Конспект педагогической мастерской "Цветик - семицветик"
Педагогическая мастерская Аксёновой А.А., организатора летней занятости учащихся «Цветик-семицветик»
Цель: раскрыть значение трудовой деятельности детей с ОВЗ в летнем подростковом отряде как условия социализации в современном обществе
Задачи: - ознакомить с особенностями деятельности трудового отряда с целью формирования начальных профессиональных навыков;
-ознакомить с приёмами и методами, используемыми руководителем трудового отряда для формирования начальных профессиональных умений.
Ход педагогической мастерской:
Предварительно участникам педагогической мастерской раздаются листочки с изображением портфеля («багаж выпускника»), с изображением «плюса» и «минуса», изображении различных материалов, используемых в трудовом отряде.
Появляется педагог с макетом цветика-семицветика со словами:
«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели…»
Вели перенести меня и уважаемых коллег на минуточку в школу-интернат. Видео полёта, затем видео детей с изображением различных эмоциональных состояний. Это наши воспитанники: весёлые и грустные, тихие и шумные, озорные и серьёзные, артистичные и скромные. Все они очень разные, но все нуждаются в нашей педагогической помощи. Мы любим их и стремимся к тому, чтобы они самореализовались в обществе, адаптировались и нашли своё место в нём, состоялись в семье и профессиональной деятельности.
Идут годы, дети растут, взрослеют вот уже бывшие малыши стоят перед нами с документами выпускников школы-интерната. На магнитной доске прикреплён силуэт человека, выпускника.
Уважаемые коллеги, я думаю, что многие из Вас в своей педагогической практике встречались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Давайте, вместе подумаем, предположим, какими наиболее важными компетенциями должен обладать
выпускник школы-интерната, чтобы достаточно успешно социализироваться в современном обществе, самореализоваться.
Участники записывают ключевые компетенции на листочках с изображением портфеля, затем эти листочки прикрепляются на магнитную доску рядом с изображением выпускника. Далее ведущий анализирует мнение коллег, делая вывод о том, что наиболее важными качествами выпускника являются сформированные начальные профессиональные навыки и умения, необходимые в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. «Уважаемые коллеги, мы видим тот багаж, тот портфель, который выпускник принесёт в современное общество. И то, насколько полезные знания будут находиться в этом портфеле во многом зависит от качества воспитания и обучения в школе. Не зря я начала своё выступление с отрывка из рассказа В.Катаева «Цветик-семицветик», основная мысль которого заключается в том, что нас окружают люди, которым мы можем помочь, потому что обладаем определёнными возможностями, ресурсами (знания, умения). Эти ресурсы мы можем использовать по-разному, можем растратить их напрасно, впустую, как девочка Женя из рассказа «Цветик-семицветик» (множество кукол, ненужное путешествие к Северному Полюсу), можем использовать во благо себя, либо помочь другому, тому, кто нуждается в твоей помощи (мальчик Витя из рассказа).
Личность ребёнка с ОВЗ
Желтый лепесток – цель деятельности трудового отряда – формирование начальных профессиональных навыков и умений у учащихся с ОВЗ.
Задание для участников педагогической мастерской: назвать качества присущие профессиям, с основами которых дети знакомятся в ходе работы в летнем трудовом отряде. Профессии «маляр», «уборщик территории», «садовод», «строитель»
Красный лепесток – задачи деятельности трудового отряда – повышение материального уровня обучающихся, формирование коммуникативных качеств, умения работать в команде, экологическое, эстетическое воспитание детей, формирование навыков взаимодействия с обществом.
Зелёный лепесток - объект трудовой деятельности – благоустройство пришкольного участка, создание игровой площадки для детей.
Рассказать участникам педагогической мастерской об этапах выбора именно указанной объекта трудовой деятельности, о том, почему именно благоустройство пришкольной территории стало объектом деятельности трудового отряда. Опрос «Чем мы можем помочь школе, какие проблемы разрешить?»
Синий лепесток – планирование трудовой деятельности.
-Макет будущей площадки;
-Макет благоустроенной территории;
-Использование компьютерной игры с целью формирования представлений о ландшафтном дизайне. Метапредметные связи, т.е. дети, работающие в рудовом отряде получали знания о способах благоустройства территории из компьютерной игр на уроках информатики.
Задание для участников педагогической мастерской: назвать возможности использования природных материалов, различных предметов в оформлении пришкольной территории. Участники педагогической мастерской получают картинки с изображением:
-камней;
-брёвен;
-верёвки (клубка ниток);
-пластинок;
-искусственных цветов;
-галош;
-прутьев ивы;
-мраморных кусочков и т.д.
Параллельно демонстрируются фотографии использования данных материалов, предметов в благоустройстве пришкольной территории школы-интерната.
Оранжевый лепесток – способы формирования трудовых навыков (трудовые действия):
Что мы делаем: белим, красим, моем, копаем, сажаем, поливаем растения, ухаживаем за ними, фантазируем, работаем с различными инструментами (пила, топор, рубанок).
Фиолетовый лепесток – результат деятельности. Рассказать об анкете, которую участники трудового отряда заполняют по итогам работы., о коллективном обсуждении сильных и слабых сторон результата нашей работы.
Задание участникам педагогической мастерской: «+» назвать положительные моменты участия детей с ОВЗ в трудовом отряде, «-» назвать проблемы, выявленные в ходе информирования о деятельности трудового отряда.
Голубой лепесток – оценка деятельности трудового отряда окружающими.
Рассказать об итогах участия в конкурсах, эмоциональной оценке деятельности трудового отряда другими людьми.
Рефлексия: Задание участникам педагогической мастерской: в соответствии с цветом полученного лепестка оценить деятельность трудового отряда.
Жёлтый лепесток – рассказать об эмоциях и чувствах, который вызвал у Вас этот проект;
Красный лепесток– рассказать об увиденных проблемах;
Зелёный лепесток – как можно развивать деятельность трудового отряда в будущем, ваши предложения;
Синий лепесток – что нового вы для себя отметили.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ