Развитие беглого, осознанного и выразительного чтения
Развитие беглого, осознанного и выразительного чтения.
В.А. Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Так, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
И этому должны научить мы, учителя начальных классов.
Система обучения младших школьников предусматривает уроки обучения грамоте и уроки классного чтения. На каждом уроке чтения, но в разных пропорциях, должна быть организована учебная деятельность.
И вот, когда набираешь детей в 1 класс, всегда думаешь: с чего начать? В период обучения грамоте можно встретить две крайности в работе. В классе, где много читающих детей, на уроках обычно используется обилие дополнительного материала, и обучение проходит в оптимальном (режиме) темпе. Для ребенка, не умеющего читать, это создает избыток информации, с которой он не в состоянии справиться. Как правило, от этого ослабевает внимание, он не успевает осмыслить и закрепить новое. Нередко такие дети в период обучения грамоте теряют веру в свои силы. Учитель ориентируется только на нечитающих детей. Читающие дети утомляются, им скучно слушать однообразное чтение.
С такими явлениями столкнулась и я. В прошлом году ко мне пришли 24 ученика: из них 2 читали бегло, 8 по слогам, 7 знали буквы, а остальные знали не все буквы.
Я поставила перед собой проблему научить беглому, осознанному выразительному чтению. Перелистала подшивки журнала «Начальная школа» начиная с 1989 года. Многое применила и применяю сейчас.
На первых уроках обучения грамоте мы выучили такие слова:
Давайте разговаривать.
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Поэтому урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребенка. Во время разминки включаю упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, медленно), выразительности (произносим с удивлением, огорчением, равнодушием). Сложность разминки зависит от возраста и подготовленности детей.
В начале 1 класса в разминку вводила сочетание тренируемого звука с согласными (слоговые таблицы, чтение сочетаний стечения 2-3 согласных с гласными ст-а, о, у, ы, и, э, стр а, о, у, э чтение слов, содержащих тренируемый звук чистоговорок, скороговорок.
Все эти задачи решаются на уроках во время артикуляционной гимнастики, которая не отнимает много времени и сил. Она проводится в начале и в конце урока в течении 4-5 минут. При этом большое влияние уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
Использую игру на звукоподражание: как мычит корова, как жужжит жук, а как муха попавшая в паутину? Или стихи: На птичьем дворе.
Наша уточка с утра. Кря,
Наши гуси у пруда. Га-га-га.
Наши курочки в окно. Ко-ко-ко.
Хороший эффект дают игры со словами: «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Какая буква пропущена». Игра «Дупло». Вот это дуб, а в нем дупло. Где поселилась буква о. Буква эта гласная, Но дружна с согласными. Желудь «Эль» упал в дупло Прочитали вместе (ло). Желудь «эн» упал в дупло Прочитали вместе (но) и т.д.
Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма: «В скороговорках необходимо выяснить ее смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Сложное слово произнести по слогам в медленном темпе.
Проговорить ее беззвучно, но артикулируя. Затем переходить на шепот, а затем вслух. Сначала короткие, а затем более сложные».
У Сани сом с усами.
У елки иголки колки.
У Клавы лук на полке.
Ломами лед ломали мы!
Летели клочья от зимы!
Для развития зрительной памяти, внимания способствует так называемое «фотографирование» картинок, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке. Одна секунда будет, если произнести про себя «21». Перед показом предупреждаю детей, что должны смотреть внимательно. А затем даю команду.
И такие задания: найди лишнюю букву, слог, слово.
Хороший прием - чтение с закладкой.
Закладка движется не под строкой, а по строке закрывая уже прочитанный слог слева от читательского. Это исключает мимолетную регрессию, ускоряет чтение, развивает память.
Мама мыла раму
Когда дети научились читать ввела новые виды работ. Я читаю и делаю «ошибку» (неправильно прочитываю окончание, пропускаю слово, делаю замену букв и т.д.) они мне дают знак, стучат ручкой или карандашом о парту.
Также применяю и диагностические тесты. Они дают возможность быстро провести проверку (знаний учащихся), осознанности и внимательности при чтении вслух или про себя, или при чтении «учитель-ученик». Когда учитель читает, а продолжает ученик. Эта работа очень нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтоб ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята точно чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на него. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда получается на уроке, привлечь к работе всех детей. Предложенные мной тесты я использую на этапе проверки осознанности чтения сразу после знакомства с произведением. Чаще всего ответы записываю на доске. Они показывают правильный номер ответа. Мы читаем рассказ Н.Носова «На горке».
1.Ребята трудились: 1.До обеда. 2. Целый день.
2. Как звали мальчика: 1.Коля. 2.Котька.
3. Котька сыпал песок: 1.Впереди себя. 2.Сбоку.
4.Котька признался: 1.Сам. 2.Ребята сказали.
5.Кто сделал ступеньки: 1.Котька. 2.Ребята.
А также (мы знаем) очень важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами постоянно, а то что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если хотим усвоить какие-то умения, довести до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени: мы должны упражнения проводить короткими понятными, но с большой частотой. Поэтому я ввела ежеурочные минутки чтения. И каждый день, в конце рабочего дня я спрашиваю' «О чем сегодня прочитали?». Я увидела заинтересованность в чтении, умение пересказать и выражать свои мысли.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ