Психологическая компетентность педагога как составляющая его профессионально-педагогической культуры

Психологическая компетентность педагога как составляющая его профессионально-педагогической культуры

Попова Татьяна Георгиевна

Педагог-психолог

СОГБОУ СОШ №1 г.Ярцева Смоленской области



Аннотация.

Труд учителя очень сложен, потому, что в его основе – человеческие отношения.

Изменения, происходящие в обществе, предъявляют определенные требования к педагогу, как обладателю общечеловеческими, нравственными качествами, психологическими знаниями, умениями применять их на практике в повседневной жизни. Ориентация на личность обучающегося и ее развитие в образовании требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии. Психологическая компетентность педагога предполагает умелое использование личностных ресурсов, минимизацию затрат, оптимизацию внешней и внутренней активности, актуализацию скрытых возможностей обучающихся, прогнозирование эффектов профессиональной активности, конструирование модели саморазвития. Принципиальное отличие педагога уровня зрелой психологической культуры от просто компетентного педагога заключается в том, что все структурные элементы психологической культуры как особого психического образования человека интегрируются в целостную иерархическую систему благодаря стержневому ценностно-смысловому компоненту. Это значит, что такой педагог действительно по сути своей — нравственный человек, он действительно гуманист и действительно любит детей и ценит свою педагогическую деятельность. Благодаря этому все отдельные личностные структуры педагога-профессионала гармонично увязываются и выстраиваются в единую и согласованную вершинную психологическую структуру.



Повышение качества образования является одной из актуальных проблем для России. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, с переосмыслением цели и результата образования.

Социальный заказ общества - это личность:

- интегрированная в социальную среду;

- владеющая умениями и навыками практической и теоретической деятельности;

- критично усвоившая опыт общественной жизни и общественных отношений;

- умеющая жить совместно с другими и эффективно взаимодействовать друг с другом;

- освоившая культуру человеческих отношений, определённые социальные нормы, роли, функции;

- овладевшая умениями и навыками, необходимыми для их успешной реализации;

- присвоившая психологический опыт сферы собственного общения и деятельности;

- обладающая самосознанием, рефлексией, нравственно-этическими интенциями и активной гражданской позицией.

Таким образом, сегодня социальная значимость профессиональной деятельности педагога возрастает. Повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества вызывает необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого педагога, а также выявления новых социально-психологических условий его продуктивного личностно-профессионального становления как профессионала-практика

В настоящее время происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность». То есть происходит фиксация компетентностного подхода в современном образовании.

Согласно «Словарю практического психолога» значение слова «Компетентность» (от лат.competens – соответствующий, способный) - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, которое дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением [1, с 184].

В Журнале «Вестник образования (2007, №7) был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, способностям и личным качествам педагога (его компетентности).

В Концепции модернизации российского образования зафиксировано положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Другими словами, современный компетентностный подход требует от каждого педагога поставить на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

1) в познании и объяснении явлений действительности;

2) при освоении современной техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина;

5) в правовых нормах и административных структурах, потребительских и эстетических оценках;

6) при необходимости решать проблемы, при разрешении конфликтов.

Учитель всегда был и остается основной значимой фигурой в общем образовательном процессе наряду с родителями и общественностью. Влияние личности педагога на учебно-воспитательный процесс, на становление в обществе личности обучающегося трудно переоценить.

Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование сегодня понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств. Таким образом, развитие личности обучающегося на основе познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования.

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Повышение его влияния на развитие самосознания конкретной личности, общества, человечества вызывает необходимость конкретизации существующих проблем в образовании, анализа имеющегося прогрессивного практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ развития личности самого педагога. Становится очевидным, что достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом учителя, уровнем развития его  профессиональной компетентности. Как известно, профессиональная компетентность включает в себя реестр разнообразных общих и специальных знаний и умений. В структуре этого реестра приоритетное значение для педагога имеет человековедческая компетентность: умение общаться и обращаться с учащимися, раскрывать их личностный потенциал, умение самосовершенствовать свои  и их личностно-деловые качества. 

Ориентация на личность обучающегося и ее развитие в образовании требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а от профессиональных педагогов требуется соответствующий уровень психологической образованности и психологической компетентности. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения.

Необходимо отметить, что термин „психологическая культура“ не попал ни в один из отечественных психологических словарей. В справочной литературе представлены определения отдельных ее составляющих (коммуникативной культуры, культуры поведения, культуры мышления).

Чтобы понять сущность психологической культуры, здесь необходимо остановиться на основных понятиях общечеловеческой культуры. Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально - предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, ее пассивный репициент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности. Воспитание и развитие личности обучающегося включают в себя множество составных элементов, таких, как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения.

Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т. п.

Педагог, обладающий высокой культурой, должен исходить из того, что от него требуются всесторонние знания о жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего в обществе. Культура вообще и психологическая культура в частности, как любая сложноорганизованная система, обладает способностью к самоорганизации в обществе. Изменения, происходящие в настоящее время в экономике, политике государства, незамедлительно отражаются на уровне преходящих ценностей, возрождают забытые смыслы, нормы, а значит, и предъявляют определенные требования к формированию культуры личности, к личности, обладающей определенными психологическими знаниями, умениями применять эти знания в повседневной жизни. Как в начале прошлого века в России была актуальной задача ликвидации общей безграмотности, так сегодня, в начале 21 века, чрезвычайно актуальной становится задача ликвидации психологической безграмотности в российском обществе.

Профессия педагога требует не только всесторонних знаний, но и душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Ориентация на личность обучающегося и ее развитие в образовании требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а от профессиональных педагогов требуется соответствующий уровень психологической образованности и психологической компетентности. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения. Как в начале прошлого века в России была актуальной задача ликвидации общей безграмотности, так сегодня, в начале 21 века, чрезвычайно актуальной становится задача ликвидации психологической безграмотности в российском обществе.

Выделим следующие составляющие психологической культуры личности, и, в частности, психологической культуры педагога, которые могут быть предметом рассмотрения, диагностики, а также параметрами, определяющими цели и задачи образования:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.) Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания. В этом процессе культуроосвоения, трансляции культуры педагогом и культуротворчество ребенка формируются смысложизненные ориентации последнего.

От педагога на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане. Каждый педагог сегодня должен быть ещё и психологически компетентен, т. е. способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.

Психологическая компетентность – это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности.

Если в свете требований современности говорить именно о психологической компетентности педагога, необходимо остановиться конкретно на следующих компонентах.

Психолого–педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение побуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к преподаваемому предмету. Важнейшей частью человеческой жизни являются коммуникация и общение. Коммуникативная культура педагога рассматривается как компонент педагогической культуры, как личностный компонент профессионального мастерства, как условие успешности педагогического процесса и комфортности педагога в его профессиональной деятельности. Наиболее важные коммуникативные личностные профессионально значимые качества педагога: эмпатия, рефлексия, толерантность, гибкость. Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.

Дифференциально – психологическая компетентность включает в себя умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Культуротворчество. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую и гностическую. Культуротворчество обучающихся означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.

Особую значимость в сложных условиях государственных, экономических и политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми, приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся. Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, ее нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.

Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой. Принципиальное отличие педагога уровня зрелой психологической культуры от просто компетентного педагога заключается в том, что все структурные элементы психологической культуры как особого психического образования человека интегрируются в целостную иерархическую систему благодаря стержневому ценностно-смысловому компоненту. Это значит, что такой педагог действительно по сути своей — нравственный человек, он действительно гуманист и действительно любит детей и ценит свою педагогическую деятельность. Благодаря этому все отдельные личностные структуры педагога-профессионала гармонично увязываются и выстраиваются в единую и согласованную вершинную психологическую структуру.

Заключение.

Высокий уровень психологической компетентности позволяет педагогу как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность педагога провозглашается как необходимое условие его профессионализма.

Таким образом, мы понимаем психологическую культуру педагога как психологическое новообразование, базовую составляющую его профессионально-педагогической культуры.

Психологическая культура педагога - это многомерная интегративная характеристика педагога как личности и субъекта деятельности, которая выступает ядром структуры его профессионально важных качеств и обеспечивает высокий уровень безопасности, гуманности и успешности профессионально-педагогической деятельности, а также возможности самореализации педагога.

Задача развития психологической компетентности педагога - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни. Именно отсюда возникает необходимость уделять чрезвычайно важное внимание личностно-профессиональному становлению педагогов и развитию их психологической компетентности и психологической культуры в силу их сегодняшней востребованности и ответственности, которую возлагает на них современное общество.



Список литература и используемых электронных ресурсов:

Шапарь,В.Б. Словарь практического психолога / Виктор Шапарь. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг,2005. – 734, [2] – (Библиотека практической психологии).

http://do.gendocs.ru/docs/index-95591.html

http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html

http://km-school.ru/r9/common_19.asp

http://www.menobr.ru/materials/19/36273/?redct=Y

http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1161-.html

http://www.myshared.ru/slide/316547/

http://www.psylist.net/pedagogika/00172.htm

http://www.psichology.vuzlib.org/book_o317_page_14.html

http://www.schoolexpert.ru/public?id=211

http://silchenkova.ru/sostpedkyltyry/index.htl

http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog at14.html

http://works.tarefer.ru/64/100026/index.html

http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_3/at14.html

http://www.0zd.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/lichnost_kak_obekt_i_subekt_kultury.

 























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ