Опорный конспект по теме «Технология проблемного обучения»

Автор: Гончарова Е.Л., МБОУ СОШ №6 г.Боготол, учитель химии и биологии

Автор: Гончарова Е.Л. , Биология



Опорный конспект по теме «Технология проблемного обучения»

Классификационные параметры технологии

По уровню применения:общепедагогическая.

По философской основе:прагматическая + приспосабливающаяся.

По типу управления: система малых групп.


По характеру содержания: обучающая, общеобразовательная, гуманистическая + технократическая, проникающая.

По основному фактору развития:биогенная (по Дьюи) + социогенная + психогенная.

По подходу к ребенку:

свободное воспитание.

По категории обучающихся:массовая, все категории.

По концепции усвоения:

ассоциативно-рефлектор-ная + бихевиористская.

По организационным формам:групповая, академическая.

По преобладающему методу: проблемная.

По ориентации на личностные структуры:

1) ЗУН + 2) СУД.

По направлению модернизации:активизация и интенсификация деятельности учащихся.

Целевые ориентации: приобретение ЗУН; усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей.

Технология проблемного обучения

предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

По степени познавательной самостоятельности учащихсяпроблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса.










Формы и методы

учебной деятельности:

Работа в группах; работа в парах;самостоятельная поисковая работа со справочным материалом, учебными пособиями, и т.д.; подготовка выступлений (отрабатывается техника выступления, вопросов, аргументация, оценивание); ученик вместо учителя; подготовка проблемных домашних заданий.

Дидактические способы организации процесса проблемного обучения,

представляют собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

-монологический; - рассуждающий;

-диалогический;- эвристический;

-исследовательский;

-метод программированных заданий.


Особенности методики

Проблемные методы- это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическуюи педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.












Цель

Сущность

Механизм

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность и др. отличительные качества объекта познания. Не слишком трудная, не слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. При проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения.



Методические приемы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

- побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

image061


Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.


Список литературы

1. Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 006. – 228 с.

2.Кашлев С.С.Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.

3.Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2006. – 368 с.

4.Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. — М., 1998 г.

5. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А. А. Остапенко. – М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.

6. Педагогические технологии: учеб.пособие. / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.

7. Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. – М.: Высшее образ-е, 2007. – 540 с. – (Основы наук).

8.Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

9. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ