиции, в свою очередь, определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности;

  • появление новых форм взаимодействия учеников друг с другом и с учителем;

  • в условиях совместной работы наиболее полно и отчётливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе.

  • стимулирование таких важных способов взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников.



Система деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов.

Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям.

Первый этап - подготовка к выполнению заданий.

  • подборка учителем материала, который учащиеся смогут сами усвоить (в группах, парах) при помощи вопросов;

  • комплектация групп учащихся с учётом их познавательной активности, положения в социуме, взаимных симпатий, а также наличия навыков самостоятельной работы и ответственности за неё.

Иногда приходится сталкиваться с тем, что группа не принимает у себя кого-либо из-за низкой работоспособности или из-за обыкновенной лени, свойственной некоторым учащимся. Здесь проявляется одна из функций личности – ответственность (перед группой, перед классом, перед собой);

3) перед учащимися следует поставить языковую или речевую задачу, провести инструктаж о последовательности действий и раздать дидактический материал;

Второй этап – сама групповая (парная) работа.

Здесь школьники знакомятся с дидактическим материалом, планируют пути решения поставленных задач, распределяют задания в группе. Далее – реализация путей решения задачи на практике, то есть индивидуальное выполнение заданий. После выполнения ребята обсуждают индивидуальные результаты и общее задание группы, выставляют оценки за работу.

Кроме традиционных форм проверки можно рекомендовать:

  • самопроверку учениками своей работы, то есть сверку с заранее приготовленными ответами;

  • взаимопроверку работ, когда дети меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением типичных ошибок.

На этом этапе работы важной проблемой является выработка у учащихся навыков самоконтроля, позволяющего анализировать, проверять, оценивать свою деятельность, исправлять ошибки и недочёты. Самостоятельное нахождение и исправление ошибок как письменных, так и устных самим учеником вызывает у него удовлетворение, стремление грамотно оформлять свою работу. Всё это повышает эффективность обучения иностранному языку.

Третий этап – заключительный. Один ученик от каждой группы делает сообщение о выполнении задания, то есть представляет найденный совместный результат. Оглашаются оценки, полученные учащимися за самостоятельно выполненные задания. Учителем делается вывод о работе каждой группы и достижении поставленной задачи. Каждый учащийся получает оценки за качество выполнения практического задания. Руководителю группы оценку ставит учитель.

Критерии оценки достижения результата:

- выделение целей учебного задания;

-определение требований к нему;

-формулировка критериев оценки;

-последующий анализ результатов в соответствии с предусмотренными критериями.

Самооценка учеником результатов учебной работы осуществляется также в соответствии с критериями оценки данного вида учебной деятельности. Учащиеся выполняют работу в соответствии с критериями – требованиями, которые служат им ориентирами для самоконтроля. Требования фиксируются на доске, и в ходе выполнения работы ученик проверяет её на соответствие этим критериям. Когда работа выполнена, по предложенным критериям учащиеся могут дать характеристику результатов собственной деятельности и результатов деятельности друг друга.

Прозрачность критериев обеспечивает адекватность самооценки и ясность будущих задач, что способствует развитию самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Инструментарий (формы и методы оценки для оценки планируемых результатов:

при диагностике результатов личностного развития: диагностическая работа, результаты наблюдения, карта наблюдения.

При диагностике предметных результатов: лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности, контрольная работа, результаты учебных проектов.

При диагностике метапредметных результатов: мониторинг образовательных достижений по предмету, тесты, опросы, анкеты, а так же образцы заданий, демонстрационные варианты заданий и проверочных работ.


Раскроем виды работы в парах используемые по основным методикам коллективных учебных занятиях на примере рабочей программы по немецкому языку в 5 классе.


Тема. Её содержание.

Содержание речи.

Виды работ. Методика.

Hallo, 5. Klasse! Womit kommen wir aus der vierten Klasse?

Первый школьный день, ученики знакомятся с новенькими, ребята вспоминают о лете. Обмен впечатлениями о лете.

Обмен мнениями. Цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чем мнения совпадают, а затем за счет друг друга свои представления расширить.

Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier?

Архитектура и достопримечательности старого немецкого города. О чем беседуют прохожие на улицах города?

Совместное изучение. Совместно можно изучать то, чего никто из двоих еще не знает. Оба напарника находятся в позиции изучающих.

Die Straßen der Stadt. Wie sind sie?

Как выглядят улицы немецкого города. Что и кого можно здесь увидеть? Уличное движение, виды транспорта. Ознакомление с новой страноведческой информацией. Образ жизни, быт другого народа.

Обучение. Во время обучения участники выступают в разных позициях: один – обучающий, другой – обучаемый. За счет организованного взаимодействия второй становится носителем того, чем владеет первый.

Wo und wie wohnen hier die Menschen?

Разные типы домов: высокие и низкие, старые и новые. План города. Ориентация в незнакомом городе. Экологические проблемы города.

Тренировка на закрепления изученного материала. Цель – инициировать учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий

Bei Gabi zu Hause. Was sehen wir da?

Семья Габи, какая она? Где работают её родители? Есть ли у неё братья и сестры? Её дом (коттедж), где есть все необходимое для жизни. Описание комнаты.

Проверка. В отличие от тренажа проверка направлена не на ответ. В ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Проверка осуществляется сразу.

На коллективных занятиях (в группах) дети могут:

если знают разное: обучать друг друга; выступать в малой группе или перед всеми; выполнять индивидуальные задания, тестовые задачи, индивидуальные проверочные работы; изучать новое;

если знают одно и то же: обсуждать; тренироваться; закреплять; проверять; изучать новое самостоятельно или с учителем; сдавать зачет; выполнять контрольную работу.

Часть своих функций учитель передает ученикам.


















Заключение


Коллективные формы организации обучения способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся: 
- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность;

- поддержка учебной мотивации.  

У учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах обучения у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

  • Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

  • Разные ученики осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

  • Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.


КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы, самостоятельно изучают тему, обучают одноклассника.

Особенностью КСО является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность изучать каждую тему на разном уровне усвоения).

Практика показывает, что организация коллективных учебных занятий на основе метода непрерывной передачи знаний способствует не только достижению хорошего уровня знаний, усвоению учебной программы в соответствии со способностями каждого ученика, но и созданию постоянной творческой атмосферы, благоприятных морально-психологических условий, развитию у учащихся устойчивого интереса к познанию.

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

  • В результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • В процессе постоянной активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • Каждый чувствует себя свободно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

  • Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

Данная методика может быть использована при изучении новой грамматической темы: во-первых, у учащихся развивается инициатива и творчество, во-вторых, экономно расходуется время на уроке, так как учащиеся, заранее подготовившись, могут выступить с сообщением. Уроки обобщения и повторения проходят более насыщенно, так как каждая подгруппа принимает активное участие. Цель таких занятий – приучать учащихся делать самостоятельно выводы и обобщение на основе тех фактов и рассуждений, которые приводятся самими школьниками в процессе изучения учебного материала.

Методика коллективных способов обучения эффективна также при выполнении творческих заданий, а также защиты проектов.

Из проведённого мною анкетирования выявлено, что у учащихся, активно работающих в группе, меньше времени уходит на выполнение домашнего задания, так как они уже обучены делать работу по алгоритму - сначала повторить правила, обратиться в случае затруднения к справочному пособию и только после этого приступать к выполнению заданий. Перегрузок учащиеся не испытывают, а именно в этом и состоит главная задача здоровьесберегающих технологий, в том числе и КСО.

В заключении следует отметить, что успешность в развитии компетентных качеств у учащихся общеобразовательной школы, опосредованная особенностями образовательного пространства, педагогически организованной социальной средой, а именно, включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развить у них такие ценностные и социально-значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.

Список использованной литературы.


1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.


2.Примерная основная образовательная программа основного общего образования.


3.Примерная программа курса «Немецкий язык» для 5-9 классов.


4.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Под ред И.В.Первина – М.: Педагогика, 1985


5.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991


6.Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004


7.Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения// Школьные технологии. 2007 №1.


8.Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения: монография. — Красноярск, 2010


9.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие- М.: Народное образование, 1998


10.Немецкий язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011













Содержание


1. Пояснительная записка

2.Система деятельности педагога по обеспечению новых образовательных

результатов

3.Технологическая карта урока «In der Stadt ist nun Winter» в 5 классе

4.Заключение

5.Список использованной литературы

6.Приложения

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ