РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность «Юные инспекторы дорожного движения» (Возраст воспитанников 9 – 10 лет)


Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № _______ от


«____» _________2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ Репенская СОШ


_____ Барышникова О. А.


________________ 2014 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Репенская СОШ

________ Локтева С. П.


Приказ №_________ от


________________2014 г.

Репенская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочная деятельность

«Юные инспекторы дорожного движения»

Возраст воспитанников - 9 – 10 лет

Срок реализации 1 год





Учитель начальных классов

Бугакова Галина Петровна







с. Репенка, 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Юные инспекторы дорожного движения» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности социально-педагогическое направления под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой.

Класс – 4

Количество занятий в неделю – 2 часа

Количество часов в год – 68 часов

Срок реализации - 1 год


Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.). В течение периода обучения учащиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.




Цель программы:

-создание условий для саморазвития и самореализации личности; -обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Задачи программы: - привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения; - вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения. Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублѐнное изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки. Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.


Место курса в учебном плане

Авторская программа рассчитана на 70 часов. В соответствии с Базисным учебным планом учебный год составляет 34 учебные недели, таким образом в рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Сокращены 2 часа в темах «Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения» (1 ч), «Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения» (1 ч).

Тема 8 «Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения» (7 ч) реализуется на протяжении всего года.





Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


Условия реализации программы

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия

  • игровые тренинги

  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх

  • экскурсии

  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины

  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;


Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по селу с целью изучения программного материала.

Формы и методы контроля:

  • организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;

  • проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

  • организация игр-тренингов;

  • анализ результатов деятельности.


Формирование универсальных учебных действийЛичностные:

- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дорожная азбука»;

-способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные:

-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- умение ставить и формулировать проблемы;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; Коммуникативные:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Содержание курса

1. Понятие об участниках дорожного движения

Элементам улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.

Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

Правила для пешеходов и водителей транспортных

средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.

Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. *

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.

4. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости

двухколёсного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения.

Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.

Практическая работа: работа на тренажёрах; освоение правил работы с электронными экзаменаторами.

6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП). Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.

Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

7. Профилактика детского дорожного травматизма

Виды и назначение автогородков. Устройство автогородка,

назначение его основных элементов и особенности технического оборудования. Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.

Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда (педального автомобиля) в автогородке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.

8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.

9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

Подготовка соревнований «Безопасное колесо».

Практическая работа: проведение соревнований.

10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.

Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.


Учебно-тематический план


Темы

Количество часов

п/п

Всего

Теория

Практика

1

Понятие об участниках дорожного движения

2

1

1

2

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах

8

2

6

3

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста

8

2

6

4

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда

8

2

6

5

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта

10

2

8

6

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП

8

2

6

7

Профилактика детского дорожного травматизма

8

2

6

8

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения

7

2

5

9

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

6

2

4

10

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения

3

1

2


Итого

68

18

50


В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением занятий расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.


Календарно-тематическое планирование



п/п

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

Примечания


Т.

Пр.

По пл.

Факт.

1.

Понятие об участниках дорожного движения 2 ч

1

1




1

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения

1





2

Действия участников дорожного движения по дорожным знакам, определяющим переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «место остановки автобуса».


1




8.1

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»


1




2.

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах 8 ч

2

6




1

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

1





2

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.

1





3

Разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях


1




4

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков и правила разъезда на них


1




5

Регулируемый перекресток. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров.


1




6

Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях: запрещающий знак «движение на велосипедах запрещено», предписывающий знак «велосипедная дорожка».


1




7

Разбор действий пешеходов и велосипедистов в дорожных ситуациях:


1




8

Ответственность за нарушение ПДД


1




8.2

Викторина «В гостях у Светофорчика»


1




3.

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велоси-педиста 8 ч

2

6




1

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках.

1





2

Правила движения для велосипедистов. Краткие сведения об истории создания велосипеда.


1




3

Порядок движения группы велосипедистов.


1




4

Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.


1




5

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.


1




6

Велосипедная прогулка.






7

Подготовка велосипеда к походу.



1




8

Велосипедный поход.


1




8.3

Творческая работа «Мой друг – велосипед»

1





4.

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда 8 ч

2

6




1

Особенности устройства велосипеда.

1





2

Назначение основных частей велосипеда

1





3

Физические основы устойчивости

двухколёсного велосипеда.


1




4

Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда.


1




5

Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда.


1




6

Освоение приёмов безопасного падения.


1




7

Освоение приёмов езды и безопасного падения с велосипеда.


1




8

Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.



1




8.4

Конкурс эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.



1




5.

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта 10 ч

2

8




1

Изучение правил дорожного движения.

1





2

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге.

1





3

Части дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги


1




4

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость

(мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).


1




5

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Рисуем дорожные знаки


1




6

Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки


1




7

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».


1




8

Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.



1




9

Работа на тренажёрах.


1




10

Освоение правил работы с электронными экзаменаторами.


1




8.5

КВН «Красный, жёлтый, зелёный»

1





6

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП 8ч

2

6




1

Состав и назначение автоаптечки.

1





2

Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

1





3

Обработка ран и способы остановки кровотечения.


1




4

Отработка приёмов обработки ран и способов остановки кровотечения.



1




5

Виды перевязочных средств и правила наложения повязок.


1




6

Отработка приёмов наложения повязок.


1




7

Правила транспортировки пострадавших.


1




8

Отработка правил транспортировки пострадавших.


1




8.6

Игра «Аукцион знаний»


1




7

Профилактика детского дорожного травматизма 8 ч

2

6




1

Виды и назначение автогородков.

1





2

Устройство автогородка,

назначение его основных элементов и особенности технического оборудования.

1

1




3

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на занятиях в автогородке.



1




4

Правила движения в автогородке



1




5

Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке.


1




6

Тренинг по безопасному вождению велосипеда в автогородке.


1




7

Настольная игра на тему правил дорожного движения.



1




8

Соревнования по безопасному вождению велосипеда


1




8.7

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».


1




8

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения 7 ч

Организация утренников, смотров, викторин, КВНа и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.

Практическая работа: проведение утренников, Смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п.

Данная тема реализуется на протяжении всего года.


2

5




9

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»

6 ч

2

4




1

Подготовка соревнований «Безопасное колесо».

1





2

Подготовка соревнований «Безопасное колесо».

1





3

Проведение тренировочных соревнований.


1




4

Проведение тренировочных соревнований.


1




5

Проведение тренировочных соревнований.


1




6

Проведение соревнований «Безопасное колесо».


1




10

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения 4 ч

1

2




1

Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступлений агитбригад юных инспекторов дорожного движения.

1





2

Подготовка выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения.


1




3

Проведение выступления агитбригады юных инспекторов дорожного движения


1





Итого: 68 ч

18

50





Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1

В. А. Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. – М. «Просвещение» 2011.

Д

2

Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. — М., 2007.

Д

3

Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. — М., 2008.

Д

4

Зеленин .С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. — М., 2007.

Д

5

Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. — М., 2004.

Д

6

Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. — М., 2007.

Д


2. Печатные пособия


1

Безопасность дорожного движения", комплект плакатов. ОБЖ, 1- 4 класс

Д

2

Набор предметных картинок «Транспорт. Мебель, предметы интерьера»

Д


3. Оборудование класса


1

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц. 

Д

2

Персональный компьютер

Д

3

CD/DVD-проигрыватели

Д

4

Магнитно-маркерная доска

Д





14


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ