РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность «Юные инспекторы дорожного движения» (Возраст воспитанников 9 – 10 лет)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета школы
Протокол № _______ от
«____» _________2014 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
МОУ Репенская СОШ
_____ Барышникова О. А.
________________ 2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ Репенская СОШ
________ Локтева С. П.
Приказ №_________ от
________________2014 г.
Алексеевского района Белгородской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочная деятельность
«Юные инспекторы дорожного движения»
Возраст воспитанников - 9 – 10 лет
Срок реализации 1 год
Учитель начальных классов
Бугакова Галина Петровна
с. Репенка, 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогическое направления под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.
Класс – 4
Количество занятий в неделю – 2 часа
Количество часов в год – 68 часов
Срок реализации - 1 год
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Цель программы:
-создание условий для саморазвития и самореализации личности; -обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Задачи программы: - привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения; - вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Место курса в учебном плане
Авторская программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с Базисным учебным планом учебный год составляет 34 учебные недели, таким образом в рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Сокращены 2 часа в темах «Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения» (1 ч), «Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения» (1 ч).
Тема 8 «Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения» (7 ч) реализуется на протяжении всего года.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Условия реализации программы
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
экскурсии
конкурсы, соревнования, КВН, викторины
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Формирование универсальных учебных действийЛичностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»;
-способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса
1. Понятие об участниках дорожного движения
Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных
средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. *
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма
Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка,
назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
Учебно-тематический план
№
Темы
Количество часов
п/п
Всего
Теория
Практика
1
Понятие об участниках дорожного движения
2
1
1
2
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах
8
2
6
3
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
8
2
6
4
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда
8
2
6
5
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
10
2
8
6
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
8
2
6
7
Профилактика детского дорожного травматизма
8
2
6
8
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
7
2
5
9
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
6
2
4
10
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения
3
1
2
Итого
68
18
50
В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Содержание деятельности
Кол-во часов
Дата
Примечания
Т.
Пр.
По пл.
Факт.
1.
Понятие об участниках дорожного движения 2 ч
1
1
1
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения
1
2
Действия участников дорожного движения по дорожным знакам, определяющим переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «место остановки автобуса».
1
8.1
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»
1
2.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 8 ч
2
6
1
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.
1
2
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.
1
3
Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях
1
4
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков и правила разъезда на них
1
5
Регулируемый перекресток. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.
1
6
Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях: запрещающий знак «движение на велосипедах запрещено», предписывающий знак «велосипедная дорожка».
1
7
Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях:
1
8
Ответственность за нарушение ПДД
1
8.2
Викторина «В гостях у Светофорчика»
1
3.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велоси-педиста 8 ч
2
6
1
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.
1
2
Правила движения для велосипедистов. Краткие сведения об истории создания велосипеда.
1
3
Порядок движения группы велосипедистов.
1
4
Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
1
5
Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.
1
6
Велосипедная прогулка.
7
Подготовка велосипеда к походу.
1
8
Велосипедный поход.
1
8.3
Творческая работа «Мой друг – велосипед»
1
4.
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 8 ч
2
6
1
Особенности устройства велосипеда.
1
2
Назначение основных частей велосипеда
1
3
Физические основы устойчивости
двухколёсного велосипеда.
1
4
Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда.
1
5
Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда.
1
6
Освоение приёмов безопасного падения.
1
7
Освоение приёмов езды и безопасного падения с велосипеда.
1
8
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
1
8.4
Конкурс эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
1
5.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 10 ч
2
8
1
Изучение правил дорожного движения.
1
2
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге.
1
3
Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги
1
4
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость
(мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).
1
5
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Рисуем дорожные знаки
1
6
Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки
1
7
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
1
8
Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
1
9
Работа на тренажёрах.
1
10
Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.
1
8.5
КВН «Красный, жёлтый, зелёный»
1
6
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 8ч
2
6
1
Состав и назначение автоаптечки.
1
2
Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).
1
3
Обработка ран и способы остановки кровотечения.
1
4
Отработка приёмов обработки ран и способов остановки кровотечения.
1
5
Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.
1
6
Отработка приёмов наложения повязок.
1
7
Правила транспортировки пострадавших.
1
8
Отработка правил транспортировки пострадавших.
1
8.6
Игра «Аукцион знаний»
1
7
Профилактика детского дорожного травматизма 8 ч
2
6
1
Виды и назначение автогородков.
1
2
Устройство автогородка,
назначение его основных элементов и особенности технического оборудования.
1
1
3
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.
1
4
Правила движения в автогородке
1
5
Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке.
1
6
Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке.
1
7
Настольная игра на тему правил дорожного движения.
1
8
Соревнования по безопасному вождению велосипеда
1
8.7
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».
1
8
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 7 ч
Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.
Данная тема реализуется на протяжении всего года.
2
5
9
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»
6 ч
2
4
1
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
1
2
Подготовка соревнований «Безопасное колесо».
1
3
Проведение тренировочных соревнований.
1
4
Проведение тренировочных соревнований.
1
5
Проведение тренировочных соревнований.
1
6
Проведение соревнований «Безопасное колесо».
1
10
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения 4 ч
1
2
1
Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.
1
2
Подготовка выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения.
1
3
Проведение выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения
1
Итого: 68 ч
18
50
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1
В. А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. – М. «Просвещение» 2011.
Д
2
Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. — М., 2007.
Д
3
Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. — М., 2008.
Д
4
Зеленин .С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. — М., 2007.
Д
5
Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. — М., 2004.
Д
6
Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. — М., 2007.
Д
2. Печатные пособия
1
Безопасность дорожного движения", комплект плакатов. ОБЖ, 1- 4 класс
Д
2
Набор предметных картинок «Транспорт. Мебель, предметы интерьера»
Д
3. Оборудование класса
1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Д
2
Персональный компьютер
Д
3
CD/DVD-проигрыватели
Д
4
Магнитно-маркерная доска
Д
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ