Конспект педагогической мастерской "Цветик - семицветик"



Педагогическая мастерская Аксёновой А.А., организатора летней занятости учащихся «Цветик-семицветик»

Цель: раскрыть значение трудовой деятельности детей с ОВЗ в летнем подростковом отряде как условия социализации в современном обществе

Задачи: - ознакомить с особенностями деятельности трудового отряда с целью формирования начальных профессиональных навыков;

-ознакомить с приёмами и методами, используемыми руководителем трудового отряда для формирования начальных профессиональных умений.

Ход педагогической мастерской:

Предварительно участникам педагогической мастерской раздаются листочки с изображением портфеля («багаж выпускника»), с изображением «плюса» и «минуса», изображении различных материалов, используемых в трудовом отряде.

Появляется педагог с макетом цветика-семицветика со словами:

«Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по-моему вели…»

Вели перенести меня и уважаемых коллег на минуточку в школу-интернат. Видео полёта, затем видео детей с изображением различных эмоциональных состояний. Это наши воспитанники: весёлые и грустные, тихие и шумные, озорные и серьёзные, артистичные и скромные. Все они очень разные, но все нуждаются в нашей педагогической помощи. Мы любим их и стремимся к тому, чтобы они самореализовались в обществе, адаптировались и нашли своё место в нём, состоялись в семье и профессиональной деятельности.

Идут годы, дети растут, взрослеют вот уже бывшие малыши стоят перед нами с документами выпускников школы-интерната. На магнитной доске прикреплён силуэт человека, выпускника.

Уважаемые коллеги, я думаю, что многие из Вас в своей педагогической практике встречались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Давайте, вместе подумаем, предположим, какими наиболее важными компетенциями должен обладать



выпускник школы-интерната, чтобы достаточно успешно социализироваться в современном обществе, самореализоваться.

Участники записывают ключевые компетенции на листочках с изображением портфеля, затем эти листочки прикрепляются на магнитную доску рядом с изображением выпускника. Далее ведущий анализирует мнение коллег, делая вывод о том, что наиболее важными качествами выпускника являются сформированные начальные профессиональные навыки и умения, необходимые в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. «Уважаемые коллеги, мы видим тот багаж, тот портфель, который выпускник принесёт в современное общество. И то, насколько полезные знания будут находиться в этом портфеле во многом зависит от качества воспитания и обучения в школе. Не зря я начала своё выступление с отрывка из рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик», основная мысль которого заключается в том, что нас окружают люди, которым мы можем помочь, потому что обладаем определёнными возможностями, ресурсами (знания, умения). Эти ресурсы мы можем использовать по-разному, можем растратить их напрасно, впустую, как девочка Женя из рассказа «Цветик-семицветик» (множество кукол, ненужное путешествие к Северному Полюсу), можем использовать во благо себя, либо помочь другому, тому, кто нуждается в твоей помощи (мальчик Витя из рассказа).

Итак, как перенести данную мысль в область коррекционного воспитания и обучения? У нас есть Цветик-семицветик: центр, сердцевина цветка – это личность ребёнка с ОВЗ, лепестки это те условия, которые мы используем в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.







Личность ребёнка с ОВЗ











Желтый лепесток – цель деятельности трудового отряда – формирование начальных профессиональных навыков и умений у учащихся с ОВЗ.





Задание для участников педагогической мастерской: назвать качества присущие профессиям, с основами которых дети знакомятся в ходе работы в летнем трудовом отряде. Профессии «маляр», «уборщик территории», «садовод», «строитель»

Красный лепесток – задачи деятельности трудового отряда – повышение материального уровня обучающихся, формирование коммуникативных качеств, умения работать в команде, экологическое, эстетическое воспитание детей, формирование навыков взаимодействия с обществом.

Зелёный лепесток - объект трудовой деятельности – благоустройство пришкольного участка, создание игровой площадки для детей.

Рассказать участникам педагогической мастерской об этапах выбора именно указанной объекта трудовой деятельности, о том, почему именно благоустройство пришкольной территории стало объектом деятельности трудового отряда. Опрос «Чем мы можем помочь школе, какие проблемы разрешить?»

Синий лепесток – планирование трудовой деятельности.

-Макет будущей площадки;

-Макет благоустроенной территории;

-Использование компьютерной игры с целью формирования представлений о ландшафтном дизайне. Метапредметные связи, т.е. дети, работающие в рудовом отряде получали знания о способах благоустройства территории из компьютерной игр на уроках информатики.

Задание для участников педагогической мастерской: назвать возможности использования природных материалов, различных предметов в оформлении пришкольной территории. Участники педагогической мастерской получают картинки с изображением:

-камней;

-брёвен;

-верёвки (клубка ниток);

-пластинок;

-искусственных цветов;

-галош;

-прутьев ивы;



-мраморных кусочков и т.д.

Параллельно демонстрируются фотографии использования данных материалов, предметов в благоустройстве пришкольной территории школы-интерната.

Оранжевый лепесток – способы формирования трудовых навыков (трудовые действия):

Что мы делаем: белим, красим, моем, копаем, сажаем, поливаем растения, ухаживаем за ними, фантазируем, работаем с различными инструментами (пила, топор, рубанок).

Фиолетовый лепесток – результат деятельности. Рассказать об анкете, которую участники трудового отряда заполняют по итогам работы., о коллективном обсуждении сильных и слабых сторон результата нашей работы.

Задание участникам педагогической мастерской: «+» назвать положительные моменты участия детей с ОВЗ в трудовом отряде, «-» назвать проблемы, выявленные в ходе информирования о деятельности трудового отряда.

Голубой лепесток – оценка деятельности трудового отряда окружающими.

Рассказать об итогах участия в конкурсах, эмоциональной оценке деятельности трудового отряда другими людьми.

Рефлексия: Задание участникам педагогической мастерской: в соответствии с цветом полученного лепестка оценить деятельность трудового отряда.

Жёлтый лепесток – рассказать об эмоциях и чувствах, который вызвал у Вас этот проект;

Красный лепесток– рассказать об увиденных проблемах;

Зелёный лепесток – как можно развивать деятельность трудового отряда в будущем, ваши предложения;

Синий лепесток – что нового вы для себя отметили.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ