Конспект урока "Дифференциация звуков (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им" 2 класс
Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими ОНР III- уровня, акустико-фонетическую дизграфию.
Тема: Дифференциация звуков (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.
Цель: Учить детей дифференцировать звуки (Б) и (П) на уровне слова и буквы соответствующие им.
Задачи:
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- учить сравнительной характеристике образа звука;
- формировать навык звукослогового и буквенного анализа и синтеза слов;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- формировать связную речь через составление рассказа по плану и составление описательных загадок;
- развивать умение создавать цветовую ассоциацию связанную с акустическим образом звука;
- закреплять знания по лексической теме «Животные северных и жарких стран»;
- учить ориентации во времени;
- закреплять зрительный образ письменных и печатных букв Бэ , Пэ .
Задачи этапов
Оборудование, организация детей
Содержание этапов занятия
1. Артикуляционная моторика.
- развивать мимические мышцы, необходимые для произнесения звуков (П) и (Б).
Дети сидят за столами, у каждого индивидуальное зеркало.
Л: - Сегодня нас ждёт путешествие в мир животных. И отправимся мы в путь-дорогу вместе с нашими язычками (артикуляционная гимнастика). Дети перед зеркалами делают упражнения:
- улыбка,
-трубочка,
- лопатка,
- горка.
2. Сравнительная характеристика звуков.
- формировать артикуляционно-акустический образ звука,
- развивать зрительный и слуховой анализаторы,
- развивать способность развивать цветовые ассоциации, связанные с данным звуком,
- формировать временные представления.
На доске висят рисунки – «ассоциации» детей, связанные с акустическим образом звука.
Схемы (колокольчики) звонкого и глухого согласного звука.
Индивидуальные зеркала.
Л.: - Какое сейчас время года?
Д.: - Зима.
Л.: - Какой месяц?
Д.: - Февраль.
Л.: - Какие зимние месяцы вы ещё знаете?
Д.: - Декабрь, январь.
Л.: - Февраль, какой по счёту месяц среди зимних месяцев?
Д.: - Третий.
Л.: - А среди 12 месяцев года?
Д.: - Второй.
На доске расположены рисунки-ассоциации детей с одной стороны на звук (П), с другой на звук (Б).
Л.: - С каким звуком у вас ассоциируется этот зимний февральский день?
Д.: - Рисунки-ассоциации со звуком (Б).
Л.: - Почему?
Д.: - Этот звук солнечный, яркий, весёлый, звонкий, горячий, разноцветный, - как сегодняшний день.
Л.: - А какая характеристика этого звука?
Д.: - Звук (Б) согласный, звонкий.
Л.: - Почему звук (Б) звонкий?
Д.: - Звук (Б) произносится с помощью голоса.
Л.: - С каким звуком ассоциируется у вас этот зимний день февраля? (показываю на вторую половину рисунков-ассоциаций).
Д.: - Со звуком (П).
Л.: - Почему?
Д.: - Этот звук тихий, глухой, спокойный, холодный, сумрачный, снежный.
Л.: - А какая главная отличительная характеристика этого звука?
Д.: - Звук (П) согласный, глухой.
Л.: - Почему звук (П) глухой?
Д.: - Произносится без помощи голоса, голос не участвует в произнесении звука.
Л.: - Возьмите зеркала и посмотрите, как произносятся эти звуки (Б) и (П).
- Что общего у этих звуков (Б) и (П)?
Д.: - Одинаковая артикуляция.
Л.: - Чем отличаются эти звуки?
Д.: - Отличаются присутствием голоса. Звук (Б) произносится с голосом, а звук (П) – без голоса.
Л.: - Всё верно. Сегодня, мы будем учиться различать звуки (Б) и (П) в словах. (вывешиваются схемы звуков в тот момент, когда они называются).
3. Выделение звуков в словах.
-расширять словарь, путём подбора прилагательных,
- развивать фонематический анализ,
- учить выделять звуки в словах.
- Схемы звуков,
- Иллюстрация с изображением животного: соболь, бурундук, кабан, зубр; черепаха, леопард, антилопа, панда (вывешиваются на доску).
- Загадка на каждого животного (у логопеда).
Убираются рисунки-ассоциации.
Обращается внимание детей на иллюстрации животных.
Л.: - Ребята, мы попали в мир животных. Этот мир очень интересный, таинственный, загадочный. Загадайте друг другу загадку о животных и догадайтесь о каком животном идёт речь (ребята придумывают загадки описательного характера. Вывешивают иллюстрацию под символ звука).
- Молодец. Почему ты повесил иллюстрацию к данной схеме?
Д.: - В этом слове слышится звук (Б).
(Четыре загадки придумывают дети, четыре логопед).
Л.: - В названии этих животных есть какой звук?
Д.: - Звук (Б).
Л.: - А в названии этих животных?
Д.: - Звук (П).
Л.: - Что ещё объединяет животных из этих групп?
Д.: - Животные, в названиях которых есть звук (Б), живут в северных, холодных странах. А животные, в названиях которых есть звук (П), в жарких странах.
4. Выделение слогов в слове.
- учить звуко-слоговому анализу,
- формировать внутренний и слуховой контроль,
- формировать слухо-речевую память, сукцессивную память в речи.
Слоговые схемы прикреплены к нижней части доски.
Цепочки слов.
Л.: - Ребята, я предлагаю вам накормить этих животных. Каждый по одному животному.
- Кого ты хочешь накормить?
Д.: - Антилопу.
Л.: - Правильно подбери схему-«кормушку». Подумай, в каком по счёту слоге находится звук (П). (дети выбирают схему -«кормушку», располагают её с иллюстрацией животного).
- Почему ты выбрал эту схему-«кормушку»?
Д.: - В слове Антилопа четыре слога, звук (П) находится в четвёртом слоге.
Л.: - Молодцы. Правильно выбрали схемы-«кормушки. Теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Послушайте ещё раз слова и выделите в словах слоги со звуками (Б) и (П) и произнесите эти слоги.
! Повторите задание, что нужно сделать.
Д.: - Назвать слоги со звуками (Б) и (П), которые мы услышим в словах.
Л.: - Правильно. Называем только слоги! Внимание. Слушаем слова:
- кабан-панда-пантера (ба-па-па),
- пума-бурундук-пурга (пу-бу-пу),
- бык-сугробы-копыта (бы-бы-пы).(дети называют цепочки слогов)
Л.: - Молодцы. Вы были очень внимательны. Сейчас отдохнём.
5. Физкультминутка.
- развитие ритмической стороны речи,
- развитие психических познавательных процессов (памяти).
Дети произвольно стоят (около столов).
Логопед читает стихотворение и вместе с детьми делает движения.
Л.: - Ой, метёт, метёт зима,
Много снега намела,
Закружила, завертела,
Улеглась, под ёлку «села»,
И теперь тихонько спит,
Лес дремучий сторожит.
Л.: - Что мы с вами изображали?
Д.: - Зиму, сугробы, ветер, как кружится снег, зима «спит» под ёлкой.
Л.: - Как ещё можно назвать сильный зимний ветер?
Д.: - Метель, вьюга.
Л.: - Вы дома должны были подумать и подобрать такие слова, в которых были бы звуки (Б) и (П).
Вспомните слова, говорящие о сильном ветре, в которых есть звуки (Б) и (П).
Д.: - Пурга, буран.(если дети не отвечают, логопед знакомит их с новыми словами).
6. Пальчиковая гимнастика.
- развивать взаимодействие нескольких анализаторных систем (слуховая, тактильная, зрительная, двигательная),
- осуществлять связь между мелкой моторикой, рисунком и ритмической стороны речи.
4 шарика,
4 альбомных листа (на листе изображено: ёлка, сугробы, кабан).
Л.: - Вы замечательно изображали ветер, зиму, были ловкими и гибкими. А ловкие ли ваши пальчики? Давайте проверим.
- Вот вам картинки с изображением ёлки, волнистых сугробов и кабана. А это вам шероховатые шарики. Возьмите шарик пятью пальцами правой руки и катите шарик по рисунку, перебирая шарик всеми пальцами (дети катают шарик пальцами правой руки, затем пальцами левой руки). Логопед читает стихотворение:
Трескучие морозы усыпали
Мохнатую задумчивую ель.
Колючие иголки застыли и
Замела их белая метель.
Легли кругом волнистые сугробы
Не слышно больше звуков вдалеке.
И лишь кабан гуляет по дороге
За ёлкой прячется во тьме.
Л.: - Молодцы. Ваши пальчики очень ловкие.
7. Связь звука с буквами.
- развитие зрительного образа буквы,
- фонематический анализ,
- связь звука с графическим образом буквы,
- внутренний и слуховой контроль.
- 4 листа с печатными буквами алфавита,
- 4 набора: силуэты животных, в названиях которых есть звуки (Б) или (П),
- 4 ручки.
Л.: - Назовите, о каких звуках мы сегодня говорили?
Д.: - Звуки (Б), (П).
Л.: - Звук (Б) какой?
Д.: - Согласный, звонкий.
Л.: - Звук (П) какой?
Д.: - Согласный, глухой.
Л.: - С помощью чего мы можем обозначить звук на письме?
Д.: - С помощью буквы.
Л.: - (раздаю листы с напечатанным алфавитом)
- Какая буква соответствует звуку (Б), обведите её.
Л.: - Назовите букву, соответствующую звуку (Б)
Д.: - Буква Бэ.
Л.: - Обведите букву, соответствующую звуку (П) и назовите её.
Д.: - Буква Пэ.
Л.: - А как выглядит письменная строчная буква Пэ. Напишите её в воздухе.
- Напишите в воздухе письменную строчную букву Бэ.
- Замечательно. Я раздам вам конверт с силуэтами животных. Выберите пожалуйста силуэт того животного, которое вам больше нравится. Положите его перед собой.
- Сейчас я буду называть слова. если вы услышите в
слове звуки (Б) или (П), запишите этот звук
соответствующей буквой на силуэте. Если этих звуков в
словах нет, напишите прочерк.
- Повторите задание.
Л.: - Слушаем слова: кобра, дикобраз, тигр, пума, зебра,
панда, олень, барсук.
Л.: - Давайте проверим. Кто назовёт буквы, которые
записал. Остальные проверяют и исправляют ошибки
карандашом (ББ-ПБП-Б).
Л.: - Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.
8. Составление рассказов.
- контроль за составлением предложений, последовательностью предложений (соответствие плану),
- развитие связной речи,
- совершенствование навыков письма.
Составление рассказов.
Л.: - Сейчас произойдёт волшебное превращение. Закройте глаза. Сидите тихо-тихо, вы превращаетесь в животных, силуэты которых вы выбрали.
- Раз, два, три - глаза разомкни. В кого ты превратился? (спросить каждого из детей).
Л.: - Расскажите о себе. В помощь вам план рассказа.
План:
1. Кто я? Как меня зовут? (кличка)
2. Где я живу?
3. Как я выгляжу? (внешний вид).
4. Мои повадки?
5. Что я ем?
6. Кто мои враги?
7. Как я защищаюсь?
8. Что я люблю?
Л.: - У кого рассказ готов? (дети по очереди рассказывают).
Л.: - Возьмите пожалуйста силуэт животного, переверните его и запишите на нём одно предложение, которое вам в своём рассказе больше всего понравилось. (дети пишут).
- Прочитайте своё предложение. (дети читают).
9. Итог
4 набора с цветными кругами- настроения.
Л.: - О каких звуках мы сегодня говорили?
Д.: - О звуках (Б) и (П).
Л.: - Звук (Б) какой?
- Звук (П) какой? Что общего у этих звуков?
Чем они отличаются?
Какой буквой обозначается на письме звук (Б)?
Какой буквой на письме обозначается звук (П)?
Л.: - С каким настроением вы сегодня путешествовали в мире животных? Выберите цвет вашего настроения.
- Спасибо. Молодцы.
Домашнее задание:
- Выберите любой силуэт животного и заштрихуйте его с одной стороны буквой Бэ, а с другой – буквой Пэ. Чередуйте строчки заглавной и строчной письменных букв.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ