Средства повышения эффективности процесса обучения
Средства повышения эффективности процесса обучения
Н.А.Сурина
Дети младшего школьного возраста требуют подчас кардинально различного подхода к методической организации процесса обучения иностранному языку. Младших школьников условно можно разделить на две группы, обладающие специфическими качествами, которые способствуют эффективному обучению или препятствуют ему.
К первой группе относятся учащиеся, которые способны к имитации, обладают хорошей памятью, имеют детскую непосредственность и уникальную предрасположенность к усвоению языка.
Дети второй группы не умеют сконцентрироваться, неусидчивы, быстро утомляются, не обладают аналитическим мышлением.
Решая задачи, возникающие в процессе обучения детей младшего школьного возраста, я по возможности стараюсь выявить природные наклонности ребенка к языку через непосредственное общение на простом уровне (Hello, What is your name?). Это требует определенного профессионального умения.
Говоря о преподавании иностранного языка детям, я не могу обойти вниманием такой фактор, как мотивация. Любые ошибки и просчеты первого года обучения можно исправить впоследствии, а вот отсутствие твердой установки на обучение, интереса к предмету - верный зародыш конечного провала.
Я считаю ошибочным чрезмерное внимание в начальных классах к качеству произношения (грубые ошибки, конечно, не в счет). Исправить недостатки, «навести лоск» можно значительно позже. Кропотливая работа над произношением в первый год обучения отнимает много времени, и при этом зачастую еще и травмирует учеников, что идет вразрез с главной целью этого этапа - создание мотивации.
Что является самым интересным для ребенка? Какой вид деятельности присущ ему по природе? Конечно же, игра! Она является естественной формой деятельности ребенка. Редкий ребенок остается равнодушным к игре, в которой участвует вся группа: правильно организованная игра обеспечивает эффективность усвоения того языкового явления, на котором она основана.
При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным - с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре - дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры - создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы игры имели элемент случайного исхода с тем, чтобы победителями не оказывались каждый раз одни и те же дети (в силу своего превосходства в общем развитии, степени владения языком и т.д.).
Примеры игр:
Игра «Запретное число»
Речевая задача: тренировать учащихся в счете.
Дети стоят в кругу и считают по очереди, но некоторые числа могут быть «запретными», например, четные числа, или числительные, которые делятся на «3». Учащиеся по очереди считают, вместо «запретного» числа ученик хлопает в ладоши.
Игра проводится в быстром темпе, учитель может при счете отбивать ритм. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры. Побеждает ученик, оставшийся последним.
Игра "Animals "(«Животные»)
Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.
Учащиеся стоят в кругу. Каждый участник в маске животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и свое животное (жест с указанием на себя).
Р1: Не is a rabbit. I'm a monkey.
Р2: Не is a monkey. I'm an elephant. Etc.
Если я замечаю, что внимание первоклассников рассеивается, что дети немного устали, то предлагаю физкультминутки.
Наши дети очень любят физкультминутки на английском языке. Для этой цели я использую рифмовки, короткие стихи. Произнося их вслух, дети делают различные упражнения.
Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у учащихся, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Примеры физкультминуток:
1) Hands up, hands down, hands on hips, sit down.
Hands up, to the sides, bend left, bend right.
One, two, three hop! One, two, three stop!
Stand still!
2) Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes,
And eyes, and ears, and mouth, and nose,
Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.
3) Включаю музыку и под счет на английском языке делаем физические упражнения. Ученики могут делать упражнения, называя и показывая действия, которые они выполняют.
Говоря о средствах, способствующих развитию интереса к английскому языку, нельзя не остановиться еще на одном - пении. Обращаясь к пению на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несет большой эстетический и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.
Для лучшего запоминания формы глагола to be, мы с ребятами поем песенку "I Am, He Is"(на мотив песни «В лесу родилась елочка»).
I Am, He Is
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.
Песню я использую
для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
с целью отработки звуков и интонации;
на этапах введения и закрепления грамматического материала;
Особое место в практике работы с детьми я отвожу нетрадиционным методам - методу проектного обучения. Он имеет свои специфические особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.
В чем же заключается специфика использования проектной методики? Конечно, первоклассники еще не могут самостоятельно предлагать идеи, планировать и реализовывать проект. Но если проект представлен как смоделированная игровая ситуация, в которой младшие школьники выступают не пассивными наблюдателями, а активными творцами, то овладение языковыми знаниями происходит на фоне эмоционально окрашенных и личностно значимых отношений между детьми и взрослыми в условиях, когда учебная задача не обозначена. Так, например, ребятам предлагается проблемная ситуация: им нужно выяснить, какие фрукты предпочитают педагоги. Опрашивая взрослых, ребенку приходится неоднократно задавать им вопросы: "What fruits do you like?"
Дети с большим интересом выполняют такого рода задания. Собрав всю информацию, они вместе с педагогом выясняют, какие фрукты любят взрослые. Таким образом, у ребенка, самостоятельно добывающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимой английской лексики и речевых образцов.
Это небольшой пример мини-проекта, который может быть выполнен на одном-двух занятиях. В каждом классе встречаются ребята, имеющие проблемы в общении со взрослыми или сверстниками, тревожные дети, ребята-лидеры и т.д. В проекте могут проявлять себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. И любой проект обязательно предполагает какой-то реальный результат (альбом, выставку, миниспектакль и т.д.).
Хочется еще сказать о том, как надо исправлять ошибки учащихся. Лучшим критерием оценки может быть языковой рост каждого ребенка, замеченный учителем. Необходимо поддерживать в детях чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к обучению языку чаще всего теряется тогда, когда пропадает чувство успеха.
Оценивая работу детей на уроке, обращаю внимание как на самых слабых, так и на самых сильных учащихся. Первых нужно поощрять за настойчивость, даже если их успехи скромны по отношению к успехам остальных детей. Важно время от времени давать им посильные задания, с которыми они наверняка справятся; почувствовав успех, они наверняка мобилизуют все свои силы и возможности, попытаются догнать более способных детей.
Что же касается сильных ребят, важно, чтобы работа со слабыми не сдерживала их прогресса. Им необходимо давать задания, которые потребуют работы мысли и воображения.
Настойчивое исправление ошибок на начальной стадии обучения может иметь отрицательные последствия: из-за боязни ошибиться дети теряют чувство уверенности, они стараются говорить только то, в чем уверены. Стремление добиться языкового совершенства мешает процессу общения. Конечно, есть ситуации, когда поправка учителя необходима, чтобы дети знали, как следует правильно выразить ту или иную мысль.
Когда ребенок сделает ошибку, я сразу же даю ему сигнал об этом - особым выражением лица, жестом и т.п. Прежде чем предпринимать что-либо еще, необходимо выдержать паузу. Если ученик сможет исправить себя сам, тогда ничего больше говорить не стоит. Основной принцип коррекции ошибок - «Исправь себя сам!».
Таким образом, меняя содержание и форму, мы добиваемся того, что эти элементы по-прежнему привлекательны для учащихся и остаются «ярким пятном» урока.
На мой взгляд, вышеописанные средства и приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся, делают учебный процесс эффективным и в то же время привлекательным и интересным.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ