Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа















Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

в рамках внедрения ФГОС ООО









Составитель:

педагог-психолог

Викоренко В.В.


















2013 год



Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО


Актуальность модели

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.



  1. Пояснительная записка

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо также осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер.

Модель обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция; - оценка;

- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.


  1. Цель и задачи программы.


Целью психологического сопровождения является создание социально-

психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику

его психологического развития в процессе школьного обучения;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и

самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи

детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, психолого-педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса.


  1. Основные направления психологического сопровождения учащихся в рамках введения ФГОС ООО.



Профилактическое направление.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:

по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;

по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);

по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в

педагогического климата в педагогическом и детском коллективах.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме:

скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы «психологического риска» и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним;

устного и письменного опросов педагогов и родителей с целью уточнения

социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей групп «психологического риска».

При неблагоприятных социальных условиях (гиперопеке, дефиците эмоционального контакта и др.), особенно на базе врожденного нарушения или типа ВНД (наиболее существенными являются такие параметры темперамента, как реакция на новые стимулы, приспособляемость, интенсивность эмоций и качество настроения), возможно появление отклонений в формировании личности.

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов,

родителей) к условиям новой социальной среды:

выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих

детей;

информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью

оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ОУ;

- профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;

- профилактике употребления психоактивных веществ.

Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.

Диагностическое направление.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление

индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Итог любой психологической консультации подразумевает решение тех или иных

проблем, связанных с психологическим состоянием консультируемого. Обращаясь за

помощью к психологу, человек, прежде всего, рассчитывает на получение

квалифицированных советов, рекомендаций к действию, понимания и поддержки.

Предварительный анализ личности консультируемого поможет выявить основное

направления для последующей работы психолога, а также четко сформировать цели и

задачи, которые следует поставить для решения проблемы респондента.

С научной точки зрения психологическая диагностика детей – это одна из областей

психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.

Среди существующих методов психологической диагностики подростков и детей

можно выделить наиболее часто используемые – на основе косвенного или прямого

наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание.

Какой из методов рационально применить, психолог решает в каждом отдельном

случае в зависимости от задач и объекта исследования. Любое психодиагностическое

обследование детей включает в себя несколько этапов. В первую очередь это сбор данных,

анализ и интерпретация полученной информации, а также составление психологического диагноза и прогноза.

Психологическая диагностика детей позволяет выявить индивидуально-

психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и

интеллектуального развития. Так как основные качества человека закладываются еще в раннем детстве. Именно на этом этапе родителям стоит обращать особое внимание на поведение своего ребенка и при возникновении сложных ситуаций искать способы их решения.

Психологическая диагностика подростков, поможет найти основную причину

существующих проблем и устранить их при помощи современных и действенных методов.

Психологическую диагностику подростков можно пройти по широкому спектру

проблем:

прогноз профессиональной карьеры;

диагностики психотипических особенностей;

исследование психологического здоровья.

Обязательная диагностика, проводимая в МБОУ «СОШ №21»:

- диагностика дошкольников – готовность к школе;

- диагностика школьной мотивации и школьной тревожности у 1классов, 4классов;

- диагностика готовности перехода в основное звено – 4 класс;

- диагностика школьной мотивации и школьной тревожности в период адаптация у

5классов;

- предпрофильная подготовка – 8классы;

- диагностика готовности к ГИА – 9 классы;

- диагностика готовности к ЕГЭ – 11 классы.

- дополнительная диагностика выполняется по запросам администрации МБОУ «СОШ № 21», педагогов, родителей и самих обучающихся.


Консультативное направление

Цель: оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Консультация психолога – процесс обоюдного создания особых отношений

взаимного сотрудничества психолога-консультанта со своим клиентом, которые позволяют разобраться в себе, своем поведении, чувствах и мыслях, получить новые знания в области психологии.

Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным

образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше.

Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно-

образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений).

К методам психологического консультирования относить:

а) дискуссионные методы;

б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия

себя как психофизического единства).

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой

форме.

При работе с родителями продуктивными будут не отдельные мероприятия, а

целостная системная работа, имеющая своей целью повышение психологической

компетентности матерей и отцов. Такая работа осуществляться через информирование родителей на собраниях в школе. Другими вариантами работы с родителями является разработки своеобразных «памяток» для родителей, в которых очень коротко предлагалась необходимая родителям психологическая информация.

Работа с педагогами ведется с помощью социально-психологического тренинга. Это наиболее распространенный метод психосоциальных технологий, позволяющий рефлексию собственного поведения соотносить с поведением других участников группы. Тренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.

Консультирование, проводимое в МБОУ «СОШ №21»:

Консультации с родителями дошкольников – подготовка к школе;

Консультации с родителями детей имеющих проблемы в общении и обучении;

Консультации с детьми, имеющими проблемы в общении и обучении;

Консультации с педагогами по запросу.


Коррекционное и развивающее направление.

Цель коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с

учащимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом направлений и особенностей конкретного образовательного учреждения, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического

развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он

ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных

проблем. В познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, это и будет объектом коррекционной и развивающей работы психолога.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования

личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной

деятельности педагогов, психологов и других специалистов.

Развивающая работа ведѐтся по основным направлениям:

- развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления,

памяти и т.д.;

- снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;

- развитие навыков самоорганизации и самоконтроля;

- повышение сопротивляемости стрессу;

- актуализация внутренних ресурсов

Просветительско-образовательное направление.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов,

родителей, учащихся, а именно:

актуализация и систематизация имеющихся знаний;

повышение уровня психологических знаний;

включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

Для психологического просвещения психолог использует различные способы:

вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на

телевидении);

Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

формирование научных установок и представлений о психологической науке и

практической психологии (психологизация социума);

информирование населения по вопросам психологического знания;

формирование устойчивой потребности в применении и использовании

психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и

коллектива до болезненного состояния)

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Создание информационных уголков по типу «Советы психолога», «Психолого-

педагогический словарь», «Советы психолога для выпускников и их родителей при сдачи экзаменов» и т.д.




















Структура психологического сопровождения учащихся

в процессе обучения.


AutoShape 11AutoShape 12AutoShape 13

AutoShape 40AutoShape 43

AutoShape 34AutoShape 35AutoShape 37



Oval 15Oval 16Oval 17

AutoShape 44


AutoShape 33AutoShape 36AutoShape 42

AutoShape 9

Oval 6AutoShape 29


AutoShape 47

AutoShape 27AutoShape 28AutoShape 45


AutoShape 7AutoShape 8AutoShape 10AutoShape 48AutoShape 49

AutoShape 31AutoShape 32AutoShape 53

AutoShape 58AutoShape 59

AutoShape 54

Oval 18AutoShape 50AutoShape 60

Oval 21Oval 24AutoShape 55


AutoShape 51

AutoShape 56AutoShape 61

Oval 19Oval 25

AutoShape 14Oval 22AutoShape 52AutoShape 57AutoShape 62AutoShape 63

Oval 20Oval 26


Oval 23













  1. Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.



1. Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

  • самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

2. Успешная адаптация учащихся в учебно - воспитательном процессе;

  1. Успешная адаптация и социализация выпускников школы;

  2. Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.














Список литературы

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В..

«Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный

институт», 2007.

2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под

ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.

3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного

пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М.

Митиной М.: 2010 .

4. Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.

5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные

учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под

редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.

6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ