Опорный конспект по теме «Технология проблемного обучения»
Автор: Гончарова Е.Л., МБОУ СОШ №6 г.Боготол, учитель химии и биологии Автор: Гончарова Е.Л. , Биология
Опорный конспект по теме «Технология проблемного обучения»
Классификационные параметры технологии
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе:прагматическая + приспосабливающаяся.
По типу управления: система малых групп.
По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.
По основному фактору развития:биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.
По подходу к ребенку:
свободное воспитание.
По категории обучающихся:массовая, все категории.
По концепции усвоения:
ассоциативно-рефлектор-ная + бихевиористская.
По организационным формам:групповая, академическая.
По преобладающему методу: проблемная.
По ориентации на личностные структуры:
1) ЗУН + 2) СУД.
По направлению модернизации:активизация и интенсификация деятельности учащихся.
Целевые ориентации: приобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. По степени познавательной самостоятельности учащихсяпроблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса.
Формы и методы учебной деятельности: Работа в группах; работа в парах;самостоятельная поисковая работа со справочным материалом, учебными пособиями, и т.д.; подготовка выступлений (отрабатывается техника выступления, вопросов, аргументация, оценивание); ученик вместо учителя; подготовка проблемных домашних заданий. Дидактические способы организации процесса проблемного обучения, представляют собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся: -монологический; - рассуждающий; -диалогический;- эвристический; -исследовательский; -метод программированных заданий.
Особенности методики Проблемные методы- это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическуюи педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Цель
Сущность
Механизм
Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся
Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания
Поисковые методы; постановка познавательных задач
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и др. отличительные качества объекта познания. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. При проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения.
Методические приемы создания проблемных ситуаций: - учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; - сталкивает противоречия практической деятельности; - излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); - побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; - ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); - определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); - ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Список литературы
1. Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 006. – 228 с.
2.Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
3.Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2006. – 368 с.
4.Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М., 1998 г.
5. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.
6. Педагогические технологии: учеб.пособие. / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
7. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. – М.: Высшее образ-е, 2007. – 540 с. – (Основы наук).
8.Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
9. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ