Методическая разработка: "Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями"










Методическая разработка:

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями.









Выполнила: учитель-логопед МБОУ № 279

г. Гаджиево Мурманской области

Кокоулина Елена Михайловна



Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Один из важных разделов работы учителя-логопеда – это организация взаимодействия с родителями детей, занимающихся на логопункте. Особенностью работы школьного логопункта является его функционирование в послеурочное время, тогда, когда многие дети заняты в дополнительном образовании. Для того чтобы организовать постоянное и продуктивное посещение логопункта детьми, просто необходимо тесное взаимодействие с родителями, их заинтересованность и логопедическая осведомлённость.

Для реализации данной цели на начало учебного года я планирую следующие формы работы с родителями:

  • индивидуальное консультирование

  • функционирование родительской гостиной «Школа Грамотейки»

  • неделя открытых дверей (открытые подгрупповые и индивидуальные занятия)

  • ведение индивидуальных тетрадей с еженедельными заданиями – рекомендациями для логопедической работы дома

  • создание совместного проекта «Весёлая грамматика»

Индивидуальное консультирование и открытые занятия дают хорошие результаты при правильной организации и являются классической формой работы с родителями, я же хотела поделиться своими наработками в данном разделе работы с родителями – это программа работы родительской гостиной и примеры еженедельных тематических заданий для детей ОНР III-IV и ФФНР.


Перспективный план работы родительской гостиной у логопеда «Уроки Грамотейки»


Цель: осуществление взаимодействия по вопросам речевого развития детей между родителями и педагогами

Задачи:

  1. ознакомление родителей с приёмами выявления нарушений речи и предупреждения возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;

  2. ознакомление родителей с приёмами коррекционной работы, направленной на преодоление речевых и психофизических нарушений у детей;

  3. обучение родителей использованию специальных игр, упражнений и заданий для благополучной профилактики и коррекции различных речевых и психофизических нарушений у детей;

  4. реализация единства коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

  5. пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Формы работы:

  1. Обучающие семинары

  2. Практические занятия

  3. Совместная разработка логопедических игр и их апробация

  4. Круглый стол «Сундучок с играми» (любимые детские игры и их значение для развития речевых навыков)

  5. Индивидуальные консультации

  6. Распространение дидактических, речевых игр, логопедических заданий и упражнений.

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня образованности родителей в области коррекционной педагогики;

  2. активное участие родителей в обучении и коррекции проблемных областей развития ребёнка;

  3. повышение уровня заинтересованности родителей успехами ребёнка;

  4. пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди родителей, не посещающих данные занятия;

  5. обмен опытом, создание базы дидактических, речевых игр, заданий, упражнений.


Примерный план график работы родительской гостиной «Школа Грамотейки»


Тема, содержание

Сроки

«Говорю, слышу, различаю – вижу, пишу, запоминаю»

Формирование фонетико-фонематических представлении. Профилактика акустической и артикуляторно - акустической дисграфий, дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза.

октябрь

«Учусь говорить и писать грамотно».

Формирование грамматических категорий. Профилактика оптической и аграмматической дисграфии.

ноябрь

«Письмо без ошибок»

Формирование лексико - грамматических категорий. Профилактика аграмматической дисграфии, дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза.

декабрь

«Разговор для умников и умниц».

Развитие лексического запаса ребёнка. Профилактика аграмматической и моторной дисграфий.

февраль

«Школа Грамотейки»

Развитие фонетико-фонематических процессов и лексико - грамматических категорий. Профилактика дисорфографии

март

«Школа Разговорушки». Развитие связной речи: пересказ - изложение, рассказ – сочинение. Профилактика дисграфии.

апрель


Примеры еженедельных заданий – рекомендаций для детей ОНР III-IV и ФФНР



Задание №2 Лексическая тема «Лес. Деревья, грибы, ягоды». Буква и звук О.

1. Побеседуйте с ребёнком о лесе, растениях растущих в лесу, грибах, ягодах. Расскажите об особенностях наших лесов, нашей местной флоры Вспомните времена года и изменения в растительном мире в зависимости от этого. Выучите названия нескольких деревьев, грибов, ягод. Рассмотрите подходящие картинки и фотографии.C:\Documents and Settings\USER\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\10005.jpg

2. Заштрихуйте гриб в указанном направлении и разгадайте ребус.

3. Поиграйте в игру с мячом «Съедобный - несъедобный», особое внимание уделите ядовитым грибам и ягодам, как несъедобным. Образец: сыроежка - съедобная (ловим мяч), волчья ягода – несъедобная (отбрасываем мяч), сушки – ловим мяч, стул – отбрасываем мяч и т.д.



4. Игра «Словодел». Образуем прилагательные от существительных по лексической теме отвечая на вопросы Какой? Какая? Какое? Образец: варенье из малины какое? – малиновое, суп из грибов какой? – грибной, лес из берёз какой? – березовый и т.д.

5. Попросите ребёнка найти на картинке (можно взять любую раскраску) или вокруг себя предметы или их части похожие на букву О (овал). Запишите строчку букв О в тетради, соблюдая требования к письменным буквам (наклон, расстояние, высота). Закрепить знания о звуке О как о гласном, который можно петь и при анализе обозначать красным цветом.

6. Попросить ребёнка поднимать красный кружок (или другой опознавательный знак-хлопок, рука вверх и т.д.) когда он услышит среди, произносимых вами звуков, звук О. Образец звукового ряда: О,А,Р,И,О,А,У,П,О,Ш,С,О,У,Э,М и т.д.D:\Работа\Отсканированное\Слова и звуки\170002.jpg

7. Работа со слоговой структурой слова (рис 2). Выполнить задание, чётко проговаривая все слова по слогам.



8. Выучить чистоговорку, соблюдая чёткое произнесение звука ш:

Шо-шо-шо – мы играем хорошо

Ош-ош-ош – наш котёнок так хорош

Шу – шу – шу – дам игрушку малышу





Задание №12 Лексическая тема «Новый год. Времена года». Буквы К, Г, звуки К – Кь, Г - Гь.

  1. Поговорите с ребёнком Новогоднем празднике. Расскажите о новогодних обычаях, об истории возникновения праздника.

  2. Составьте рассказ (запишите в тетради) о проведённых каникулах, праздниках. Пусть ребёнок расскажет, что ему больше всего запомнилось, что интересного он узнал, увидел, что его больше всего порадовало, какое у него было настроение и почему и т.д. Можно составить описательный рассказ о любимом полученном подарке.

  3. Повторите порядок времён года и названия месяцев каждого времени года. Отличительные черты времён года, приметы, изменения в животном мире.

  4. Поиграйте в игру «Четвёртый лишний» по всем вышеизученным лексическим темам. Правила игры в задании 8.

  5. Игра «Закончи предложение» с предложениями, имеющими предложно-логическую конструкцию. Например: Я оделся тепло, потому что…(на улице холодно). У меня замёрзли руки так как я…(забыл варежки дома или долго держал руки в снегу и т.д.). Мама зашла на кухню чтобы…(приготовить обед, положить продукты, попить чаю и т.д.), Книги стоят высоко на полке поэтому…(я не могу их достать, мне нужна помощь взрослых и т.д.)

6. Ребёнку предлагается рисунок прямоугольника. Впиши буквы: А - в нижний правый угол; О - в верхний правый угол; У - в верхний левый угол; Н - в середину фигуры; Ы - в нижний левый угол.

Какие буквы ты записал? (Как их называют?(гласные) Повтори, где расположены буквы А, У, Ы, О. В какую геометрическую фигуру ты вписывал буквы?

7 Подумай, сколько букв спряталось в каждом знаке (символе). Назови их и запиши.

8. Соединить картинки с нужной буквой. Сделать звуковой анализ всех слов.C:\Documents and Settings\USER\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\10009.jpg

9. Повторить с ребёнком характеристику звуков К, К ,Г, Г подробнее остановившись на отличительных чертах. Звук Г - согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим колокольчиком, звук Г - согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным колокольчиком; звук К - согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синими наушниками, звук К - согласный, мягкий, глухой, обозначаем зелёными наушниками.

Звуки Г, Г , К, К  согласные, могут быть и твёрдыми и мягкими, составляют пару по звонкости-глухости.

10. Придумать и записать по 2 слова со слогами ка, га, ку, гу, ко, го, ке, ге, ки, ги, кы, гы. Слоги могут быть в начале, в середине или в конце слова.

11. Прочитай текст. Выдели все буквы К, обведя его в квадрат, все буквы Г, подчеркнув их двумя чертами

















Использованная литература:

1. Зуева. Л.Н., Солошенко П. М. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе. – М., 2004

2. Межецкая Т.Г. Различаем буквы и звуки. – М., 2009

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ