Начальные классы. Пальчиковый игровой тренинг

Рыбина Ольга Николаевна.

МБОУ СОШ №1

с. Успенское Краснодарский край

учитель начальных классов


































Пальчиковый игротренинг

Пояснительная записка.


Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить физическое, нравственное и психическое здоровье учащихся. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Физкультминутки в системе оздоровительных мероприятий, проводимых на общеобразовательных уроках, имеет большое значение – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Особенно они важны для первоклассников, для которых процесс привыкания к условиям учёбы в школе является очень напряжённым. Ведь начало школьной жизни – это серьёзное испытание для ребёнка. За очень короткий срок первокласснику необходимо привыкнуть к новому распорядку дня, усвоить новые требования, предъявляемые к нему, наладить контакты со сверстниками, и, наряду с этим, ребёнок должен получить определённые знания, развивая свои способности, формируя собственные ценности.

У детей шестилетнего возраста наблюдается неустойчивость стереотипа правильной осанки, недостаточно хорошо сформирован мышечный «корсет», часто отмечается уплощение стоп, очень чувствителен к учебной нагрузке зрительный аппарат[1]. В данном сборнике даются рекомендации по формированию правильной осанки и сводов стопы, укреплению зрительного и дыхательного аппаратов младших школьников

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные физкультурные приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т.д. Если ребёнок достаточно закалён, то он может заниматься физическими упражнениями босиком. Ребёнок получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но и для улучшения кровообращения в ногах.

Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. [3] Включение в занятие или урок пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Знакомить детей с такими играми и упражнениями рекомендуется в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическое положение кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Все приведённые ниже комплексы физкультминуток можно использовать и во время приготовления домашних заданий для снижения утомления разных систем организма.



Комплекс упражнений по формированию правильной осанки


Осанкой принято называть способность человека держать своё тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринуждённо стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных движений держать прямо корпус и голову. У ребёнка с правильной осанкой – лёгкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперёд, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах. Ребёнок, не умеющий правильно держать своё тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это на только не красиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперёд – лордоз или назад – кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречается весьма часто среди детей раннего школьного возраста. Это чаще всего физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детств тяжёлые заболевания или страдающие какой-нибудь болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства.

Комплекс корригирующих упражнений для профилактики нарушения осанки у ослабленных детей можно выполнять несколько раз в день. Длительность интервалов отдыха между выполнением разных упражнений составляет 3-5 с. Увеличение времени удержания статических положений нарастает постепенно, начиная с 3-4 до 15 с. Амплитуда выполнения упражнений постепенно увеличивается до максимальной величины. Все упражнения выполняются в медленном темпе.


Комплекс «Красивая осанка».

    1. Выпрямляем спину. И.П. – сидя на пятках, руки в стороны. 1 – сгибая руки в локтях за спиной, правую руку сверху, левую снизу, переплести пальцы; 2-3- - держать позу; 4 – принять и.п.; 5-8 – то же, поменяв положение рук.

    2. Напрягаем руки. И.П. – сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести. 1 – глубокий наклон вперёд, руки назад-вверх; 2-3 – держать позу; 4 – принять и.п.

    3. Расправляем плечи. И.п. – сидя по-турецки, руки за головой. 1-4 – пружинящие отведения локтей назад; 5 – отводя локти назад, глубокий наклон вперёд; 6-7 – держать позу; 8 – принять и.п.

    4. Красивые наклоны. И.п. – сидя, руки в упоре сзади. 1 – глубокий наклон вперёд, обхватив стопы руками; 2-3 – держать позу; 4 – принять и.п.; 5 – лёжа, руки в упоре сзади, прогнуться; 6-7 – держать позу; 8 – принять и.п.

    5. Прогибаемся назад. И.п. – лёжа на животе, руки согнуты у груди. 1-2 – разгибая руки, в упоре лёжа на бёдрах, прогнуться назад, согнув ноги назад; 3-6 – держать позу; 7-8 – принять и.п.


Для снятия общего мышечного утомления.

Пловец. И.п. – ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, колени согнуты. Поднять согнутые в локтях раки перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнять круговые движения руками перед грудью вперёд – в стороны – назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выполнить 8-10 круговых движений в горизонтальной плоскости. Руки при движении не опускать.

Все движения выполняются плавно, не спеша, с максимальным расслаблением мышц.

Грести на лодке. И.п. – стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки перед собой вверх. Одновременно с медленным выдохом наклониться вперёд, руки не сгибая, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить 4-6 раз.

Черпаем море, разводим облака. И.п. – стоя, руки вниз, левая нога впереди, колени полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперёд и делая медленный выдох, скрестить руки перед коленями. Повторить 4-6 раз.

Физкультминутка «Тюша-толстячок»

Тюша-Плюша толстячок

Спрятал шапку в сундучок.

В сундуке проснулась мышка

Мышка – серая глупышка.

Только шапку увидала –

Сразу в обморок упала.


  1. И. п. – стойка, ноги врозь, руки опущены. 1 – руки на пояс; 2 – руки к плечам; 3 – руки вверх; 4 – руки через стороны вниз в и.п. (4 раза, темп средний.)

  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнутся, левую ногу в сторону на носок; 2-3 – держать; 5-6 – и.п.; то же правой ногой (6 раз, темп средний)

  3. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад; 2-4 – держать; 5-6 – и.п. (4 раза, темп медленный)

  4. И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – и.п. (4 раза темп средний.)

  5. И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3-4 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и.п. (4 раза, темп медленный)

  6. И.п. – о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук. 30 сек. В и.п. – глаза открыть. [1]


Только регулярное выполнение специальных упражнений поможет ребёнку сохранить осанку. Не обязательно выполнять приведённый комплекс полностью. Достаточно сделать несколько упражнений в день.


Профилактика плоскостопия.

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса, и следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Плоскостопие относится к тому заболеванию, которое, возникнув, достаточно быстро прогрессирует.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные физкультурные приёмы: ходьба босиком по неровной поверхности, по песку, ходьба на цыпочках, прыжки, подвижные игры и элементы спортивных игр – волейбола, баскетбола и т.д. Если ребёнок достаточно закалён, то он может заниматься физическими упражнениями босиком. Ребёнок получит несказанное удовольствие и заодно выполнит прекрасное упражнение не только против плоскостопия, но и для улучшения кровообращения в ногах.

Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.

Упражнения выполняются босиком.

Каток. Ребёнок катает стопой мяч в направлении вперёд-назад. Упражнение выполняется левой и правой ногами поочерёдно. Время выполнения упражнения – 1-2 мин.

Сборщик. Сидя на полу (ноги полусогнуты в коленях), ребёнок собирает пальцами одной ноги мелкие предметы – ластик, бумажный шарик, карандаш, расположенные на полу и складывает их в кучу. Время выполнения – 1-2 мин. Упражнение повторяется другой ногой с такой же продолжительностью.

Художник. Ребёнок карандашом , зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения – 30-50 с. Упражнение выполняется другой ногой.

Гусеница. Ребёнок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперёд к пальцам ног, затем пальцы распрямляет, и движение повторяется, имитируя движения гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30-50 с.

Мельница. Ребёнок, сидя на полу с выпрямленными коленями, выполняет (каждой ногой отдельно) круговые движения стопой сначала влево, затем вправо. Упражнение выполняется по 10-12 кругов в каждую сторону.


По мимо указанных упражнений, на уроках физической культуры или на подвижных переменах рекомендуется выполнять ходьбу на пятках, на внутренней, наружной стороне стопы (по 30-50 с), ходьба на носках, удары по футбольному мячу носком, внутренней стороной стопы (по 5-10 ударов). Хорошо использовать бег с максимальной скоростью на дистанцию до 30 м, упражнения с гантелями (приседания, выпады вперёд левой и правой ногой), «семенящий» бег.



«Дышим с удовольствием». [2]

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного или физического труда.

Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо через нос равномерно и ритмично; старатьря максимально наполнять лёгкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой следует прекратить.

Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю. [2]

Форсировать тренировку ни в коем случае нельзя!!!!

Упражнение 1.

  1. Встать прямо, руки вдоль туловища.

  2. Сделать полный глубокий вдох.

  3. Медленно поднять руки, держа их напряжёнными до тех пор, пока кисти не будут над головой.

  4. Держа руки над головой задержать дыхание на 2-3 с.

  5. Медленно выдыхая, опустить руки в исходное положение.

  6. Проделать очистительное дыхание. 1 (Глубокий вдох через нос и резкий выдох тремя-четырьмя порциями через рот. 1 раз)


Упражнение 2.

  1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой.

  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

  3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п. Повторить ещё раз, всё время удерживая дыхание.

  4. С силой выдохнуть через рот.

  5. Проделать очистительное дыхание. 1


Упражнение 3.

  1. Встать прямо., вытянутые руки перед собой.

  2. Сделать глубокий вдох задержать дыхание.

  3. Быстро махнуть руками, делая ими круги назад. Затем такое же движение руками в обратную сторону, всё время удерживая дыхание.

  4. С силой выдохнуть через рот.

  5. Проделать очистительное дыхание. 1


Упражнение 4.

  1. Встать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.

  3. Приблизить грудь к стене, держа свой вес на руках.

  4. Медленно отодвигаться от стены, делая это при помощи рук и держа тело напряжённым.

  5. С силой выдохнуть через рот

  6. Проделать очистительное дыхание.


Гимнастика до занятий предназначена для спокойного вхождения организма в учебную деятельность. Упражнения выполняют неспешна, без резких движений, с постепенным увеличением амплитуды. Время выполнения комплекса – 5-7 мин, дозировка 4-6- раз, пульс не должен превышать 120-130 ударов в минуту.





Профилактика близорукости.


Плохое зрение чаще всего зависит от ослабления мышцы, регулирующей кривизну хрусталика для постоянной «наводки на резкость» глаза. Специалисты считают, что даже детям с нормальным зрением необходимо регулярно выполнять комплекс упражнений для глаз.

Упражнения для тренировки зрения.

Упражнения выполняются сидя в удобной позе, голова при этом опирается на спинку стула, мышцы максимально расслаблены.

Движения глазными яблоками вправо и влево. Выполнять движения влево и вправо до предела, без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторять по 4-6- раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-400 с.

Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленные движения глазами вверх и вниз с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз в каждую сторону. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 с.

Фиксация взгляда на кончике носа. Взгляд фиксируется в течении 10-20 с на точке, расположенной на кончике носа. При выполнении упражнения нужно максимально расслабить мышцы, дышать спокойно и ровно. Закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 с. Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

Вращение глаз. Плавные движения глазными яблоками (голова неподвижна) по кругу – сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Повторить по три вращения в каждую сторону.

Расслабиться в течение 30-40 с.

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 с. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 с.

Комплекс упражнений для снятия утомления зрения.

Согревание глаз. В положении стоя, ноги вместе, опустить руки вниз, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперёд и выполнить трущие движения ладонью о ладонь, умеренно прикладывая силу. После того кА ладони разогреются, сложить их «лодочкой» и положить на глаза (левую руку на левый глаз, а правую руку на правый глаз), таким образом, чтобы центры ладоней не касались глазного яблока. Глаза при этом закрыты. Держать ладони в таком положении около 10 с, затем опустить руки. Повторить все элементы упражнения в указанной последовательности 2-4 раза. В заключение данного упражнения под ладонями смыкать и замыкать веки (8-10 раз).

Поглаживание шеи. И.п. – стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Поменять руки и выполнит то же левой рукой.

Массаж биологических активных точек на лице. Энергично потереть ладонью о ладонь, согреть их. Прижать ладони к щекам, пальцы наложить на закрытые глаза. Выполнить синхронное поглаживание двумя ладонями от бровей вверх – в стороны – к вискам – 5-7- раз.


Комплекс для снятия утомления в мышцах кисти.

Пальчиковый игротренинг.

Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук


Флажок

Наклонить кисть руки; все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут вверх.



Стол

Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку ладонью вниз.

Стул, кресло

Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы.

Лодочка

Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.

Бочонок с водой

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, отставив сверху отверстие.

Миска, гнездо

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

Гнездо с яйцами

Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь.

Ворота, дверь

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.

Башня, крыша, дом

Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.

Чаша, цветок

Кисти рук в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их.

Мост, дорога, дом

Поднять кисти рук вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.

Корни растений

Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Улитка с усиками

Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

Раковина улитки

Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху.

Очки

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Зайчик

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.

Деревья

Поднять обе кисти рук ладонями к себе, широко расставить пальцы.


Кошка

Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять кисть правой руки вверх.

Собака

Соединить большой, средний и безымянный пяльцы правой руки; указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.

Магазин

Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей» - это «прилавок» магазина.

Продавец и покупатель

Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

Пассажиры в автобусе

Скрещенные пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх.

Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Пальчики здороваются

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения выполняются пальцами левой руки, затем – двумя руками одновременно.

Встретились ладошки

Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.

Осы

Обе руки сжаты в кулаки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.

Человечек

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно («бег наперегонки»).

Птички летят, машут крыльями

Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Разогревание ладоней. И.п. – стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться вперёд, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени выполнить трущие движения ладонь о ладонь. Движения выполняются легко, без лишнего напряжения. Во время трения ладоней руки выпрямлены, а плечи поочерёдно двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения – 30-40 с.

Поглаживание рук. И.п. – стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 с. Тёплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание другой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья (5-7 раз).

Сплетение пальцев за спиной. И.п. – стоя, руки опущены вниз. Правую руку согнуть в локте завести за спину и поднять правую кисть вверх, ближе к лопаткам. Левую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину над левым плечом. Сцепить руки за спиной, соединив пальцы в замок. Оставаться в позе 10-15 с., осле чего принять исходное положение.. Поменять руки и повторить упражнение , начиная с левой руки.


Игры и упражнения со стихотворным сопровождением

Апельсин

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он – один.

Эта долька – для кота,

Эта долька - для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

Замок

На двери висит замок.

(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок.)

Кто открыть бы его смог?

(Повторение движений.)

Потянули…

(Сцепленные в замок руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)

Покрутили…

(Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга…)

И – открыли!

(Пальцы расцепить, ладони – в стороны.)

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев – это «крыша дома».)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.)


Мы ворота открываем,

(Ладони поворачиваются параллельно друг другу.)

В этот домик приглашаем.

(Пальца обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.)

Братья-ленивцы

Спит в избушке пятеро братьев.

(Ладонь лежит на столе.)

Утром проснулся брат старший.

Потянулся, а самому вставать лень.

(Большой палец тянется вверх, остальные лежат на столе. Большой палец несколько раз постукивает по указательному и опять ложится на стол.)

Брат-указка проснулся, потянулся,

(Вверх тянется указательный палец.)

Стал будить брата-середку:

- Вставай, середка, утро на дворе!

А сам – в кровать.

(Указательный палец постукивает по среднему и ложится на стол.)

Потянулся брат-середка, поглядел –

И впрямь вставать пора!

(Поднимается средний палец.)

Разбудил второго братца-указку:

- Ну-ка, брат, поднимай семью!

А сам досыпать улегся.

(Стучит по безымянному и ложится на стол.)

Трудней всех братцу-ленивцу вставать,

Трудней всех потянуться.

(Безымянный палец с усилием тянется вверх.)

Будит он брата младшего:

- Мизинчик, подними всех!

(Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол.)

Проснулся мизинчик, потянулся…

(Мизинец тянется вверх.)

Да как закричит:

- Вставайте, братцы!

Пора за дело браться!

(Мизинец в такт словам барабанит по столу.)

Разбудил брата четвертого, самого ленивого,

А сам – под одеяло.

(Мизинец ложится на стол.)

Тут все братья и проснулись.

(Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижита к столу.)

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

(Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы – вверх.)

Приходили прямо к дому

(Соединить под углом кончики пальцев обеих рук – это «крыша домика».)

Указательный и средний,

(Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на обеих руках одновременно.)

Сам мизинчик-малышок

(Пальцы сжать в кулак, выставить вверх только мизинцы.)

Постучался о порог.

(Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Ритмичное сгибание и разгибание пальцев на обеих руках.)

Мы учимся письму

Мы учимся письму.

Для чего? И почему?

(Дети руками показывают на тетради.)

Из крючков, из крючков,

(Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.)

Из кружков, из кружков,

(Пальцы рук складываются колечками.)

Сможем буквы написать.

(Имитация в воздухе движений, как при письме.)

Если будем мы стараться,

Буквы будут получаться.

(Руки на поясе, наклоны головы в стороны.)

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

(Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.)

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем!

(Энергичное встряхивание кистей рук.)

Дружба

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Ритмичное касание пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.)

Прогулка

Пошли пальчики гулять.

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)

А вторые – догонять.

(Ритмичные движения по столу указательными пальцами.)

Третьи пальчики – бегом,

(Движения средних пальцев в быстром темпе.)

А четвертые – пешком,

(Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.)

Пятый пальчик поскакал

(Ритмичное касание поверхностями стола обоими мизинцами.)

И в конце пути упал.

(Хлопок обоими кулаками по столу.)

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя,)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

Уф, устали!

(Энергично встряхиваем руками.)

Дружные пальчики

По ходу чтения стихотворения пальцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Средний братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

Мышки-шалунишки

Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз в ладоши, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик – обеими ладонями изображается острая крыша; стол – правая рука сжимается в кулак, левая – прижимается сверху; скамейка – одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной стороны пальцами вверх; стул – правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к ней; шкаф – кулаки кладутся друг на друга. Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки,

Так и шмыгают кругом –

Все по кухне кувырком.

То топочут за столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на шкаф залезут мышки,

То на стуле шалунишки.

Так и хочется поймать,

А они – шмыг – под кровать!

Этот пальчик

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик – не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики, ура!

На прогулку им пора.

Ладошки

Педагог задает вопрос:

- Где ваши ладошки?

- Тут – тут – тут!

(Дети показывают руки, сложенные в кулачки.)

А в ладошках пальчики живут!

(Раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении.)

Пальчики трудились,

Не ленились,

Лепили-лепили,

(Пальцы рук сгибаются и разгибаются, имитируя лепку.)

Рисовали,

(Имитация рисования.)

Строили-строили,

(Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича.)

Хорошо играли!

А потом, а потом,

А потом устали!

(Встряхивания расслабленными кистями рук.)

Пять малышей

Один малыш качается в саду,

(Один палец выставить вперед и показать им, как качаются качели.)

Два малыша купаются в пруду,

(Показать два пальца и затем руками имитировать движения пловцов.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(Показать три пальца, имитировать ползание.)

А в эту дверь стучат уже четыре.

(Показать четыре пальца и имитировать стук в дверь.)

С пятью другими также все в порядке:

(Показать все пальцы другой руки.)

Им весело, они играют в прятки.

(Закрыть обеими руками лицо – «спрятаться».)

Где притаились – ясно и ежу,

(Руки в замок перед грудью, пальцы раскрыты – это «еж».)

Но я глаза зажмурил и вожу:

(Закрыть одной рукой глаза.)

«Один, два, три…

Два, три, четыре, пять…

(Считать и одновременно показывать необходимое количество пальцев на руке.)

Ну, берегитесь: я иду искать!»

(Указательный палец поднят вверх – «предупреждение», затем имитация подкрадывания.) [3]



Во время проведения физкультминуток нужно придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – лучше «недобрать» нагрузки на занятиях, чем её превысить. Важным принципом должен стать девиз «постепенность, постепенность, постепенность». Нельзя заниматься физическими упражнениями при головных болях, насморке, повышенной температуре, после утомительных умственных нагрузок. Необходимо подождать, когда эти признаки пройдут. Важным аспектом оздоровления являются не только физические нагрузки, но и соблюдение норм нравственности. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремлённость на занятиях – вот далеко не полный перечень качеств, которые помогут ребёнку стать более здоровым. Соблюдение норм нравственности делает занятия физическими упражнениями чрезвычайно эффективными. Важный аспект занятий оздоровительной физической культурой – максимально полная концентрация внимания на выполняемых упражнениях. [2]






Литература:

1. Бурмистрова Н.И., кандидат педагогических наук, преподаватель лечебной физкультуры и гигиены Коломенского педагогического института.

«Для укрепления здоровья первоклассников». // Начальная школа 1996 №7, с. 47-48


2. Копылов Ю.А. кад педагог наук, старший научный сотрудник; Полянская Н.В. кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО. «Режим учёбы и отдыха ослабленных детей».// Начальная школа №9 2003 с.88-94

3. Степанова О.А. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающего образования ИПК и ПРНО Московской области. «Программа развития движений пальцев и кистей рук первоклассников».// Начальная школа плюс до и после. с. 3-8

17


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ