Конспект урока на тему "Преемственность программ дошкольного воспитания и начальной школы по формированию элементарных математических представлений"



Городская научно-методическая конференция педагогов

«Инновации и традиции в современном образовании»

______________________________________________



Секция: Дошкольное образование: актуальные направления модернизации.





Исследовательская работа

Преемственность программ дошкольного воспитания и начальной школы по формированию элементарных математических представлений.





  

Автор: заведующий МДОУ Детский сад

45 «Журавлик» Фрунзенского района

Г.Саратова













Саратов 2011

Вопрос непрерывности образования, то есть такой его организации, когда результат обучения на каждом этапе обеспечивает начало следующего, в том числе и при переходе из дошкольного звена в начальное - один из центральных и «вечных» вопросов педагогики. Введение в нашей стране 12-летнего общего образования продиктовало необходимость снижения возраста поступления в школу. И тем самым вопрос о готовности 6-летенего ребенка к обучению в школе стал еще более актуальным. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Это не должно означать, что цель дошкольного образования - подготовка к школе, а тем более, ранее изучение программы первого класса. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется сформированностью у ребенка предпосылок деятельности учения.

В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений содержание дошкольного образования выстраивается в «школьной логике» - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.п.

Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемых к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически выбирает удобных ему детей. Тем самым ущемляется конституционное право ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих детей.

Преемственность образования предполагает, что между дошкольной подготовкой и начальным звеном должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учетом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.

В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что ВУЗ указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та – начальной… В свою очередь, начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу: проводятся неоправданные тестирования, проверяющие только готовность к изучению конкретного школьного предмета.

Исходя из вышесказанного, целью исследования является определение преемственности к программам дошкольных образовательных учреждений по формированию элементарных математических представлений и программ общеобразовательных учреждений.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной теме.

  2. Сделать сравнительный анализ раздела программ для дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений.

  3. Проанализировать раздел учебно – методических комплектов для начальной школы по математике.

  4. Установить соответствие программ для дошкольных учреждений и учебно – методических комплектов для начальной школы

Для начала был проведен сравнительный анализ разделов программ по формированию элементарных математических представлений для дошкольников и характеристика учебно – методических комплектов для начальной школы.

Характеристика программы «Школа 2000…. Школа 2100»

Программа математического развития детей дошкольного возраста, разработанная в рамках педагогической системы «Школа 2000…» (под ред. Г.В.Дорофеева), представляет собой первую ступень непрерывного курса математики 0 – 9, обеспечивающую содержательную преемственность в обучении на всех его этапах (дошкольное, начальное общее, среднее (полное) общее образование).

На дошкольной ступени образования программа «Школа 2100…» определяет содержание работы детского сада по формированию у детей первоначальных математических представлений в каждой возрастной группе, начиная со второй младшей. Главная цель – создание интересной и содержательной с позиции общих представлений об окружающем мире системы знаний, направленных на всестороннее развитие ребенка, его интеллектуальных способностей и позитивных качеств личности.

Концептуально программа опирается на многолетние исследования ученых и опыт педагогов-практиков, свидетельствующие о том, что наибольшие трудности в школе испытывает тот ребенок, который не готов к новой социальной роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития психических процессов, у кого не сформированы такие личностные качества, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, стремление узнавать новое. Поэтому основными задачами программы на дошкольной ступени образования являются:

  • Целенаправленное формирование интересов и мотивации учения;

  • Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

  • Развитие вариативного мышления, творческих способностей, инициативы, фантазии;

  • Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

  • Формирование умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками взрослыми;

  • Формирование потребности и способности планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий

Эти задачи решаются поэтапно в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: дети сравнивают отдельные предметы и группы предметов, знакомятся со способами установления порядка между предметами в группе и соответствия между предметами в различных группах, моделируют процесс соединения частей в целое и выделение части целого, сравнивают величины с помощью условных мерок и др.

Программа строится на основе дидактических принципов, среди которых ведущими являются:

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип деятельности;

  • Принцип целостного представления об окружающем мире;

  • Принцип творчества;

  • Принцип вариативности;

  • Принцип непрерывности

Изложенные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Программа имеет концентрическую структуру, содержит вариант примерного распределения учебного материала во времени.

Методические рекомендации учитывают специфику дошкольной дидактики и максимально насыщены системой игровых приемов и упражнений.

Программа обеспечена пособиями: Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» - методические рекомендации, рабочая тетрадь для детей 3-4 и 4-5 лет; Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два - ступенька» - методические рекомендации, рабочая тетрадь для детей 5 –6 и 6-7 лет. Так же вышли книги «Моя математика» М.В.Корепановой, С.А.Козловой

Характеристика «Программа воспитания и обучения» под ред.М.А.Васильевой

Данная программа составлена с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования, всесторонне апробировалось воспитателями, методистами, учеными, что позволило достаточно четко и емко воплотить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственный программный документ.

Авторы – составители постарались сохранить лучшие традиции отечественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка до 7 лет. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • Создание в группах атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и учреждений начального образования.

В программе, в разделе умственное воспитание, большое значение уделяется развитию элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике – формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Данный раздел включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов обучения детей элементарной математике от 2 до 7 лет.

Методические рекомендации подготовлены с учетом материалов научных исследований под руководством Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и др. Исходным принципом построения раздела является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей.

Раздел программы включает в себя подразделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Программа составлена по возрастным группам, охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей, сопровождается перечнем рекомендуемой литературы к программе.

Характеристика программы развивающего обучений «Детство»

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду, авторы В.И.Логинова, Т.И Бабаева и др., разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена с позиции гуманистической педагогики. В ее основу легли теоретические взгляды петербургской научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы.

Программа «Детство» является комплексной образовательной программой. Ее использование требует от педагога развитой педагогической рефлексии. Обучение детей строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность. Построение педагогического процесса предполагает преимущественно использование нагладяно- практических методов.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях предметов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование фигур. В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического материала направлено прежде всего на развитие познавательных и творческих способностей детей.

Программа содержит вариант примерного распределения учебного материала во времени.

Методические рекомендации учитывают специфику дошкольной дидактики и максимально насыщены системой игровых приемов и упражнений.

Программа обеспечена пособиями: З.А.Михайлова «Математика от трех до семи», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 2-3 года», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 3-4 года», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 4-5 лет», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 5-6 лет», И.Н.Чеплашкина «Математика – это интересно. 6-7 лет», В.А.Носова «Логика и математика для дошкольников», А.А.Смоленцева «Математика для школы»

«Школа России» (под ред.А.А.Плешакова) (математика Моро М.И.)

В 2001 году Министерством образования РФ был утвержден единый перечень основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, оканчивающих IV класс. Этот перечень лег в основу современной программы авторского коллектива М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и т.д. Эти требования в качестве основных и обязательных были согласованы со всеми авторами, работающими сегодня над созданием новых учебников математики для начальных классов школы.

В течение всех лет работы осуществлялось совершенствование курса на основе анализа опыта использования пособий в практике, а также с учетом изменявшихся условий работы школы, а именно:

- возраста, в котором дети принимались в школу;

- времени, отводимого учебным планом на изучение начального курса математики в целом и для каждого года обучения.

Основное содержание курса – это создание условий для возможно более осознанного глубокого и прочного усвоения предусмотренного программой круга знаний, умений и навыков. Одной из существенных особенностей программы является такое распределение всего учебного материала по годам обучения, при котором для каждого года четко определены основные задачи и, вместе с тем, к концу каждого года вводится в порядке ознакомления материал, подготавливающий к работе над основной темой будущего года. Основу структурированного курса определяет арифметический материал. Выделенные в нем концентры связаны с постепенным расширением области рассматриваемых чисел. Большое значение придается созданию оптимального соотношения между обобщенными теоретическими знаниями (понятиями, закономерностями, свойствами некоторых геометрических фигур и т.д.) и их применением в практике.

В каждом концентре в учебнике рассматриваются только такие элементы теории, которые достаточно подготовлены предшествующими наблюдениями, а потому доступны детям.

В учебниках и других пособиях комплекта специальное внимание уделяется подбору разнообразных и по форме, и по содержанию упражнений, направленных на развитие восприятия, памяти, конкретного и абстрактного мышления. Также, представлено множество упражнений, которые направлены специально на развитие самостоятельности мышления детей.

Программа «Школа 2000… Школа 2100» (научные руководители академик А.А.Леонтьев; учебник для начальной школы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких "Моя математика")

Данный курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики IIX классов, который разрабатывается в настоящее время с позиции комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.

Предлагаемая программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Одна из основных задач курса – обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира. При этом внимание уделяется всем трем этапам формирования:

►► этап математизации действительности, т.е. построения математической модели некоторого фрагмента действительности;

►►этап изучения математической модели, т.е. построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;

►►этап приложения полученных результатов к реальному миру.

Таким образом, требования гуманитарной направленности курса математики приводит авторов к принципу моделирования как базисному принципу построения программы. Он состоит в следующем: содержание программы должно отражать основные идеи математического моделирования.

Построенная многоуровневая система начальных математических понятий позволила установить порядок введения фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно – методических линий курса математики с I по IX класс. Следующий принцип, положенный в основу программы, можно назвать принципом непрерывности, а именно: преподавание математики в начальной школе должно основываться на фундаментальных математических понятиях, а не сводиться к изучению арифметических операций над натуральными числами и решению простейших текстовых задач.

Последовательное выполнение определенных операций означает планомерную деятельность, совершаемую по заданной программе. Знакомство с этими вопросами не только помогает обучающимся успешнее изучить многие традиционно трудные вопросы школьной программы по математике, но и подготавливает их к усвоению очень важной для современной жизни идеи программирования.

«Начальная школа XXI века» (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова) (математика Рудницкая В.Н.)

Ведущей идеей учебно-методического комплекта 'Начальная школа XXI века' является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Поэтому авторы особое внимание уделили созданию новых интегрированных курсов, изучаемых в первое полугодие 1 класса, которые наряду с образовательными функциями обеспечивали реализацию функции 'мягкой' адаптации детей к новой деятельности.

Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, авторами создана система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. В содержании и структуре средство бучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся.

В учебно-методическим комплекте 'Начальная школа XXI века' это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто 'зритель', 'слушатель', 'репродуктор', а 'исследователь'. Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника 'Выскажи предположение'), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику 'открыть' для себя и сознательно принять научное знание.

Комплект учебников 'Начальная школа XXI века' реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний, а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями. Это определило авторскую позицию в создании новых подходов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса.

Обновление содержания курса 'Математики' шло за счет обогащения его сведениями из различных математических дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы математического образования и формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе.

Далее, было проведено анкетирование учителей начальной школы для выявления уровня информированности их с программами дошкольного обучения. (Приложение А)

Вниманию была представлена анкета состоящая из 6 вопросов.

В анкетировании приняли участие 10 педагогов. Проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно сделать вывод, что:

Вопрос№1. Какие программы, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, Вам знакомы?

Ответ. 8 педагогов из 10 знакомы с программами дошкольного образования, 2 педагога знают лишь одну программу.

Вопрос№2. Какой (каким) из них Вы отдаёте предпочтение?

Ответ: 4 анкетируемых отдали предпочтение программе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова); 4 педагога - Программе «Школа 2000… Школа 2100» (научные руководители, академик А.А.Леонтьев и Л.Г.Петерсон); 2 педагога – затрудняются ответить

Вопрос №3 Что в данной программе (ах) Вас устраивает?

Ответ: Все педагоги сошлись во мнении, что данные программы развивают логическое мышление, формируют нравственные качества, построены с позиции комплексного развития личности ученика.

Вопрос №4 Как Вы считаете, какие вопросы упущены при составлении программ дошкольного воспитания?

Ответ: 2 человека – отсутствие геометрического материала и знакомства с ним; 6 человек – считают программы достаточно полными; 2 человека – затрудняются ответить.

Вопрос №5. По какой программе Вы работаете?

Ответ: 2 педагога работают по программе «Начальная школа XXI века» (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова); 5 педагогов - по Программе «Школа 2000… Школа 2100» (научные руководители, академик А.А.Леонтьев и Л.Г.Петерсон); 3педагога – по программе «Школа России» (под ред.А.А.Плешакова)

Вопрос №6. Хотели бы Вы работать по другой программе? Какой?

Ответ: 7 педагогов не хотят менять программу, по которой работают, 2 педагога хотели бы перейти на программу «Начальная школа XXI века» (научный руководитель профессор Н.Ф.Виноградова); 1 педагог - программу «Школа 2000… Школа 2100» (научные руководители, академик А.А.Леонтьев и Л.Г.Петерсон)

Следующим этапом нашего исследования было проведение диагностики и сравнительного анализа результатов формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Диагностика по формированию элементарных математических представлений проводилась в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отдела образования Фрунзенского района г.Саратова, работающих по анализируемым программам, с целью выявления изменений в развитии детей и для определения эффективности педагогической деятельности. Для проведения диагностики, в каждом из анализируемых дошкольных учреждений разработана диагностическая карта в соответствии с той программой, по которой работает дошкольное учреждение, система игр и игровых упражнений.

Для чистоты исследования нами была разработана специальная диагностическая карта, в основу которой вошли вопросы, входящие в интегрированные показатели формирования элементарных математических представлений детей 6-7 лет.

  • Счет и отсчет предметов заданного количества.

  • Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

  • Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

  • Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

  • Знание цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

  • Знание знаков: +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

  • Умение соотносить цифру и число предметов.

  • Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

  • Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

  • Знание геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг. Умение различать пространственные фигуры: шар, куб, парралелипипед, пирамиду, конус, цилиндр

  • Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Аналитическая работа проводилась в подготовительных группах 3 – х дошкольных учреждениях, работающих по программам:

  • «Детство»

  • «Программе воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой

  • «Школа 2000…Школа 2100»

Сравнив результаты диагностики в данных ОУ можно сделать вывод, что дети подготовительных группы данных ОУ, выпускаются с разным уровнем подготовки. Очевидным становиться, что дети, занимающиеся по «Программе воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой, имеют низкий уровень подготовки к начальному школьному обучению – только 14 человек из 26 имеют качественный уровень (их балл высокий или выше среднего).

Результаты диагностики


«Детство»



«Школа 2100…»





Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы; анкетирование учителей начальной школы; диагностику и сравнительный анализ результатов в ДОУ позволили выявить различные подходы к проблеме преемственности программ обучения дошкольников и младших школьников математике.

Сделав сравнительный анализ раздела программ для дошкольных учреждений по формированию элементарных математических представлений и проанализировав раздел учебно – методических комплектов для начальной школы по математике, можно установить, что не все программы дошкольного образования соответствуют программам, используемых в начальной школе.

Такая программа, используемая в практике дошкольных образовательных учреждений, как «Программа воспитания и обучения» под ред. М.А.Васильевой, хотя и ставит своей целью создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, не развивает интеллектуальных способностей детей и логического мышления, как программа «Школа 2100…» и программа развивающего обучения «Детство» авторы В.И.Логинова, Т.И Бабаева.























ЛИТЕРАТУРА


  1. Готовность детей к школе./ Под ред. В.В Слободчикова. - Томск, 1994

  2. Гончарова Н.В., Ионова М.В. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - Детство – Пресс, 2001

  3. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2000

  4. Дорофеева Г.В., Петерсон Л.Г. Учусь учиться. – М.: УМК «Школа 2000….», 2007

  5. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – Детство – Пресс, 2001

  6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./Под ред. Л.А.парамоновой. – М.:Карапуз-Дидактика, 2004.-208с. – 2-е изд., доп. и перераб.

  7. Пустовойт О.В., Михайлова З.А. Математика до школы. - Детство – Пресс, 2003

  8. Сергеева Н.Ю. Школа – ориентировка на местности. – М.: Развивающий центр, 2007

  9. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Роль детского сада в подготовке детей к школе, глава 2. Причины неготовности детей к школе. - Ярославль «Академия развития», 1996

  10. УМК «Начальная школа XXI века»/Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: «Вентана – Граф», 2003

Е.П.Щукина

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ