ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Гвоздевская Л.И.,
МОУ СОШ №7, г. Алексеевка
Знания будут тем прочнее,
чем большим количеством органов
чувств они воспринимаются
К.Д.Ушинский
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного урока, так как «задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы». [1] Возникает необходимость изменения тех методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет «эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал». [2]
С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые методические цели: повышение мотивации обучения, развития познавательной активности обучающихся, стимулирование их самостоятельности при подготовке к урокам, воспитание познавательной активности. Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка и литературы таит в себе неограниченные возможности. С помощью ИКТ можно решать такие педагогические задачи, как: умение находить и обрабатывать нужную информацию, работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; повышение эффективности урока через использование цифровых образовательных ресурсов.
Информационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала «мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностей мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету».[3] Правильно организованная работа обучающихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Компьютерные технологии обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению разделов «Орфография и пунктуация». Готовые программные продукты «Фраза», «Уроки Кирилла и Мефодия», «1С: Репетитор. Русский язык», электронные таблицы Т.Я. Фроловой позволяют решать проблемы, препятствующие формированию устойчивых навыков правописания. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности в виде электронных таблиц, схем, опорных конспектов. Программы демонстрируют не только различные языковые явления в развитии, но и могут являться автоматической подсказкой в случае затруднения, помогают восполнять «пробелы» в знаниях, помогают в изучении теоретического материала. Благодаря этим дискам, уроки становятся более интересными и информационно насыщенными.
Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке: работа с текстом и изображениями, просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий, коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Русский язык», «Фраза», работа с электронными образовательными ресурсами. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют обучающимся средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
В процессе использования информационных и коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивается умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Так создание электронных продуктов в виде проектов, презентаций, тестов, кроссвордов (работа в программах MS Office Word, Power Point, Excel) требуют от учеников творческого подхода, владения компьютерными технологиями.
Повысить активность обучающихся помогает метод проектов. Это могут быть проекты как теоретического, так и практического типа: исследовательский проект (презентации по творчеству писателя, странички сайта и т. д.); проект – выставка (произведения писателей, иллюстрации к уроку по творчеству писателей).
Много дополнительного материала можно найти в сети Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов. Использование онлайн - тестов дает возможность начать постепенную подготовку к ГИА и ЕГЭ. Электронные материалы КИМ-ов, тренажеры различной тематики помогают осуществлять систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках.
Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать чтение любимых классических произведений в исполнении мастеров слова, познакомиться с критическими статьями, найти нужную информацию для выполнения проектной или исследовательской работы, а просмотр фрагмента кинофильма, спектакля позволяет ученикам по-новому взглянуть на произведение. У большинства обучающихся появляется желание прочитать произведение, сравнить фильм с текстом. Ведь уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Современный учитель немыслим без знания информационно компьютерных технологий. Компьютер становится «незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество».[4] Средства коммуникации Интернет позволяет обмениваться опытом с коллегами во всем мире, ведь Интернет – самый универсальный источник педагогической и методической научной информации. При подготовке к урокам можно использовать сайты, порталы по русскому языку и литературе: Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов – http://school-collection.edu.ru.; School-collection.stavedu.ru; завуч-инфо - http://www.zavuch.info.; Педагогический университет «Первое сентября» http://edu.1September.ru.
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроках. Информационные технологии развивают творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, самооценки и самоконтроля, активизируют познавательную деятельность учащихся, повышают интерес к предметам.
Ссылки:
1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002. С.12
2. Объединение учителей русского языка и литературы. Кафедра языков и литературного образования ХорезмИППКПК. Методика проведения современного урока (7 выпуск). [Самара.2011]. URL: http://rud.exdat.com/docs/index-603395.html (дата обращения: 30.11 2013)
3. Матюха Г.А. Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы. URL: http://festival.1september.ru/articles/562759 (дата обращения: 30.11 2013)
4. Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. И.А. Дудковская, ред. И.В. Ижденёва, А.Б. Шахматова. Новосибирск: ООО "Немо Пресс", 2011. С.223
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ