Средства повышения эффективности процесса обучения

Средства повышения эффективности процесса обучения

Н.А.Сурина


Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфически­ми качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятст­вуют ему.

К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непо­средственность и уникальную предрас­положенность к усвоению языка.

Дети второй группы не умеют скон­центрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.

Решая задачи, возникающие в про­цессе обучения детей младшего школь­ного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello, What is your name?). Это требует определенного профессионального умения.

Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти внима­нием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обу­чения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету - верный зародыш конечного провала.

Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к каче­ству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостат­ки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произно­шением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа - создание мотивации.

Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности при­сущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой дея­тельности ребенка. Редкий ребенок оста­ется равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно органи­зованная игра обеспечивает эффектив­ность усвоения того языкового явления, на котором она основана.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторо­ну, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре - дети. В ходе игры учитель не исправляет ошиб­ки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмо­сферу и ситуацию успеха для учащихся.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).

Примеры игр:

  1. Игра «Запретное число»

Речевая задача: тренировать учащихся в счете.

Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «за­претными», например, четные числа, или числи­тельные, которые делятся на «3». Учащие­ся по очереди считают, вместо «запретно­го» числа ученик хлопает в ладоши.

Игра проводится в быстром темпе, учи­тель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся послед­ним.

  1. Игра "Animals "(«Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be.

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).

Р1: Не is a rabbit. I'm a monkey.

Р2: Не is a monkey. I'm an elephant. Etc.

Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультми­нутки.

Наши дети очень любят физкультми­нутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различ­ные упражнения.

Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.

Примеры физкультминуток:

1) Hands up, hands down, hands on hips, sit down.

Hands up, to the sides, bend left, bend right.

One, two, three hop! One, two, three stop!

Stand still!

2) Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,

And eyes, and ears, and mouth, and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, назы­вая и показывая действия, которые они вы­полняют.

Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном - пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

Для лучшего запоминания формы глагола to be, мы с ребятами поем песенку "I Am, He Is"(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).

I Am, He Is

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

Песню я использую

  1. для фонетической зарядки на на­чальном этапе урока;

  2. с целью отработки звуков и инто­нации;

  3. на этапах введения и закрепления грамматического материала;

Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам - методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальны­ми возможностями ребенка.

В чем же заключается специфика ис­пользования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смодели­рованная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюда­телями, а активными творцами, то овладе­ние языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная зада­ча не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочи­тают педагоги. Опрашивая взрос­лых, ребенку приходится неоднократно за­давать им вопросы: "What fruits do you like?"

Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информа­цию, они вместе с педагогом выясняют, ка­кие фрукты любят взрослые. Та­ким образом, у ребенка, самостоятельно до­бывающего нужную информацию, ненавяз­чиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.

Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречают­ся ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревож­ные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут прояв­лять себя абсолютно все. Даже самые за­стенчивые и малоактивные дети вовлека­ются в продуктивную деятельность, стре­мясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предпо­лагает какой-то реальный результат (аль­бом, выставку, миниспектакль и т.д.).

Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.

Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.

Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, кото­рые потребуют работы мысли и воображения.

Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за бояз­ни ошибиться дети теряют чувство уве­ренности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает про­цессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.

Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом - особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок - «Исправь себя сам!».

Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элемен­ты по-прежнему привлекательны для уча­щихся и остаются «ярким пятном» урока.

На мой взгляд, вышеописанные средст­ва и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.
























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ