Конспект урока "Части речи" 3-4 класс
Совместное логопедическое занятие 3-их,4-ых классов.
Тема: Части речи.
Цель: Формировать навык дифференциации слов-предметов, слов-действий, слов-признаков.
Задачи:
- формировать навык определения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков;
- развивать зрительные, слуховые и моторные анализаторы;
- формировать связную речь через составление рассказа по плану;
- развивать мелкую и общую моторику;
- закреплять знания по лексической теме «Весна».
Оборудование:
Нарисованный поезд: паровозик и три вагона.
Жребий по количеству детей с цифрами 1, 2, 3.
Фишки.
Билеты на поезд:
1-белка 1-каменщик 1-кувшин
ёжик скрипач сковорода
заяц повар тарелка
2-грусть 2-свадьба 2-дождь
печаль демонстрация ветер
тоска юбилей град
3-весёлый 3-грустная 3-маленькое
счастливый большая красивое
зелёный красная жёлтое
4-пишет 4-рисовать 4-спал
бежит стоять пел
шьёт бежать смотрел
Ручки.
Нарисованные человечки: мальчик, девочка, бабушка.
Билеты:
добрый, скромный, радостный.
ссора, ходьба, улыбка.
карабарошка.
12 шариков.
Нарисованные: заяц, речка.
«Льдинки»: каждой частички по три-
ремонтирует, заворачивает, перепрыгивает.
загорелый, солнечный, воздушный.
ложка, костюм, вежливость.
11.Таблица-алгоритм:
1- Перечисли все свойства предмета.
2- Определи название предмета.
3- Как его можно использовать ещё. Нестандартные варианты.
4- Что с этим предметом произойдёт через некоторое время.
12. Три сюжетных картинки «Весенний пейзаж».
13. Схемы.
14. Таблицы с кроссвордом:
1таблица.
-Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она – через меня. (Скакалка)
- Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут кони
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой … (Велосипед)
- Кинешь в стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу
Смирно лежать я никак не хочу. (Мяч)
- Белая ладья - бумажные края
По ручью плывёт –
Радость детям несёт. (Кораблик)
2 таблица.
- Я весёлый … жук (Майский)
Знаю все сады вокруг
Над лужайками кружу
А зовут меня Жу-жу.
- Дождик, дождик кап-кап-кап.
… дорожки (Мокрые)
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки.
- Скворец в скворечнике живёт
И песню … поёт. (Звонкую)
- Носит одуванчик
… сарафанчик (Жёлтый)
Подрастёт нарядится
В беленькое платьице
Лёгкое, воздушное
Ветерку послушное.
3 таблица.
- К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы … (Тают)
Под её ногами.
- Снег растаял, снег растаял,
Это новость не простая.
Это значит - … (Пришла)
Настоящая весна.
- Апрель, апрель!
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи
Скоро … муравьи (Выйдут)
После зимней стужи.
- Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам … . (Летит)
№
Задачи этапов
Деятельность логопеда
Оборудование
Деятельность детей
1.
Приветствие.
-активизировать внимание детей к предстоящей игре-занятию.
Л.- здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по весенним просторам на «Весеннем поезде».
1.
2.
Организационный момент.
-создать положительный эмоциональный настрой.
Л.- А для этого нам необходимо поделиться на команды. Кто в какой команде «подскажет» жребий.
- Команды готовы. Можно отправляться на «Весеннем поезде», который поможет нам проверить себя, как мы научились определять и различать части речи. А за правильные ответы команда будет получать фишки.
2.
Дети тянут жребий и соответственно номеру жребия устраиваются за столы №1, №2, №3.
3.
Работа с частями речи.
-учить определять соответствие слов-предметов, слов-действий и слов-признаков к частям речи с помощью вопроса.
Л.- До отправления поезда осталось 5 минут. Скорее предъявите свои билеты и «рассаживайте» слова-пассажиры по данным вагончикам.
В 1 вагоне – слова имена существительные, во 2 вагоне – слова имена прилагательные, а в 3 вагоне – слова глаголы.
Не забывайте, в каждом билете вам нужно дописать своего «пассажира».
- Давайте проверим, верно ли «расселись» наши слова-пассажиры.
- А как вы узнали, что эти слова относятся к именам существительным?
- Докажите что эти слова имена прилагательные?
- А что это за слова?
4.
5.
Каждой команде раздаётся по 4 билета:
1,2 билет - слова имена существительные, 3 билет - слова имена прилагательные,
4 билет - слова глаголы.
Дети дописывают недостающее слово и размещают билет в нужный вагон.
Доказательства детей: (Отвечают на вопрос Кто? или Что? и называют предмет: посуда, профессии, события, настроение… .
Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? И называют признак предмета.
Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что делает? Что сделает? и др. и называют действие предмета.
4.
Изменение слов одной части речи в другую.
-формировать умение преобразовывать одну часть речи в другую.
Л.- Посмотрите, торопится опоздавший пассажир, у него тоже билет.
Помогите, в какой вагон ему нужно устроиться?
Опоздавший пассажир желает устроиться в вагон, где слова - имена существительные. Мы можем ему помочь?
Превратите, пожалуйста, эти слова в новые слова, слова имена существительные и выпишите пассажиру новый билет, чтобы он смог зайти в 1 вагон.
- Посмотрите, ещё торопится опоздавший пассажир, скорее помогите зайти ему в свой вагон.
В какой вагон мы предложим зайти бабушке?
Посмотрите на её билет? Конечно, где слова имена существительные. Но 1 вагон очень полный, там нет сидячих мест, уже и так стоят на ногах.
Помогите изменить слова так, чтобы попасть в 3 вагон, где слова глаголы. Выпишите новый билет.
- А это что за пассажир?
Посмотрите, что у него за слова на билете? В какой же вагон ему нужно попасть? Но 1 вагон переполнен?
Помогите ему попасть в другие вагоны. Выпишите ему билет в тот вагон в который вам захочется или в вагон, где слова-пассажиры имена прилагательные или в вагон, где слова-пассажиры глаголы. Что для этого нужно сделать?
Д.- Изменить слово по вопросу.
Л.- Ну вот. Опоздавших больше нет. Можно отправляться.
6.
7.1.
7.2.
7.3.
Дети определяют к какой части речи относится данное слово и по вопросу изменяют его так, чтобы слово относилось к другой части речи и записывают его на билете.
5.
Пальчиковая гимнастика
-развивать взаимодействие нескольких анализаторных систем (слуховая, тактильная, зрительная, двигательная);
-осуществлять связь между мелкой моторикой и речью.
Л.- Поехали. А чтобы дорога была не скучной, поиграем.
Вот вам шарики.
Я буду задавать вопрос, а вы должны назвать слово, которое отвечает на этот вопрос. Будьте внимательны, и не забывайте прокатывать шарик до самых кончиков пальцев и обратно на ладошку. Готовы?
8.
Дети придумывают слово на заданный вопрос, по очереди друг за другом.
6.
Дифференциация частей речи.
-формировать умение выделять заданную часть речи среди других;
-осуществлять связь между моторикой рук и рисунком;
-развивать зрительный гнозис.
Л.- Станция. Посмотрите, что такое? Речка вскрылась, лёд тронулся. А лесному зайчонку необходимо попасть на поезд. Давайте поможем зайчонку. Будем толкать льдинки ему под лапки, чтобы он смог по ним допрыгать до поезда. Ой, а льдинки рассыпались на мелкие кусочки. Как быть?
Соберите, скорее, целую льдинку, и подложите зайчонку поп лапки.
Вам льдинка – слова имена существительные.
Вам льдинка – слова имена прилагательные.
Вам льдинка – слова глаголы.
Молодцы! Перебрался зайчонок на другой берег реки. Устроился в наш «Весенний поезд». Поехали.
9.
10.
Детям предлагается льдинка целиком и разрезная. У каждой разрезанной льдинки 3 части. У каждой команды должно быть 3 части льдинки. У одной команды слова имена существительные, у другой – слова имена прилагательные и у третьей – слова глаголы.
Дети собирают льдинку целиком с нужными словами.
7.
Игра «Объяснялки».
-расширять словарь путём подбора имён прилагательных;
-контроль за составлением предложений, последовательностью предложений.
Л.- Поезд едет, торопится, колёсами стучит. А чтобы дорога показалась короче поиграем в игру «Объяснялки».
Вам необходимо задумать одно слово на тему «Путешествие» и загадать всем ребятам.
Посовещайтесь в группах, чья группа будет готова, поднимите руку. Не забывайте, что загадывать объяснялку должен только один игрок, а поможет вам подсказка-таблица.
11.
Дети выбирают слово и загадывают его по алгоритму.
8.
Составление предложений по схемам.
-учить соотносить графическое изображение слова к определённой части речи;
-формировать внутренний слуховой контроль за составлением предложения (согласование, управление слов);
-совершенствование навыков письма.
Л.- Посмотрите, наш «Весёлый поезд» остановился прямо среди леса. Ах, какой красивый весенний пейзаж! Посмотрите, у каждого в своём окне свой весенний пейзаж.
Придумайте, пожалуйста, по 3 предложения. Каждая команда по своей картине-пейзажу. Запишите их.
А помогут вам в этом схемы. И помните, что только предложения, составленные совместно принесут вам очко.
12.
13.
Дети по схемам составляют предложения и записывают их.
9.
Работа с кроссвордом.
-расширять словарь путём подбора: имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
Л.- Смотрите, поезд отправляется. До свидания весенний лес, нам пора домой, на свою станцию.
Но тут в вагон зашёл продавец газет. Он предлагает всем приобрести газету и почитать её.
Давайте купим по газете! Смотрите, а на последней странице кроссворд. Сейчас мы его с вами отгадаем.
-Скажите, пожалуйста, как можно назвать все ваши слова-отгадки, что это за часть речи?
Как определили?
-А ваши что за слова-отгадки?
Как догадались?
-А какие ваши слова-отгадки?
Вы как узнали?
14.
Дети заполняют кроссворд. У каждой группы свои слова-отгадки.
У 1 группы – слова имена существительные, у 2 группы – слова имена прилагательные, и у 3 группы – слова глаголы.
10
Подведение итогов.
Л.- Вот и закончилось наше путешествие. Вот мы и дома.
Посчитайте, пожалуйста, свои фишки. Сколько их у каждой команды?
Молодцы! Работали все вместе, дружно, прислушивались к каждому совету своего игрока. Всего вам доброго. До свидания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ