Комплексно-целевая программа «Педагогическая поддержка ребёнка в системе начального школьного образования»
Комплексно-целевая программа
«Педагогическая поддержка ребёнка в системе начального школьного образования»
Учителя начальных классов
Старовойтовой Е. В.
Актуальность:
целью образования в современном обществе является создание условий для самоопределения и самореализации личности, но на сегодня эта цель не может быть реализована только в рамках обучения и воспитания. Возникает необходимость включать в образовательный процесс психолого-педагогическую поддержку развития личности.
Мотивы учителя вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребёнка, желание научить его общаться. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям и часто выливается в назидание, приказ, что вызывает ответную грубость, неподчинение, апатию.
В результате у ребёнка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться ситуации, спрятав своё «я».
Цель программы:
сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.
Задачи:
обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку обучающегося;
оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
создание наиболее благоприятных условий для развития всех категорий учащихся.
Сроки реализации программы: 2013 – 2017 годы.
Этапы реализации программы:
Поступление ребёнка в школу.
Адаптация детей к школе.
Изучение динамики развития учащихся.
Диагностика готовности к переходу в среднюю школу.
Направления деятельности:
- педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей развития ребенка;
- развивающая педагогическая работа;
- консультативная работа с родителями;
- методическая работа.
Формы работы:
проблемно-поисковый подход;
дидактические игры;
нестандартные уроки:
- уроки-игры;
- уроки-дискуссии;
- театрализованные уроки;
- уроки-творчества;
- экскурсии и др.
дифференцированный подход;
работа в парах, групповая работа.
Ожидаемые результаты реализации программы:
повышение мотивации к процессу обучения;
развитие готовности к самореализации, самообразованию;
формирование коммуникативных умений;
развитие исследовательских навыков;
повышение качества образования.
Содержание программы:
Я работаю учителем начальных классов 20 лет. И на протяжении этих лет наблюдаю, что в традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, ситуативный характер. Учителя в большинстве случаев реагируют только на внешне проявляющиеся поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, вызов родителей, наставления по поводу внешнего вида и т .п.
Мотивы учителя вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребёнка, желание научить его общаться, но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, что может вызвать лишь ответную грубость, апатию.
За последние годы произошло значительное обновление содержания образования в начальной школе. Первоклассники обучаются грамоте по новым курсам, которые построены на коммуникативно-деятельностной основе и ориентированы не только на овладение детьми навыками чтения, письма, но и на развитие познавательных и речевых способностей, формирования у детей интереса к родному языку как важнейшему средству общения. Отбор содержания в новых программах ориентирован в большей степени на социализацию ребёнка, овладение учащимися элементарными знаниями об истории своей Родины, о правах ребёнка, нормах нравственности, систематизацию имеющихся у них сведений о мире природы.
Сейчас тяжёлое время для формирования полноценной личности. Встаёт отнюдь не риторический вопрос: « Как и что прививать для того, чтобы ребёнок мог нормально существовать в нашем мире. » Но нет никаких сомнений, что сейчас как никогда актуальна педагогическая поддержка, и начинать оказывать её нужно уже в начальном образовании, обращать внимание на каждый грустный взгляд подопечного, попытаться раскрыть ребёнка, а вместе с ним и проблему, которая беспокоит его. Ведь мы в ответе за тех, кто будет жить далее, создавать счастливое будущее.
Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением ( О.С.Газман ).
Педагогическая поддержка с точки зрения обучающих и воспитательных задач носит упреждающих, превентивный характер, дающий шанс двигаться навстречу обоим – педагогу, и ребёнку – в образовательном пространстве, как желательном для обоих – взаимодействии.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:
1. Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.
2. Приоритет самого ребёнка в решении собственных проблем. Педагог лишь создаёт условия, предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем. В силу того, что ребёнок ещё долго не сможет разобраться во всех взаимодействиях, педагог обязан подсказать, незаметно подтолкнуть к выбору правильного во всех отношениях решения.
4. Соблюдение принципа конфиденциальности. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком.
Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки.
Для младшего школьного возраста вариант педагогической поддержки заключается в создании условий для социальной адаптации учащихся в различных сферах образовательного пространства и организации их деятельности и общения.
Основные принципы педагогической поддержки адаптации первоклассников к школе:
личностная направленность целостного процесса педагогического сопровождения;
гуманизация содержательно-процессуальных сторон образовательного процесса;
содружества, сотворчества педагога, родителей, воспитанников в организации учебно- воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциации;
многообразия видов индивидуальной и коллективной деятельности с учётом интересов и склонностей обучаемых;
вариативность программ и подходов в воспитательной работе;
профессионализм и компетентность педагогов, действующих в инновационном режиме.
Важное место среди мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, принадлежит уменьшению учебной нагрузки.
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок по окружающему миру, математике, технологии. Целевые прогулки и экскурсии определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На своих уроках большое внимание уделяю здоровьесберегающим принципам: физкультминутки, упражнения на развитие мелкой моторики, гимнастику для пальчиков, смена видов деятельности.
Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность детей, контролируя её изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя, а в частности и меня, к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
уроки-игры;
уроки-дискуссии;
уроки-соревнования;
театрализованные уроки;
уроки с групповыми формами работы и др.
Научно-познавательный аспект педагогической поддержки хорошо прослеживается, на мой взгляд, в занятиях по краеведению. Содержание программы способствует формированию понятий о малой родине, основ этнического самосознания и расширению собственного культурного опыта на основе ознакомления с родным краем, воспитанию культуры и этике общения, развитию в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативности, обогащению речи и словарного запаса. Как можно больше целевых прогулок, экскурсий, т.е. необходимо расширение образовательного пространства.
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований;
развитие творческой исследовательской активности;
® вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини – исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии, музыки. Например,
по окружающему миру дети исследуют какие деревья растут вокруг школы;
по литературному чтению: что такое сказка?
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Своей работай я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.
В своей работе я использовала метод проектной деятельности:
декада знаний ( выпуск газеты, инсценирование сказки);
® проекты по технологии «Осенний урожай», «Дикие животные»,
«Чайный сервиз»…
экологические уроки;
интегрированные уроки ( урок музыки по теме «Музыка утра», «Музыка вечера» + урок ИЗО);
тетрализованные уроки ( например, урок музыки «От Рождества до Крещения»);
проекты по окружающему миру «Мой класс и моя школа», «Моя семья», «Моя малая Родина» и др.
«Музыка утра. Музыка вечера».
Результатом большой творческой работы стали праздники:
дни именинников;
день матери;
8-е Марта;
ò праздник азбуки…
Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, выявить сущность и условия педагогической поддержки.
Понимать, что поддержать – не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: согласие ребенка на помощь и поддержку, приоритет самого ребенка в решении собственных проблем - «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки, совместность, сотрудничество, содействие, соблюдение принципа конфиденциальности, доброжелательность и безоценочность, защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.
Необходимость применения педагогической поддержки безусловна. В наше время развития гуманистического воспитания, педагогическая поддержка является ее составной частью. Она занимает в образовательном процессе роль ровную с воспитанием и обучением, являясь их неотъемлемой частью. А взаимодействие учителя и ученика делаются более открытыми, что способствует дифференцированному подходу. Я считаю, что педагогическая поддержка в наше время является и должна являться частью образовательного процесса в формировании нравственной личности ученика.
Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит – полноценно жить и учиться.
Чтобы эффективно использовать данную программу необходимо приобрести интерактивную доску, контрастные коврики под ноги для профилактики плоскостопия и массажа стоп, разноуровневую школьную мебель, конторки. Кроме того, я буду продолжать использовать комбинирование различных форм организации учебной работы.
На первом заседании МО учителя начальных классов в результате обстоятельной дискуссии дифференцировали средства поддержки ребёнка на 2 группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направленна на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Важное значение при этом имеет дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической (телесной) и духовной природы ребенка, обстоятельств его жизни и судьбы. Особенностей души и характера, языка и поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных "вкладов" в решение общих задач.
Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;
учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;
учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его;
учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Чтобы программа была полностью реализована, необходимо приобрести за счёт внебюджетных средств:
интерактивную доску;
контрастные коврики под ноги для профилактики плоскостопия и массажа стоп;
конторки.
Список литературы:
Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования// Классный руководитель. 2000.№3
Газман О. С. Неклассическое воспитание. М.,2002
Юсфин С. М. педагогика поддержки. М.,2002
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ